открытое занятие по развитию речи "Вкусные фрукты". Занятие по развитию речи фрукты


Занятие по развитию речи. Фрукты.

Цель: познакомить ребенка с фруктами и их  признаками, учить составлять простые предложения, а также предложения со словами, отвечающими на вопрос «кого»

Занятие по развитию речи можно провести в форме игры «Чудесный мешочек» . Для этого приготовьте красивый мешочек, сложите в него муляжи фруктов или фрукты в натуральном виде. В качестве сюрпризного момента используйте красивую иргрушку, например Незнайку.

Привлеките внимание ребенка к игрушке: «Посмотри, к нам в гости пришел Незнайка. Он хочет с тобой поиграть. Давай посмотрим что он принес в мешочке.»

(Можно использовать картинки фруктов, сложив их в «Волшебную коробочку»)

 

Ребенок достает из мешочка како-либо фрукт. Спрашиваем Незнайку, как  называется фрукт. Незнайка не знает. Тогда спрашиваем ребенка: «Что принес Незнайка?» Побуждайте ребенка отвечать не одним словом, а коротким предложением: «Незнайка принес яблоко». После того, как ребенок ответит, предложите рассмотреть внимательно этот фрукт. «Какое яблоко (груша)  -Яблоко круглое, красное, сладкое.

Достаньте и рассмотрите следующий фрукт по такому же принципу.

Незнайка, угадай про какой фрукт я загадаю загадку:»Желтый, кислый-это что?» Незнайка отвечает неправильно. Попросите малыша помочь Незнайке. Не забывайте хвалить малыша.

А теперь давай поиграем в сказку про Колобка. Ребенок выполняет роль Колобка, при этом он просто бежит по дорожке или передвигается на корточкам, предложите ему придумать это самому.

Приготовьте игрушки или картинки, изображающие зверей.

Кого сначала встретил Колобок? (Колобок встретил Зайца)

Чтобы Заяц отпустил колобка, надо рассказать какой он (Заяц маленький, серенький, пушистый). После того, как ребенок убежал от зайца, спросите от кого Колобок укатился? (Колобок укатился от Зайца)

Кого еще встретил Колобок. (Волка, Медведя, Лису) Игра продолжается по тому же принципу: какой  Волк(Серый, зубастый), Медведь(Большой,косолапый) Лиса(Рыжая, хитрая). От кого укатился колобок? (от Волка, от Медведя, от Лисы). Следите, чтобы ребенок отвечал предложениями, чтобы правильно произносил окончания слов. 

В заключении Незнайка говорит, что ему очень понравилось играть с малышом и обещает прийти в следующий раз. Обязательно похвалите ребенка.

stotysyhc.ru

Конспект занятия по развитию речи "Фрукты. Сад"

Конспект открытого занятия по развитию речи.Тема: Фрукты. Сад.

Задачи:

Образовательные:

  • расширение и активизация словаря по теме «Фрукты. Сад»;

  • развитие умения правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе;

  • обучение навыкам связного высказывания.

Коррекционные:

  • развитие зрительного и слухового восприятия и памяти; логического мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики;

  • предупреждение и профилактика дислексии, дисграфии.

Воспитательные:

  • воспитание аккуратности;

  • воспитание умения работать индивидуально и в коллективе.

Оборудование: запись «Релаксация», «Что нам осень принесла», игрушка Ёжик, корзинка, картинки для мимической гимнастики, картинки-изображения сада и различных фруктов, облако с линиями для зрительной гимнастики, разрезные картинки фруктов, угощения для детей.

Ход занятия.

1. Оргмомент. Приветствие.

Дети заходят в группу, встают полукругом.

Логопед: Поздоровайтесь с гостями,

  Улыбнитесь всем вокруг,

  Руку дайте другу слева

  И скорей вставайте в круг.

Минута релаксации (Звучит запись “Релаксация”).

Логопед:   Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу.

Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

(Дети делают вдох и выдох три раза)

Логопед: Сядьте правильно, спинка ровная (обращаем внимание на осанку).

Наши ушки слушают и всё …(слышат). Наши глазки смотрят и всё … (видят). Наша голова работает … (хорошо). Язычок чётко произносит все … (звуки).

2. Введение в тему занятия.

Логопед: Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила по дороге одного лесного жителя. Кто это? (Ёжик).

Сегодня я предлагаю вам провести занятие вместе с ним и выполнить все задания, которые он нам принес в корзинке. Посмотрите, наш Ёжик сейчас веселый. Но иногда он бывает грустным, сердитым (делаем мимическую гимнастику).

А вот первое задание из корзинки: у вас на столе разрезные картинки. Нужно их собрать и сказать, что у вас получилось. (У меня получился лимон. Копии картинок выставляются на наборное полотно). А как мы можем назвать всё это одним словом? ((Фрукты). Где растут фрукты? А что можно приготовить из фруктов?

3. Самомассаж  лица и шеи.

Логопед: Ребята, вы справились с заданием. Чтобы нам продолжать занятие дальше, нужно хорошо подготовиться: сделаем массаж лица и шеи.

Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)

И лицо теплом мы умываем (разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз)

Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба

к вискам)

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и

сверху вниз)

Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей)

А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки)

Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки

круговыми движениями)

А потом от носа мы к губам стекам (спиралевидные движения средних пальцев рук от

крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам)

Губки пожуём мы, шарики надуем (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот;

надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)

И губами вправо-влево потанцуем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно

друг другу и двигаются навстречу друг другу)

Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз:

пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)

А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к

ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).

4. Работа по теме.

Логопед: Ребята, вы уже говорили, что из фруктов можно приготовить разные блюда. Но чаще всего готовят соки. И вот сейчас мы будем играть в игру «Назови сок правильно». Если сок сделан из яблока. То он яблочный. Если из сливы – то … . И т.д.

А теперь посмотрите. В синей корзинке лежит одно яблоко, а в зеленой много яблок. Скажите, сколько груш лежит в синей и зеленой корзинке? (В синей корзинке лежит одна груша, а в зеленой много груш).

5. Дидактическая игра «Маленький волшебник».

Логопед выкладывает двусторонние карточки, с изображениями больших овощей и фруктов. Дети по очереди должны, дотрагиваясь «волшебной палочкой» до любой картинки, назвать фрукт и превратить его в маленький. (Например: Это лимон. Я превращаю его в лимончик…).

6. Физминутка.

С веток фрукты я снимаю

И в лукошко собираю.

Фруктов — полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть —

Легче будет к дому путь.

Раз, два, три, четыре, пять...

Снова буду собирать.

7. Зрительная гимнастика.

Логопед: Ребята, посмотрите какое необычное облако у нас появилось. На нем есть линии и фигуры разного цвета. Давайте проследим по этим линиям и фигурам глазками за красной точкой. Приготовьтесь. (по кругу следим за лазером). Сделали зрительную гимнастику, сняли напряжение с глаз. Отдохнули.

8. Упражнение на развитие мелкой моторики.

Логопед предлагает нарисовать в центре листа фрукт по опорным точками назвать его. (У меня поучился лимон. Лимон кислый).

- Ребята, к сожалению нашему Ёжику пора обратно в лес. Ему очень понравилось, как вы справлялись с его заданиями. За это он вас угостит сочными фруктами.

10. Итог занятия. Поощрение детей.

Логопед: Ребята, вы сегодня очень хорошо выполнили все задания. (Звучит запись “Что осень нам принесла»”). Я вижу, что вы внимательные и старательные дети. Думаю, что вы порадовали не только меня, но и всех наших гостей. Спасибо вам большое!

infourok.ru

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Фрукты»

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Фрукты»

Цель: способствовать развитию связной речи.

Задачи:

уточнить и закрепить слова по теме;

закрепить навыки словообразования и словоизменения;

помогать детям отвечать на вопросы по алгоритму.

Ход занятия

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько сегодня пришло к нам гостей, давайте с ними поздороваемся.

- Ребята, а кто еще к нам пришел? (около доски на стульях сидят Мишка и Зайка, держат конверт).

- Да, это наши постоянные друзья. Ребята, посмотрите, они сегодня необычные, Мишка что - то приготовил нам в конверте (записки из волшебного сундучка). Давайте его откроем и прочитаем.

- Ребята, наши друзья предлагают нам поиграть, отгадать загадки. (демонстрируем рисунки которые нарисовали ребята с родителями)

Круглое, румяное

Я расту на ветке

Любят меня взрослые

И маленькие детки (яблоко)

(Повесить на доску картинку яблока и рассказать, какое оно и так со всеми фруктами).

Яркий, сладкий, налитой

Весь в обложке налитой!

Не с конфетной фабрики

Из далекой Африки (апельсин)

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за шар? (арбуз)

Синий мундир,

Желтая подкладка

А в середине сладко (слива)

- Молодцы, ребята. Все загадки отгадали.

- Ребята, как одним словом назвать яблоко, апельсин, арбуз, сливу? Что это? (фрукты).

- Ребята, где растут фрукты? (на деревьях).

- Как называются деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые)

- Где растут фруктовые деревья? (в саду)

- Как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад).

- Молодцы!

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в сказочный фруктовый сад. На улице у нас сейчас какое время года? (поздняя осень). А мы побываем в саду, где всегда бывает лето.

- Ребята, кого мы пригласим с собой в путешествие? (М. и З.)

- Ребята, вот мы и пришли в сад. Давайте присядем на травку.

- Ребята, какие деревья растут в саду? (яблони, сливы, вишни, груши, апельсиновое дерево)

- Какие фрукты растут на яблони, груши, вишни, сливе и т. д. ?

- Молодцы!

- Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Угощения» (игра с мячом)

Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и спрашивает: Сок из апельсина, какой? - апельсиновый», и так далее с каждым ребенком.

- А теперь давайте потихоньку сядем на травку. Ребята, посмотрите внимательно, фрукты у нас все одинаковые? (нет)

- Чем отличаются фрукты друг от друга? (форма, цвет, размер)

- Какую форму имеют фрукты (круг, овал)

- Ребята, какого цвета фрукты? (красные, желтые, синие, оранжевые и др.)

- Как фрукты отличаются размером? (большие, маленькие).

- Ребята, наши друзья предлагают вам еще поиграть. Они хотят, чтобы вы сходили во фруктовый сад и рассказали, какие фрукты там растут, а поможет вам в этом волшебный домик (ответы на вопросы с использованием центрического алгоритма).

А теперь давайте попробуем сварить сок из такого фрукта как алыча (дети повторяют за воспитателем чистоговорку).

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Посадили алычу.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча

Вот поспела алыча.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Собираем алычу.

Чо-чо-чо, чо-чо-чо

Подставляй свое плечо.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи

Сварили сок из алычи.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча

Всем полезна алыча.

- Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

- Где мы путешествовали?

- Почему сад называется фруктовый?

- Ребята, а где продают фрукты? (в магазине)

Ребята, вот какие Вы молодцы рассказали мне про фрукты, отгадали все загадки и сварили вкусный сок!

А теперь пришло время подкрепиться и попробовать Ваши любимы фрукты на вкус (фруктовые угощения).

publekc.ru

открытое занятие по развитию речи "Вкусные фрукты"

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи с элементами сенсорики. «Вкусные фрукты»

Цель: Систематизировать и закрепить знания детей, полученные на занятиях по развитию речи, логопедии и сенсорики.

Задачи образовательных областей:

Познание:

Закреплять умение согласовывать слова в предложении;

Повторять и закреплять понятие «фрукты»;

Закреплять умение образовывать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: - чик -; -очк-;

Упражнять в умении разгадывать загадки;

Развивать внимание, память, логическое мышление;

Развивать координацию речи с движением.

Коммуникация:

Развивать правильную связную речь, диалогическую форму речи;

Упражнять в умении громко и четко произносить звуки и слова;

Активизировать словарь детей по теме: «Фрукты»;

Выработка четкого движения органов артикуляционного аппарата, выработка длительного плавного речевого вдоха;

Закрепление умения четко произносить звуки

Социализация:

Продолжать воспитывать умение слушать товарища.

Воспитывать навыки культурного общения (приветствие, прощание и др., гостеприимства, вежливости, доброжелательности, умение действовать совместно.

Помогать детям доброжелательно общаться друг с другом.

Здоровье сбережение:

Воспитывать бережное отношение к своему организму, здоровью, здоровью других людей.

Труд:

Формировать умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо.

Воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными.

Оборудование:

Демонстрационный – изображения фруктов и грузовичка, натуральные фрукты (лимон, апельсин, яблоко), атрибуты: мягкая игрушка ежик, пчелка, картинки с фруктами.

Раздаточный – нарезанные фрукты на тарелочках, зеленые кружочки (яблоки) и оранжевые (апельсины), салфетки на каждого.

Методы и приёмы:

Словесный - считалочки;

Наглядный - игрушки, иллюстрации, атрибуты;

Практический - выкладывание;

Игровой - артикуляционная гимнастика, дидактическое упражнение «Апельсины и яблоки», подвижная игра «Пчелы в саду», пальчиковая игра «Апельсин», игровое упражнение «Мой любимый фрукт».

Словарь: фрукты, апельсин, яблоко, лимон, здравствуйте, до свидания, названия цветов: красный, желтый, транспорт, грузовик, названия тактильных ощущений: мягкий, твердый, шершавый, гладкий, названия вкусов: кислый, сладкий.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Приветствие. Психологический настрой.

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. Упражнение «Доброе утро» (воспитатель бросает мягкий мяч ребенку со словами «Доброе утро (называет имя ребенка), а ребенок возвращает его со словами «Доброе утро, Ольга Федоровна»). После приветствия дети проходят на места.

Воспитатель: Ребята послушайте загадку и отгадайте ее

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками!

Кто это?

Дети: это Ёжик!

Воспитатель: правильно, Ежик! Посмотрите, сегодня в гости к нам пришел Ёжик. Давайте поздороваемся с ним.

Дети: Здравствуй Ёжик!

Ёжик (мягкая игрушка): Фых - фых, здравствуйте, дети!

Воспитатель: посмотрите, а Ёжик то пришел с лукошком, а что же там лежит? (открывают лукошко, а там фрукты)

Воспитатель поочередно достает фрукты из лукошка и спрашивает детей:

Что это? (яблоко)

Какого оно цвета? (красное)

А твердое оно или мягкое? (твердое)

А на какие предметы похоже наше яблоко? (мяч, шарик воздушный и т. д.)

Ой, а здесь есть еще одно яблоко? Какое оно? (маленькое)

У нас есть 2 яблока, какие? (маленькое и большое)

А что это? (апельсин)

А какая у него корочка шершавая или гладкая? (шершавая)

Что же здесь еще есть? Что это? (Лимон)

Какого цвета лимон? (желтый)

Что же еще бывает желтым? (солнышко, цыплёнок, цветочки)

Воспитатель (берет тарелочки с заранее нарезанными фруктами): Интересно, а какие эти фрукты на вкус? Давайте попробуем их на вкус.

Воспитатель раздает каждому ребёнку попробовать фрукты.

Попробовали? (да, очень вкусно)

Какие они на вкус? (разные, вкусные, сочные, сладкие, кислые)

Артикуляционная гимнастика:

1. «Жуем твердое яблочко»: упражнение для жевательно - артикуляционных мышц, имитация жевания;

2. «Едим кислый лимон»: упражнение для языка, высунули язык, как можно сильнее изо рта;

3. «Пьем апельсиновый сок»: упражнение для щек и губ, вытягивание губ трубочкой, как можно сильнее и втягивания в себя воздух;

4. «Вкусное варенье» упражнение для языка, делаем язык лопаточкой и облизываем верхнюю губу;

5. «Вкусные фрукты» - мимическое упражнение, растягиваем рот в улыбке и гладим живот.

Воспитатель: Какие мы молодцы! Ребята, а как можно назвать одним словом яблочко, апельсин, лимон?

Дети: Это фрукты!

Ребята, посмотрите, что здесь у нас изображено? (яблоки и апельсины)

А это что? (машина)

Это фрукт? (нет, это транспорт)

Какая это машина грузовая или легковая? (грузовая)

Воспитатель: Правильно, это грузовик. Он возит фрукты. Вот ехал наш грузовик и рассыпал фрукты. Давайте сделаем такую дорожку, какая получилась у грузовика.

Дидактическое упражнение «Апельсины и яблоки»:

чередование апельсинов и яблок (круги желтого и зеленого цвета)

Воспитатель: Молодцы, какие красивые дорожки у нас получились! Ой, ребята, а что это? Чей то голосок ! Кто это?

Дети: Пчелка!

Воспитатель (показывает игрушку пчелы): Поздороваемся с Пчелкой!

Дети: Здравствуй, Пчелка!

Пчела: Здравствуйте дети! Как у вас здесь вкусно пахнет! Я прилетела сюда к вам на запах вкусных фруктов.

Воспитатель: Пчелка, скажи, а какой у тебя любимый фрукт?

Пчела: А я сейчас покажу. Я буду считалку считать и на каком фрукте мы остановимся, тот любимый.

Катилось яблочко, мимо сада, мимо града,

Вот оно катилось, катилось и остановилось.

Дети называют фрукт, на котором остановилась считалочка.

Воспитатель: Ребята, а теперь пчелка хочет узнать, какие вы любите фрукты?

Дети берут карточки, показывают, и называю фрукты, какие им нравятся.

Воспитатель: А теперь пчелка приглашает нас всех в сад. 1, 2, 3 превратились в пчелок мы и полетели в сад.

Подвижная игра «Пчелы в саду»

«Пчелки» летают от одного фрукта к другому. Какой фрукт воспитатель называет, туда и «летят».

Полетели пчелки к яблочку.

Полетели пчелки к груше.

Полетели пчелки к апельсину и т. д.

Воспитатель: Вот мы поиграли и нам пора в группу, а пчелка здесь останется. Скажем ей до свидания.

Дети: До свидания!

Воспитатель: Сегодня мы кушали настоящие фрукты и рассматривали на картинках, а оказывается, наши пальчики тоже умеют показывать фрукты. Ну, как покажем?

Пальчиковая игра «Апельсин» по считалочке Люции Зубковой.

Мы делили апельсин, много нас, он один (круговые движения кистями рук)

Эта долька для чижа, (загибаем пальчик)

Эта долька для ежа, (загибаем пальчик)

Эта долька для утят, (загибаем пальчик)

Эта долька для котят, (загибаем пальчик)

Эта долька для бобра, (загибаем пальчик)

А для волка кожура, он сердит на нас беда (имитация пасти волка руками)

Разбегайтесь кто куда! (волнообразные движения пальцев)

Воспитатель: пришло время попрощаться с Ёжиком. Ему пора домой. Спасибо тебе Ёжик. До свидания, приходи к нам еще.

Дети: До свидания! Спасибо!

Воспитатель: Понравилось ли вам сегодняшнее путешествие? А что больше всего вам понравилось? Что вы можете рассказать дома? Кто вам больше всего понравился? Вы хотите, что бы Ёжик и Пчелка пришли к нам в гости? Наше занятие закончено.

www.metod-kopilka.ru