Экологический проект в средней группе «ОВОЩИ И ФРУКТЫ – ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ». Проект средняя группа фрукты


Экологический проект в средней группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Солнышко» городского округа г.Урюпинск Проект «ОВОЩИ И ФРУКТЫ – ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ»

Составитель: Акименко О.Н. Воспитатель д/с №4 г. Урюпинска 2016г. Краткосрочный познавательный проект «ОВОЩИ И ФРУКТЫ – ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ» Тип проекта: познавательный, игровой. Вид проекта: познавательно - творческий Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители. По времени проведения: Краткосрочный (сентябрь – октябрь). По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ. По характеру участия ребенка в проекте: Участник от зарождения идеи до получения результата. Автор проекта: Акименко О.Н. Цель проекта: Дополнение и закрепление знаний детей о витаминах, их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах или фруктах. Совершенствовать познавательные способности детей, способствовать тому, чтобы дети стремились узнавать новую информацию о продуктах. Развивать творческие способности в процессе решения проблемных смоделированных ситуаций, в процессе поисковой деятельности. Задачи проекта: Учить детей различать,  называть и классифицировать овощи и фрукты, используя для распознавания различные анализаторы. Способствовать поиску новой информации об овощах и фруктах, их пользе для здоровья. Учить описывать внешний вид овощей  и фруктов,  делать простые выводы о произрастании  овощей и фруктов. Формировать интерес к произведениям русского фольклора (загадки, пословицы, поговорки). 5.Обогащать и развивать активный словарь детей. Повышать заинтересованность родителей к продуктивной досуговой деятельности с детьми. Актуальность проблемы: Дети среднего дошкольно

educontest.net

Экологический проект в средней группе «ОВОЩИ И ФРУКТЫ – ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ»

МАДОУ детский сад №37« Журавлик»

г. Дрезна Орехово-Зуевский район Московская область

Проект

«ОВОЩИ И ФРУКТЫ – ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ»

Автор проекта : Нечепуренко Инна Григорьевна

Воспитатель средней группы.

2017г.

Актуальность проекта:

Дети среднего дошкольного возраста начинают знакомиться с такими понятиями, как овощи и фрукты. Для многих детей эти понятия неразделимы, им очень сложно классифицировать данные предметы по месту произрастания. В то же время дети должны понять, что овощи и фрукты очень полезны для здоровья, так как в них очень много витаминов, которые позволяют им лучше расти и развиваться.

Умение классифицировать, сравнивать и обобщать способствует умственному развитию детей.

Работа над проектом направлена на систематизирование и расширение знаний детей об овощах и фруктах; ознакомление детей с витаминами, раскрытие их значение для здоровья человека; на закрепление знаний о гигиене питания и бережном отношении к своему здоровью. Проект объединит воспитателей родителей и детей в общей творческой работе.

Цель проекта: дополнение и закрепление знаний детей о витаминах, их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах или фруктах.

Задачи проекта:

1. Учить детей различать, называть и классифицировать овощи и фрукты, используя для распознавания различные анализаторы.

2. Способствовать поиску новой информации об овощах и фруктах, их пользе для здоровья.

3. Учить описывать внешний вид овощей и фруктов, делать простые выводы о произрастании овощей и фруктов.

4. Формировать интерес к произведениям русского фольклора (загадки, пословицы, поговорки).

Обогащать и развивать активный словарь детей.

5. Повышать заинтересованность родителей к продуктивной досуговой деятельности с детьми.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Сроки реализации проекта: Краткосрочный (сентябрь-октябрь).

Тип проекта: познавательный, игровой.

Вид проекта: познавательно - творческий

Предполагаемый результат проекта:

Образовательные задачи:

Дети узнают много нового о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах, получат практические навыки по приготовлению салатов.

Дети научатся классифицировать овощи и фрукты, выбирать наиболее полезные. Узнают содержание в них определенных витаминов и их значение для здоровья организма.

Родители грамотно и творчески отнесутся к вопросам правильного питания и воспитания здорового образа жизни у своих детей.

Воспитательные:

Дети станут более выносливыми, жизнерадостными, здоровыми.

Дети узнают, и правильно будут придумывать названия салатов из овощей и фруктов.

Не будут привередничать во время еды.

Технические:

Изготовление ширмы «Овощи – фрукты – лучшие продукты».

Совместное изготовление пособий для игр.

Оформление фотоальбома, мини - книжек об овощах.

Пополнение игротеки играми по данной теме.

Этапы реализации проекта:

1 этап - Подготовительный:

Участники: Воспитатели, родители, музыкальный руководитель

Работа воспитателя: составление плана проекта: формулировка цели и разработка задач.

Работа с детьми:

1. Подбор художественной литературы - рассказов, стихов, пословиц, поговорок об овощах и фруктах.

2. Подбор цикла бесед по теме: о здоровье; беседа о пользе овощей и фруктов.

3. Подбор книг для мини-библиотеки.

4. Подбор плакатов с изображением овощей и фруктов; муляжей овощей и фруктов; свежих овощей и фруктов; вареных для салата, кухонного инвентаря;

5. Подбор дидактических, с/ ролевых, подвижных игр по теме.

6. Подбор сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций.

Работа с родителями: Найти и оформить информацию в родительский уголок:

1. Папка-передвижка «Вкусные загадки».

2. Ширма «Овощи – фрукты – лучшие продукты».

3. Консультация «Как приучить ребенка есть овощи и фрукты», «В каких продуктах живут витамины».

4. Индивидуальные беседы «Правильное питание».

5. Изготовление памятки для родителей: «Волшебная еда», «Витамины», «Здоровая пища».

6. Совместная творческая деятельность: Выставка поделок из овощей и фруктов «Осенний калейдоскоп».

7. Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.

2 этап - Основной:

Участники: Воспитатели, родители, дети, муз. Работник.

Перспективный план мероприятий:

Мероприятия:

Познавательное развитие:

Познавательная деятельность:

1. Цикл занятий: занятие по ознакомлению с окружающим: «Что нам осень принесла?», «Фрукты и овощи»

2. Выставка поделок из овощей и фруктов «Осенний калейдоскоп».

3. Беседы:

«Где и как растут овощи и фрукты»

«Труд людей в саду и огороде»

«Овощи и фрукты - самые полезные продукты»,

«Витамины».

4. Рассматривание фотоальбомов и иллюстраций по теме

5. Просмотр познавательного мультфильма: «Сказка про овощи и фрукты».

Художественно-эстетическое развитие:

Изобразительная деятельность:

1. Рисование: «Яблоко - спелое, красное, сладкое». «Яблоко и огурец». «На яблоне поспели яблоки».

2. Лепка «Овощи». «Яблоки и ягоды». «Яблоко и апельсин» (предметы круглой формы). «Большие и маленькие морковки». «Огурец и свекла».

3. Аппликация: «Консервируем огурцы и помидоры». «Яблоко».

5. Раскрашивание раскрасок по теме «Овощи и фрукты»

Музыкальная деятельность:

1. Слушание: Б. Можжевелова «Огородная хороводная», И. П. Чайковского «Времена года».

2. Разучивание песен об осени.

3. «Танец с осенними листочками».

4. Хороводная игра «Есть у нас огород».

5. Слушание музыкальной сказки: «Репка».

Речевое развитие:

Коммуникативная деятельность:

1. Чтение художественной литературы:

Ю. Тувим «Овощи», Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники», В. Коркина «Что растет на нашей грядке?», Л. Н. Толстой «Косточка»,

М. Моравская «Апельсиновые корки»,

С. Черный «Загадка».

2. Чтение сказок: «Сказка про морковку», «Груша – хвастунишка», «Приключение Помидорки».

Русские народные сказки: «Репка», «Вершки и корешки».

3. Чтение и обыгрывание: Сказка В. Сутеева «Яблоко».

3. Чтение и заучивание: стихотворений об осени. Стихотворение-игра-считалка: Г. Сапгир «Садовник».

4. Отгадывание загадок: об овощах и фруктах. Пословицы, поговорки, потешки.

Социально коммуникативное развитие:

Игровая деятельность:

1. Дидактические игры: «Много-один»,«Овощи и фрукты» «Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек», «Что сажают в огороде», «Овощное лото», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Что лишнее?», «Отгадай овощ или фрукт на вкус», «Вершки – корешки».

2. Сюжетно-ролевые игры: «Доставка овощей и фруктов», «Готовим с мамой обед».

3. Пальчиковая гимнастика: «У Лариски две редиски» «Капуста», «Салат» «Компот», «Мы делили апельсин», «Варим щи», «Осенний сад»

Физическое развитие:

Подвижные игры: «Собери урожай», «У медведя во бору», «Огуречик - огуречик», «Урожай», «Картошка», «Солнышко и дождик».

3 этап - Заключительный:

Участники деятельности: Воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.

1. Утренник «Осенний праздник»

2. Памятка в родительский уголок «Здоровая пища»

3. Папки - передвижка «Вкусные загадки»

4. Тематическая выставка детского творчества: «Рисуем овощи и фрукты».

5. Ширма «Овощи – фрукты – лучшие продукты».

6. Пополнение игротеки играми по данной теме.

7. Выставка осенних поделок.

Список литературы:

1. «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.

2. Детские произведения: В. Сутеева «Яблоко», Ю. Тувима «Овощи», сказки разных народов.

3. Комплексная программа по развитию речи дошкольников (Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина) .

4. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (Л. Г. Горького)

Консультация для родителей.

Как приучить ребенка есть овощи и фрукты.

Все родители стремятся к тому, чтобы их дети выросли здоровыми. И одним из главных залогов здоровья является полноценное, сбалансированное питание.

Фрукты и овощи — важная составляющая правильного рациона. Вот только самим детям это бывает сложно понять, ведь они в первую очередь ориентируются на вкус и свои ощущения. 

Если ваш ребенок не любит овощи и фрукты или ест их только по принуждению, то прочтите следующие рекомендации. Они помогут сделать так, чтобы ребенок привык к нелюбимым ранее продуктам.

Сделайте так, чтобы фрукты и овощи всегда были доступны ребенку.

  1. Маленькие размеры для маленьких ручек.

Нарежьте морковь брусочками, огурцы кружками; купите помидоры черри. Такие заготовки сложите в пластиковый контейнер и поставьте в холодильник, чтобы они были доступны для детей в любое время. Фрукты тоже держите «наготове» — помойте и порежьте дольками яблоки, груши, выложите в вазу для фруктов сливы, мандарины и т.д. (в зависимости от сезона).

  1. Подайте фрукты красиво и весело.

Помойте крупный виноград (красный, зеленый, фиолетовый), разделите гроздь на ягоды, в каждую ягоду воткните по зубочистке. Забавные канапе обязательно придутся по вкусу вашему малышу.

  1. Интересные формы нарезки.

Используйте ножи специальной формы для нарезки на кусочки дыни, ананаса, огурца и т. д. Такая «подача» может заинтересовать ребенка и заставить съесть пару-тройку ломтиков.

Сделайте фрукты и овощи вкуснее

Да, это уловка, но она вполне безобидная. А результат оправдает все ожидания.

  1. Вкусные ароматы.

Попробуйте опрыскать фрукты небольшим количеством смеси лимонного сока и меда с корицей или сахаром. Для овощей в качестве естественного усилителя вкуса используйте раствор с щепоткой морской соли, измельченные сухие травы, поджаренный кунжут.

  1. Обмакните, так вкуснее!

Сделайте сладкую смесь: в четверть стакана обычного йогурта добавьте столовую ложку меда и щепотку корицы. Пусть ребенок обмакивает кусочки фруктов в йогурт перед тем, как отправить в рот.

  1. Используйте чеснок.

Как ни удивительно, но многие дети любят острый аромат чеснока. Попробуйте на скорую руку приготовить такой соус: Нарубите зубчик свежего чеснока, смешайте его с 1/2 стакана несладкого йогурта (или сметаны, или легкого майонеза). Добавить 2 столовые ложки нарезанного свежего зеленого лука и по четверти чайной ложки соли и перца. Все хорошенько перемешайте. Этот вкусный соус используйте со свежими овощами.

Правильно выбирайте овощи и фрукты для детей. 

  • Покупайте «сезонные» фрукты и овощи. Местные фрукты и овощи, созревшие «в свое время», содержат меньше нитратов, да и на вкус гораздо лучше.

  • Если есть возможность, покупайте овощи и фрукты местных хозяйств. Особенно сезонные и быстропортящиеся: клубнику, малину, чернику (и другие ягоды), сливы, персики, яблоки.

  • Если у вас в городе бывают так называемые «рынки выходного дня», на которые сельхозпроизводители привозят свою продукцию, то покупайте овощи и фрукты для детей там.

Подведем итог: Фрукты и овощи для детей очень полезны. Не сдавайтесь в своих стремлениях приучить ребенка их есть. Как правило, новый вкус может понравиться не с первого раза. Предлагайте детям новые и новые фрукты и овощи, комбинируйте их, сочетайте с другими вкусами, приправляйте самодельными соусами.

И помните, что если вам какие-то из них не нравятся, то это не значит, что они не понравятся и ребенку.

Беседа о пользе овощей и фруктов.

Воспитатель:

- Вчера кукла – мама рассказала мне, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Её дети их очень любят. Витамины вкусные, красивые.

- А вы, ребята, пробовали витамины?

- Витамины бывают не только в таблетках.

- А в каких продуктах есть витамины?

- Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.

А сейчас послушайте в каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

Витамин А — морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.

Витамин В — мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).

Витамин С — цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).

Витамин Д — солнце, рыбий жир (для косточек).

Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы мне будете говорить, что на них изображено, и мы с вами узнаем в чем же содержится большое количество витаминов!

(Показываю по очереди изображение овощей и фруктов, а дети называют не только само название, но и отвечают на вопросы: какой (цвет, форма, вкус,

Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;

Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;

Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;

Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;

Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная;

Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий.

И так далее.

Физминутка «Садовник»

Мы вчера в саду гуляли, Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы смородину сажали. «Выкапывают» яму и «сажают» в неё

Яблони белили мы известью, белилами. Движения правой рукой вверх, вниз.

Починили мы забор, «Ударяют» молотком.

Завели мы разговор: В круг выходит один ребенок.

– Ты скажи, садовник наш,

Что ты нам в награду дашь?

- Дам в награду слив лиловых, Загибают по одному пальцу.

Груш медовых, самых крупных,

Спелых яблок, вишен целый килограмм.

Вот что вам в награду дам!

Воспитатель: Ой,. К нам кто-то идет! Кто это ребята? (Открывается дверь, в гости к ребятам пришла кукла Аленка).

Кукла Аленка: Ребята, здравствуйте! Я слышала, что вы часто болеете? А вот я нет! А знаете почему? Вот послушайте!

Никогда не унываю

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А, Б, С.

Очень важно спозаранку,

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам

И не только по утрам.

Помни истину простую

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую,

Или сок морковный пьёт.

От простуды и ангины помогают апельсины.

Ну, а лучше съесть лимон

Хоть и очень кислый он.

Игра: «Правильно-неправильно!»

Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!»

- А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.

1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,

И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить

Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:

Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

4. Нет полезнее продуктов — вкусных овощей и фруктов.

И Сереже и Ирине всем полезны витамины.

5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.

Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.

6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,

Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

— Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Цели и задачи:

систематизировать представления детей о фруктах и овощах;

учить выделять характерные признаки овощей и фруктов;

закрепить знания о месте их произрастания;

познакомить с технологией приготовления блюд из овощей и фруктов;

продолжать воспитывать благодарные чувства к природе.

Материал: плакаты с изображением дерева и грядки, картинки овощей и фруктов, овощи и фрукты (натуральные) ,кастрюли, корзинки, муляжи фруктов и овощей, чудесный мешочек.

Ход занятия:

Ребята, я знаю, что вы очень любите играть, но что бы сегодня игра началась, надо попробовать отгадать, о чём мы будем сегодня говорить. Я вам предлагаю игру:

«Доскажи словечко»

(Воспитатель говорит начало слова, а дети добавляют конец слова.)

Воспитатель: огу-

Дети: рец.

Воспитатель: поми-

Дети: дор.

Воспитатель: как назвать всё это одним словом?

Дети: овощи.

Воспитатель: правильно, ребята. Играем дальше. Ябло-

Дети: ко.

Воспитатель: апель-

Дети: син.

Воспитатель:

Как назвать всё это одним словом?

Дети: это фрукты.

Воспитатель:

Овощи и фрукты - полезные продукты. Почему так говорят?

Дети:

Овощи вкусные, в овощах и фруктах много витаминов.

Воспитатель:

Правильно, ребята, вы сказали. Овощи и фрукты - очень полезные продукты. Я предлагаю их внимательно рассмотреть; какого они цвета, какой формы.

Дети рассматривают овощи и фрукты на подносе.

Воспитатель предлагает игру:

«Чудесный мешочек».

(Каждый ребёнок пробует определить на ощупь что ему досталось; фрукт или овощ.)

Воспитатель:

Ребята, а где же растут все эти замечательные овощи и фрукты?

Дети:

Овощи растут на огороде, а фрукты в саду.

Воспитатель:

Правильно, ребята, овощи растут на грядке в огороде.

(Воспитатель показывает макет грядки.)

Фрукты растут в саду на фруктовых деревьях.

(Воспитатель показывает макет дерева.)

Игра «Что где растёт»

Воспитатель:

Сейчас ко мне выйдут ребята, у меня на столике лежат карточки с овощами и фруктами, но они все перемешались и ваша задача их разделить. Овощи мы отправим куда? (дети отвечают-на грядку, а фрукты мы отправим куда? (дети отвечают-на дерево)

Дети поочерёдно располагают свои карточки; кто на грядке, кто на фруктовом дереве в саду.

Воспитатель:

Ребята, мы с вами узнали что такое фрукты и что такое овощи, узнали где они растут. А теперь давайте вспомним, что же можно приготовить из овощей, а что из фруктов. Сейчас мы с вами поиграем в игру:

«Поварята»

Воспитатель:

На столиках стоят кастрюли, ваша задача приготовить блюдо из овощей и фруктов, а когда вы приготовите их мы вспомним, что ещё можно сварить из овощей и фруктов, и перечислить состав блюда.

После приготовления дети называют блюда из овощей и фруктов (если затрудняются помогает воспитатель).

Молодцы ребята, из вас вырастут настоящие поварята.

Воспитатель:

У меня есть ещё одно задание. Так как вы уже узнали что такое овощи и фрукты, вам нужно помочь дедушке убрать фрукты с грядки и разложить урожай по корзинам.

Презентация «Овощи и фрукты»

Итог занятия:

Ребята, мы сегодня с вами хорошо поиграли, вспомнили о том, что овощи и фрукты очень полезны, а сколько вкусных блюд приготовили. Вы теперь знаете, что у фруктов и овощей есть форма, цвет, запах. А самое главное мы узнали, что овощи и фрукты - полезные продукты.

И в заключении нашего занятия мы посмотрим мультфильмы про овощи и фрукты.

«Мешок яблок» и «Весёлый огород»

Загадки про овощи и фрукты

Круглое, румяное, Я расту на ветке.Любят меня взрослыеИ малые детки.(Яблоко)

Бусы красные висятИз кустов на нас глядят.Очень любят бусы этиДети, птицы и медведи.(Малина)

Длинноножка хвалится – Я ли не красавица,В сама – то косточка,Да красненькая косточка.(Вишня)

Сам алый, сахарный,Кафтан зелёный, бархатный.(Арбуз)

Он большой, как мяч футбольный,Если спелый - все довольны.Так приятен он на вкус!Что это за шар? (Арбуз)

Золотистый и полезный,Витаминный, хотя, резкий.Горький вкус имеет онОбжигает… не лимон.(Лук)

В огороде – жёлтый мяч.Только не бежит он вскачь.Он как полная луна,Вкусные в нём семена.(Тыква)

В зелёной палаткеКолобки спят сладко.Много круглых крошек.Что это?(Горошек)

Круглый бок, желтый бок,Сидит на грядке колобок.Врос в землю крепко.Что же это? (Репка)

Красна девица сидит в темнице, А коса на улице.(Морковь)

В земле сидит дед,Во сто шуб одет.Кто его раздевает,Тот слёзы проливает.(Лук)

На стебле зелёный крюк,А на нём висит сундук.В сундуке восемь ребятМолча рядышком сидят.(Горох)

Внизу красно, вверху зелено,В землю вросло. (Свекла)

Маленький и горький, луков брат.(Чеснок)

Фиолетовый кафтанНосит овощ …(Баклажан)

На грядочке зелёные,А в баночке солёные.(Огурцы)

Дом зеленый тесноват:Узкий длинный, гладкий.В доме рядышком сидятКруглые ребятки.Осенью пришла беда -Треснул домик гладкий,Поскакали кто кудаКруглые ребятки.(Горох)

Сто одежек -Все без застежек.(Капуста)

Уродилась я на славу,Голова бела, кудрява.Кто любит щи -Меня в них ищи.(Капуста)

Она прячется от солнцаПод кустом в глубокой норке,Бурая – не мишка,В норке - но не мышка.(Картошка)

Запеканки, драники, Оладьи и пюре, Зразы и вареники, Печёнки в кожуре, И отличную окрошку Можно сделать из...(Картошки)

За кудрявый хохолокЛису из норки поволок.На ощупь - очень гладкая,На вкус - как сахар сладкая.(Морковь)

Как на нашей грядкеВыросли загадкиСочные да крупные,Вот такие круглые.Летом зеленеют,К осени краснеют.(Помидоры)

Это вовсе не игрушка -Ароматная…(Петрушка)

Над землей трава,Под землей бордовая голова.(Свекла)

В огороде хоть росла,Знает ноты соль и фа.(Фасоль)

Маленький и горький, луку - брат.(Чеснок)

Само с кулачок, красный бочок,Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко.(Яблоко)

Пальчиковые игры по теме: «Овощи»

«У Лариски – две редиски»у Лариски – две редиски. (по очереди разгибать пальчики)У Алешки – две картошки.У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.А у Вовки – две морковки.Да еще у Петьки две хвостатых редьки.

«Капуста»

Что за скрип?                                               Сжимать и разжимать пальцы

Что за хруст?

Это что ещё за куст?                                   Соединить основания ладоней, пальцы – «бутоном»

Покружить ими.

Как же быть без хруста?                 Сделать из пальцев шар

Если я капуста!

«Салат».Мы морковку чистим- чистим,(Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой).Мы морковку трём-трём, (Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад).Сахарком её посыплем («Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками).И сметанкою польём. (Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая).Вот какой у нас салат, Протягивают ладони вперёд).Витаминами богат! (Поглаживают ладошкой живот)

«Огород»Массаж фаланг пальцев (на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальцаВырос у нас чеснок , указательныйПерец, томат, кабачок, среднийТыква, капуста, картошка безымянныйЛук и немножко горошка. мизинецОвощи мы собирали, мизинецИми друзей угощали, безымянныйКвасили, ели, солили, среднийС дачи домой увозили. указательныйПрощай же на год, большой палец левой рукиНаш друг – огород! большой палец правой руки

«Овощи»В огород пойдем, маршировать на местеУрожай соберем. идти по кругу, взявшись за рукиМы морковки натаскаем, имитировать, как таскаютИ картошки накопаем, копаютСрежем мы кочан капусты срезаютКруглый, сочный, очень вкусный. показать рукамиЩавеля нарвем немножко «рвут»И вернемся по дорожке. идти по кругу, взявшись за руки

«Репка»

Тянут, тянут бабка с дедкой                             Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги

Из земли большую репку:

Вот пришла бы наша внучка,                           Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.

Помогла б собачка Жучка.

Где же кошка, мышка – крошка?

Хоть держалась крепко,

Вытянута репка.

 

«В нашем огороде»

В нашем огороде много овощей

Их пересчитаем, станет веселей.

(сжимаем – разжимаем пальцы)

Морковка, лук и огурец,

Помидор и перец.

(загибаем пальцы, начиная с большого)

Пять видов овощей назвали,

Пять пальчиков в кулак зажали.

(сжимаем – разжимаем пальцы)

«Чищу овощи для щей» (вертикальные движения руками, словно отряхиваем земли)Сколько нужно овощей?(пожимают плечами)Три картошки, (загибаем три пальца на левой руке)Две морковки, (загибаем еще два пальца)Луку полторы головки, (загибаем пальцы на правой руке)Да петрушки корешок, (еще один палец на правой руке)Да капустный кочешок (загибаем палец)Потеснись-ка ты, капуста, ("раздвигаем" в сторону капусту)От тебя в кастрюле густо!Раз! (выставляем большие пальцы рук)Два! (указательные - другие в кулаке)Три! (выставляем средние пальцы рук)Огонь зажжен, (хлопаем)Кочерыжка, кочерыжка,(показать большой палец)Выйди вон!(спрятать руку с «кочерыжкой» за спину)

Пальчиковые игры по теме: «Фрукты»

Будем мы варить компотФруктов нужно много. Вот: Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»Будем яблоки крошить,Грушу будем мы рубить.Отожмем лимонный сок,Слив положим, сахарок. Загибают пальчики по одному, начиная с большого.Варим, варим мы компот.Угостим честной народ Опять «варят» и «мешают»

«Апельсин»

Мы делили апельсин(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)Много нас – а он – одинЭта долька – для ежа(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)Эта долька – для чижа Эта долька – для котятЭта долька - для утятЭта долька - для бобраА для волка – кожура!(встряхиваем обе кисти)

«На базар ходили мы»

На базар ходили мы,Много груш там и хурмы,Есть лимоны, апельсины,Дыни, сливы, мандарины,Но купили мы арбуз – Это самый вкусный груз! Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку;При этом ладони не соприкасаются.-мизинцы-безымянные-средние-указательные-большие-пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх

Этот пальчик – апельсин, (поочередно загибать пальцы)Он, конечно, не один.Этот пальчик – слива,Вкусная, красивая.Этот пальчик – абрикос,Высоко на ветке рос.Этот пальчик – груша,Просит: «Ну-ка, скушай!»Этот пальчик – ананас,

Фрукт для вас и для нас. (показывают ладошками вокруг и на себя)

«Палец толстый и большой»

Палец толстый и большой (поочередно загибать пальцы)В сад за сливами пошел. Указательный с порогаУказал ему дорогу.Средний пальчик – самый меткий:Он сбивает сливы с ветки.Безымянный поедает,А мизинчик-господинчикВ землю косточки сажает. (поочередно разгибают пальчики из

кулачка, начиная с большого)

«Яблонька»

У дороги яблонька стоит, Руки сплести над головой, пальцы разжаты.На ветке яблочко висит. Сложить запястья вместе.Сильно ветку я потряс, Руки над головой, движения вперед-назад.Вот и яблочко у нас. Ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко.В сладко яблочко вопьюсь,Ах, какой приятный вкус. Соединить запястья, ладони развести.

«Осенний сад»

Прекрасен наш осенний сад.                           (Идут по кругу.)

В нём слива есть и виноград.

На ветках, как игрушки,                                     (Поднимают руки вверх.)

И яблоки, и груши.

А к ночи веет холодок                                        (Машут руками.)

И желтый лист шуршит у ног.                             (Идут, шаркая ногами.)

Дидактические игры для дошкольников на тему: «Фрукты, овощи, ягоды»

. Дидактические игры для дошкольников на тему: «Фрукты, овощи, ягоды». Данный материал поможет воспитателям, детям и их родителям закрепить знания детей о фруктах, овощах и ягодах в игровой форме.

Дидактическая игра «Пятый лишний»Цель: Развитие умений классифицировать предметы по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.Дидактический материал: Карточки с изображением пяти предметов, четыре из них относятся к одной тематической группе, а пятая к какой-нибудь другой группе.Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какой предмет лишний. Оставшиеся, предметы назовите одним словом». Каждый участник исключает лишний предмет по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.Карточки для игры:1. Клубника, малина, киви, ежевика, смородина. Лишний киви потому, что это фрукт, а остальные – ягоды.

2. Томат, баклажан, перец, картофель, банан. Лишний банан потому, что это фрукт, а остальные – овощи.

3. Крыжовник, персик, клюква, смородина, черника. Лишний персик потому, что это фрукт, а остальные – ягоды.

4. Киви, яблоко, груша, персик, томат. Лишний томат потому, что это овощ, а остальные – фрукты.

5. Апельсины, яблоки, редис, лимон, банан. Лишний редис потому, что это овощ, а остальные – фрукты.

6. Груша, редис, чеснок, огурец, капуста. Лишняя груша потому, что это фрукт, а остальные – овощи.

Дидактическая игра «Магазин «Фрукты, овощи, ягоды»Цель: Развитие умений детей точно описывать внешний вид (цвет, форму), вкус, место произрастания фруктов, овощей и ягод.Дидактический материал: Муляжи фруктов, овощей и ягод.Ход игры: Дети выбирают продавца. Покупатель подходит к столу, на котором разложены муляжи. Не называя, он описывает фрукт, овощ или ягоду, которую хочет купить. Например: «Я хочу купить ягоды. Они растут в лесу на маленьких кустиках. Ягоды небольшие, темно-синего цвета, круглые, как горошинки, немного приплюснуты сверху, сочные и сладкие. Из этих ягод готовят варенье и компот» (черника).Ребенок должен так описать, выбранный предмет, чтобы продавец понял, что он хочет купить.Продавец продает фрукты, овощи и ягоды (отдает муляж) только тому, кто правильно выполнил задание.

Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде»Цель: Развитие умений детей точно определять место произрастания фруктов и овощей.Дидактический материал: Картинки фруктов и овощей, картинка с огородом и картинка с садом.

Ход игры: Играют 2 ребёнка или 2 группы детей. Воспитатель даёт одному ребёнку (группе) картинку с изображением огорода, а другому ребёнку (группе) картинку с изображением сада. Перед детьми раскладываются картинки с изображением фруктов и овощей. Ребёнок (группа) у которого картинка с изображением огорода собирает овощи, а ребёнок (группе) у которого картинка с изображением сада собирает фрукты. В конце игры дети проверяют друг у друга правильность выполнения задания.Варианты заданий:- одна группа придумывает загадку об овощах или фруктах, а другая группа должна найти и показать отгадку на картинке;- рассказать, что можно приготовить из овощей (фруктов).

Сюжетно-ролевая игра «Доставка овощей и фруктов»

Цель: закрепить знания об овощах и фруктах, помочь детям осознать их пользу и необходимость для организма.

Ход игры:

Воспитатель: дети, представьте себе, что на кухне детского сада закончились овощи и фрукты. Можно поварам сварить вкусный и полезный суп? Сделать салат? Давайте привезём в детский сад продукты.

Воспитатель даёт детям по очереди грузовик с на верёвочке и предлагает «съездить» в магазин (уголок в группе «магазин»). Каждый ребёнок берёт по два продукта, привозит и кладёт в корзинки. Овощи в одну, фрукты в другую. В процессе игры воспитатель напоминает о пользе продуктов которые привезли дети в грузовике.

Цель: Научить соотносить предметы по количеству много – мало - один. Закрепить знание детей о количественном представлении много – мало- один. Развивать речь и внимание. Учить группировать по цвету, разложить по виду (овощи, фрукты).

Материал: карточки с изображением фруктов и овощей. По 1, по 2, по несколько одного вида.

Возраст: 4-5 лет.

Предполагаемый результат: усвоение учебных знаний, умений и навыков, развивать все психические процессы детей, их эмоционально-волевую сферу, способности и умения.

Ход игры

В эту игру могут играть от 1 до 11 человек. Детям раздаются карточки с изображением одного предмета. Малыши должны найти картинку, где изображено мало предметов и много предметов. Дети проговаривают: «Это один абрикос. Здесь мало абрикосов. Тут много абрикосов.» Дети более взрослые могут определять по счету 1,2, много.

Картинки:

Абрикосы, ананасы, арбузы, бананы, виноград, горох, гранаты, груши, грейфрукты, дыни, жолуди, капуста. Картофель, лимоны, лук, морковь, огурцы.

Можно использовать и загадки. Например:

Что за фрукт поспел в садочке?

Кость внутри, в веснушках щечки.

Прилетел к нему рой ос —

Сладок мягкий.

ОТВЕТ абрикос

Жарким солнышком согрет,

В шкурку, как в броню, одет.

Удивит собою нас

Толстокожий.

ОТВЕТ ананас

Этот плод едва обнимешь, если слаб, то не поднимешь,

На куски его порежь, мякоть красную поешь.

ОТВЕТ арбуз

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет.

ОТВЕТ банан

Он на юге вырастал

В гроздь плоды свои собрал.

А суровою зимой

Придет изюмом к нам домой.

ОТВЕТ виноград

Дом зеленый тесноват:

Узкий длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда -

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.

ОТВЕТ горох

Что за плод - шкатулочка с секретом!

Семена - вкусняшные на вид,

Все прозрачные, все розового цвета,

Потрясешь, как странно, не звенит.

ОТВЕТ гранат

Жёлтый шар, слегка горчит.

Летом жажду утолит.

ОТВЕТ грейфрукт

Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож.

ОТВЕТ груша

Круглобока, желтолица,

Может с солнышком сравниться.

А душистая какая,

Мякоть сладкая такая!

Мы поклонники отныне

Королевы поля.

ОТВЕТ дыне

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.

ОТВЕТ жолудь

Сто одежек -

Все без застежек.

ОТВЕТ капуста

Возле дома, меж кустов,

В поле, в грядке, вдоль лесов,

Растет важная культура,

С крепкой, плотною фактурой.

Клубни все мы соберем,

Высушим и приберем,

Будем кушать до весны,

Яства из нее вкусны.

ОТВЕТ картофель

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он,

А зовут его.

ОТВЕТ лимон

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

ОТВЕТ лук

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

ОТВЕТ морковь

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,

Вкусен и сырой. Кто же я такой?

ОТВЕТ огурец

Вывод: В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.

.

Игра "Что лишнее

infourok.ru

Проект "Овощи, фрукты-полезные продукты". (средняя группа)

Тема проекта: «Овощи, фрукты – полезные продукты»

Средняя группа «Веснушки»

Тип: информационно - творческий

Срок реализации: 2 недели (краткосрочный)

Руководитель: Патрахина Ю.А.

Участники: воспитатель, дети, родители.

Вид: групповой.

Актуальность: Дети среднего дошкольного возраста начинают знакомиться с такими понятиями, как овощи и фрукты. Для многих детей эти понятия неразделимы, им очень сложно классифицировать данные предметы по месту произрастания. В то же время дети должны понять, что овощи и фрукты очень полезны для здоровья, так как в них очень много витаминов, которые позволяют им лучше расти и развиваться.

Цель: Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Дополнение и закрепление знаний детей о витаминах, их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах или фруктах.

Задачи:

  1. Систематизировать и расширить знания детей об овощах и фрукта.

  2. Развивать познавательные и творческие способности детей, речь.

  3. Создать предметно-развивающую среду в группе.

  4. Организовать взаимодействие с семьями воспитанников в рамках проекта, привлечь родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе.

Предполагаемый результат:

- понимание необходимости правильного питания.

- развитие познавательных и творческих способностей детей.

- обучение умению осуществлять поисково – исследовательскую деятельность.

- создана соответствующая развивающая среда (подобран иллюстративный, дидактический материал по теме проекта).

Методы: наглядный, словесный, практический.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный (подбор методической и художественной литературы, сюжетно-ролевых игр, изучить уровень знаний по теме, изготовление дидактических пособий).

2 этап – основной (проведение комплекса мероприятий).

3 этап – заключительный (обогащение предметно-развивающей среды в группе. Совместные поделки родителей и детей «Овощи и фрукты – полезные продукты».

План реализации проекта

1 неделя

«Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»

Уточнить и расширить знания детей об овощах и фруктах.

Развить логическое мышление, сообразительность, внимание, выдержку.

Беседа «Овощи и фрукты ».

Подвижная игра «Съедобное – не съедобное».

Воспитатель

«Овощи и фрукты – полезные продукты»

Упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов в заданном слове. Развить логическое мышление, сообразительность, внимание, память.

Чтение художественной литературы В. Сутеева «Яблоко».

Дидактическая игра «Овощное лото».

Воспитатель

«Наши любимые фрукты»

Развивать мелкую моторику рук. Развитие творческих способностей. Воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность.

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин ….»

Апликация «Яблоко. Груша»

Воспитатель

«Незнакомый мир фруктов и овощей»

Развивать логическое мышление, активизировать речь детей.

Узнавать овощи и фрукты зрительно.

Чтение сказок: «Сказка про морковку», «Груша – хвастунишка», «Приключение Помидорки».

Игра эстафета «Собери овощи и фрукты».

Воспитатель

«Как приучить ребенка есть овощи и фрукты»

Консультация для родителей.

Индивидуальные беседы «Правильное питание».

Воспитатель

2 неделя

«По страницам любимых сказок»

Активизировать речь детей.

Узнавать овощи зрительно. Продолжать учить детей понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.

Формировать интерес к книге, объяснить, как важны в книге рисунки.

Чтение художественной литературы: русские народные сказки «Репка», «Мужик и медведь»; рассказ Л.Толстой «Старик сажал яблони...», стихотворение И. Финк «Овощи и фрукты». Рассматривание иллюстраций.

Сюжетно - роллевая игра «Овощной магазин».

Воспитатель

«Витаминная морковка»

Закрепить знания детей о характерных особенностях овощей, их пользе и значении для хорошего здоровья и настроения.

Развивать мелкую моторику рук.

Закреплять приёмы рисования овощей, передавая их характерные особенности.

Беседа «о витаминах и полезных продуктах».

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Рисование красками «Вкусная морковка»

Воспитатель

«Овощи и фрукты – полезные продукты»

Систематизировать знания детей по данной теме. Развивать внимание, память, наблюдательность.

Заучивание загадок и стихов об овощах и фруктах.

Хороводная игра « Есть у нас огород».

Дидактическая игра «Вершки-корешки».

Воспитатель

«Путешествие по сказкам»

Закрепить знания детей о характерных особенностях овощей и фруктов, их пользе и значении для хорошего здоровья и настроения.

Развивать внимание, память, наблюдательность, тактильные ощущения, связную речь.

Чтение сказок: «Сказка про Яблочко», «Хрустик-путешественник», «Приключение Вишенки». Рассматривание иллюстраций, муляжей фруктов-овощей. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Воспитатель

«Родителям на заметку»

Изготовление памятки для родителей « В каких продуктах живут витамины», «Волшебная еда», «Витамины».

Воспитатель

Заключение:

Таким образом, в результате проведенной работы по теме «Овощи, фрукты - полезные продукты», которая дает возможность ребенку экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, у детей повысился уровень познавательного развития по данной теме, у них улучшился аппетит, они охотнее стали кушать супы, овощи и фрукты. Большинство детей освоили правила приема пищи, у них сформированы основы культуры поведения за столом. Дети поняли, что овощи и фрукты – важные продукты на нашем столе. Ребята научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи по результатам своих экспериментов. Совместная деятельность воспитателя, родителей и детей более сплотила наш детско-взрослый коллектив. Большинство родителей пришли к выводу, что работа над проектом «Овощи и фрукты – полезные продукты» помогла им решить многие проблемы с организацией здорового питания.

Литература:

  1. Виноградов Н. Ф., Куликова Т. А. “Дети, взрослые и мир вокруг” М., Просвещение 1993.

  2. Мосалова Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

  3. Мороз В., Бурмистрова Л «Расскажите детям о фруктах» - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.

  4. Мороз В., Бурмистрова Л «Расскажите детям об овощах » - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.

  5. Иллюстрации: Е. Подколозин, А. Айгинина. Отпечатано: «АртПринтОфсет»

Интернет ресурсы:

  1. Doshkolnik.ru

  2. www.maaam. Ru

referat-4all.ru