МАДОУ МО г.Краснодар "Детский сад № 138". Математика фрукты старшая группа


Конспект занятия по математическому развитию старшая группа Фрукты и ягоды

Конспект занятия

по математическому развитию

старшая группа

«Фрукты и ягоды»

Цель: Закреплять навыки ориентировки в пространстве;

- обучать детей контролю и самоконтролю, развивать коммуникативные способности;

- развивать навыки счета, представления о составе чисел в пределах 10, деление целого на равные части;

- формировать понятия «равные и равновеликие» фигуры;

- развивать логическое, комбинаторное, вариативное мышление, память, пространственное» воображение, способность к элементарному моделировании свойств и отношений;

- воспитывать инициативность, умение доводить начатое дело до конца.

Материалы и оборудование: силуэты кустарников, плодовых деревьев, клумбы, дома, лужайки, скворечника, полотно для плана участка; фигурки различных по длине лесенок, коробка: 15 х 15 х 5, разделенная на 9 равных частей перегородками, круги, овалы, модели груш разного цвета, квадраты 12×15 см разделенные на 9 равных частей, с прорезями для вставления фигурок плодов, фигурки плодов, два бумажных торта квадратной формы, наборы кругов разных цветов, фланелеграф, листы бумаги, карточки с цифрами.

Ход занятия.

I. Воспитатель. Садовник просит помочь ему правильно и красиво оформить свой садовый участок, давайте поможем ему. «В центре сада растет яблоня, справа от нее в глубине — груша. Слева от яблони, но на уровне груши — сливовое дерево. Дом построен у центральной дороги, впереди яблони. За домом клумба. На ней растут ландыши, ноготки, флоксы Впереди зеленая лужайка — газон. Справа, около дома, бузина с красными ягодами. Ягоды бузины для человека ядовиты, а птицам поздней осенью помогают выжить. Слева по краю участка расположены два куста черной и красной два куста смородины. Справа, также по краю участка, я посадил два куста белой смородины и три куста синей жимолости. Ягоды Жимолости с синей окраской съедобны, а с красной, оранжевой и бордовой ядовиты. Между сливой и яблоней растет вишня, в конце сада посажены кусты малины,» /Во время рассказа садовника дети по очереди подходят к столу, выбирают нужные фигурки и ставят их на полотне. Возможные ошибки исправляют сами/

Воспитатель. Как вы думаете, почему садовник посадил кусты по краю участка, а плодовые деревья ближе к центру? Тень от каких деревьев будет длиннее?

Ребенок. Тень будет длиннее от деревьев,

Воспитатель. Чтобы не затенять соседний сад, деревья и кустарники располагают примерно так как, сделал наш садовник. Яблони и груши высокие, и тень от них будет падать на соседний участок, если их посадить по краю сада. Кусты низкие, тень от них будет не большой. Садовник сказал, что кусты малины он посадил у забора. Почему не рядом со смородиной?

Ребенок. Малина растет быстро, она может «переползти» в соседний сад, ее корни могут помешать соседям.

Садовник просит выбрать место, где лучше поставить столик и скамейку.

Дети обсуждают, где удобней расположить столик, скамеечки и почему.

2. Игра «Сбор урожая».

Воспитатель. /проблемная ситуация/ Как помочь садовнику убрать урожай? /Нужны лестницы/. Воспитатель выставляет на наборное полотно лесенки. Определите какая лесенка к какому дереву подойдет, /Дети сравнивают количество ступенек у лесенок, их высоту. По высоте деревьев /фигурок/ определяют, какую лесенку к какому дереву следует поставить. В результате коллективного обсуждения приходят к выводу: самая низкая лесенка /две ступеньки/ подходит к сливе, вторая лесенка /4 ступеньки/ — к яблоне, так как она выше сливы, третья лесенка /6 ступенек/ — к груше: груша выше яблони, она самая высокая. Дети сравнивают лесенки, прикладывая одну к другой по количеству ступенек. Воспитатель делает обобщение о высоте лесенок, количестве ступени, показывает две лесенки одинаковом высоты, но с разным количеством ступенек /4 и б/.

Воспитатель. Эти лесенки одинаковые?

Ребенок. Разные.

Воспитатель. Чем они отличаются?

Ребенок: У них разное число ступенек.

Воспитатель. Можно сказать, какая выше, а какая ниже?

/Дети спорят, отстаивают свое мнение и приходят к выводу, что точно сказать нельзя, так как расстояние между ступеньками у стих лестниц разное/.

Воспитатель. А почему мы с вами раньше могли сравнивать лестницы по числу ступенек? Может мы ошиблись?

Ребенок. Расстояние между ступеньками у тех лестниц были одинаковые.

Воспитатель. Какая же лесенка самая высокая?

Ребенок Та у которой 6 ступенек.

Воспитатель. Какая самая низкая?

Ребенок. Та у кетовой 2 ступеньки.

Воспитатель. Какая лесенка средняя?

Ребенок. У которой 4 ступеньки. Эта больше чем 2, но меньше чем 6 ступенек.

3. Игра «Составление подарков».

Воспитатель. Садовник обращается к нам с еще одной просьбой: Помочь сделать ему подарки для друзей. /Показывает детям коробку разделенную перегородками на 9 равных частей/. Сколько плодов можно положить в эту коробку?

Ребенок. 9, так как в коробке 9 ячеек.

Воспитатель предлагает детям найти на столах квадраты, разделенные на девять равных частей. В каждой из них есть прорези, которые дети будут вставлять фрукты.

Воспитатель. Садовник просит разложить яблоки, груши, сливы так, чтобы в каждой коробке расположение плодов было разное, у каждой стенке лежали три разных плода и в каждом ряду и в каждом столбике расположение плодов не повторялось. /Дети раскладывают «вставляют» силуэты яблок, груш, слив; слива — овал синего цвета, яблоко — круг, красного цвета, груша — треугольник желтого цвета/.После выполнения задания воспитатель проверяет правильность его выполнения каждым ребенком, обращая внимание на одинаковые и различные варианты. Дети подсчитывают, сколько разных вариантов получилось, скольким друзьям можно послать подарки/.

4. Игра «Деление тортов».

Садовник набрал ягод, а дочь к празднику испекла два торта. Как вы думаете, на сколько человек можно разделить этот торт? Надо разделить так, чтобы каждому досталось по ягодке и кусочки торта были равными. Воспитатель прикрепляет к фланелеграфу рисунок торта, украшенный ягодами малины.

Воспитатель. Какими ягодами украшен торт?

Ребенок. Малины.

Воспитатель. Сколько ягод было использовано для украшения торта?

Ребенок. Восемь.

Воспитатель. Как ты узнал?

Ребенок. Сосчитал.

Воспитатель. А как по-другому сосчитать?

Ребенок. Можно к 2 прибавить 2, 2 и еще 2

Воспитатель ставит карточку с цифрой 8, а под ней еще 4 карточки с цифрами 2, объясняя, что считали ягоды столбиками или 2.

Воспитатель. А как можно еще сосчитать?

Ребенок. Можно узнать сколько ягод в верхнем ряду, сколько в нижнем ряду и сложить. 4 прибавить 4 получим 8.

Воспитатель выставляет две карточка с цифрами 4. Дети закрепляет состав числа 3 из двух меньших чисел.

Воспитатель. Найдите у себя квадраты с красными точками и подели те их на 8 равных частей /Дети путем перегибания листа делят квадрат на 8 равных частей.

Воспитатель прикрепляет к фланелеграфу рисунок другого торта, украшенного черными ягодами.

Воспитатель. Чем украшен торт?

Ребенок. Ягодами смородины.

Воспитатель. Это ягоды черники. Где их собирают?

Ребенок. В лесу.

Воспитатель. А сможете вы этот торт разделить на 8 равных частей? Так чтобы каждом; досталось по целой ягодке? /Дети делят торт на 8 равных частей. Воспитатель предлагает найти разные способы деления. В результате индивидуальной, коллективной деятельности дети получили два способа деления торга/.

Воспитатель. Какой формы кусочки?

Ребенок. Прямоугольной и треугольной.

Воспитатель. Какой кусок больше? Какой меньше? Вырежьте по одному кусочку и сравните.

5. Игра «Наборы из фруктов».

Воспитатель. Папа сорвал в саду 2 яблока и 6 груш, причем 6 фруктов он положил в вазу. Лежит ли в вазе груша?

Ребенок. Если он положил 6 фруктов, то там лежит одна груша: яблок только 5.

Воспитатель. А может, он не положил в вазу ни одного яблока.

Ребенок. Тогда в вазе одни груши их 6.

Воспитатель. А если он положил одно яблоко.

Ребенок. Если он поломил одно яблоко, то там 5 груш.

Воспитатель: Возьмите из своих наборов яблоки и груши, так же возьмите карточки с цифрами. Покажите, как можно сделать наборы из 6 фруктов.

Дети составляют разные наборы.

6 6

3Г 3Я 4Г 2Я

2Г 4Я 5Г 1Я

1Г 5Я

6. Рефлексия.

Доволен ли садовник?

Какое задание для вас было самым сложным? Почему?

А какое было самым интересным?

Как вы считаете гости садовника были довольны от вами составленных наборов?

Садовник очень доволен вами и передает вам угощения: яблоки и груши. Угощайтесь!

sundekor.ru

« Овощи и фрукты» (старшая группа)

Цели:

   Коррекционно-образовательные:

-    формировать  у детей конкретные представления о предметах живой природы, умение устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой;

-        учить анализировать несколько сторон одного и того же явления;

-  продолжать учить детей составлять описательные рассказы с опорой на мнемотаблицу.    

  Коррекционно-развивающие:

-      активизировать словарный запас  по темам « Овощи» и « Фрукты»;

-      упражнять в составлении простых распространённых предложений с однородными членами;

-        развивать фонематический слух, восприятие за счёт автоматизации и дифференциации  поставленных звуков в связной речи;

-  развивать у детей: общую, мелкую  и артикуляционную моторику; силу и продолжительность выдоха.

  Коррекционно-воспитательные:

 -       воспитание дружелюбия, умения вежливо и корректно общаться с окружающими.

Оборудование:

  Муляжи овощей и фруктов; картины «Огород», «Сад», «В пустыне»; мнемотаблица; ноутбук, музыкальная запись спокойной (классической) мелодии.

Ход занятия:

1.      Организационный момент.

Психологический настрой «Цепочка дружбы» (звучит спокойная мелодия).

- Встанем в круг. Настроимся на работу. Потрите ладони, почувствуйте тепло. Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его. А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!

2.      Вхождение в сказку.

Стоя на ковре, пожать друг другу руки. Педагог предлагает детям поехать в волшебную страну растений (имитация езды на машине).

3.      Основная часть.

- Вот мы и приехали (дети садятся на стульчики, расставленные полукругом), внесение  картины «Огород», на столе у педагога на подносе лежат Овощи. Правило – кто приезжает, приходит в гости, тот и первый здоровается.

Овощи:

- Здравствуйте, дети! Я помидор. Я морковь, картофель.

Педагог:

- Мы вас узнали, мы даже можем вас назвать одним словом.

Дети:

- Овощи.

Овощи:

- Почему, вы так нас называете?

Дети:

- У вас есть общее (отличительные признаки овощей)

Овощи:

- Теперь нам понятно, а это наши дети.

Обыгрывание ситуации: маленькие помидорка и огурчик не знают, кто они такие. Дети помогают им: описание овощей по мнемотаблице. Схема описания: цвет, форма, величина, вкус,  произрастание, употребление в пищу и переработка. Более сложный вариант для детей с ФНР, ФФНР (лучше развитой речью) что это /название, видовая принадлежность/, цвет, форма, размер, вкус, сочность, произрастание, использование.  При составлении детьми описательных рассказов следить за правильность звукопроизношения, упражнять в составлении простых предложений с однородными членами.

Педагог:

- Вы куда – то собрались?

Овощи:

- Да.

    Рассказ овощей о том, что спряталось солнышко, а без солнышка они не могут расти и созревать. Дети отвечают на вопрос педагога, что солнышко даёт растениям свет и тепло. Дети предлагают овощам помочь в их поиске. Сидя на стульчиках, имитация ходьбы. По дороге им встречаются разные препятствия:

·        Ветер.

      Упражнение на силу голоса и продолжительность выдоха (постановка нижнедиафрагмального дыхания). Положение, стоя, вначале рука на диафрагме, затем руки согнуты в локтях и располагаются у груди. Плавные, отталкивающие движения  руками от себя, одновременно производим вдох (следить, чтобы не поднимали плечи; дышим грудью, работаем грудью и животиком), выдох – у – у- у…  громко  (сильный ветер), тихо (слабый ветер).

·        Этюд « Посадим деревья»  Они защитят нас от ветра.

Присесть, ладони вместе, перед грудью. Пробивается росток – скользящие движения ладонями друг о друга. Постепенно поднимаемся на ноги, растравляем веточки – руки вверх и развести их в стороны, появились листочки – развести пальцы в стороны и слегка ими подвигать.

         ·            Дождь. Пошлёпать руками по коленочкам.

        Объяснение: дождь это хорошо, он всем нужен, в том числе и растениям, но если его осадков (воды) много – это плохо. Почему? Что же нам делать, всё кругом затоплено, нам дальше не пройти. Позовём ветер, сейчас он будет нашим союзником и поможет нам.

Сидя:  спокойный вдох через нос, продолжительный выдох через рот.

     Далее дети с Овощами попадают в сад / картина «Сад», муляжи фруктов/.  Гости здороваются с хозяевами Фруктами. Повторяются основные свойства фруктов, описание фруктов, но мнемотаблицах, используемых при описании овощей. Фрукты просят взять их с собой, они  предлагают свою помощь в поисках солнышка. Их не берут. Овощи считают, что в поиске могут участвовать только овощи. Педагог с детьми объясняют овощам, что надо дружить со всеми, все достойны дружбы, тем более что и овощи, и фрукты – это растения. Мы сильны дружбой и взаимопомощью!

    После растения с детьми находят солнышко в пустыне (картина). Объяснение: нет солнышка – это плохо, но если солнышка  много – это тоже плохо / тем самым мы показываем детям несколько сторон одного явления/. Совместно принимается решение: пригласить солнышко в страну растений, а в пустыню – дождик / пошлёпать руками по коленочкам/.

4.      Обсуждение сказки.

     Что  мы узнали? Пригодится ли нам это в нашей жизни? Были ли подобные ситуации с ребятками (хотел участвовать в игре, а его не брали). Обратить внимание, что одно действие бывает и хорошим, и нет (больного ребёнка нельзя угощать мороженым, хотя он очень его любит).

5.      Ритуал «выхода» из сказки

« Мы берём с собой всё важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились»

6.      Рефлексия.

  Педагог:

- Вот и вернулись мы в детский сад. Где мы побывали? Чему научились?Автор : Лутова Елена Юрьевна, учитель - логопед, 1 кв. категория.МКДОУ Детский сад № 4, город Туринск, Свердловская область.______________________________________ По моему мнению, и многие мамы наверное со мной согласятся, что самыми удобными для прогулок с ребенком являются детские коляски трансформеры. Они комфортные, легко складываються и занимают мало места. 

www.detsadinfo.ru

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по лексической теме «Фрукты».

  

Программные задачи:

  1. формировать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 8, закрепить в речи порядковые и количественные числительные,
  2. совершенствовать навыки сравнения и уравнивания множеств, навык ориентирования на плоскости;
  3. формировать навык сравнения по величине на глаз, представление о том, что предмет можно делить на равные части, что целое больше его части;
  4. закреплять имеющиеся речевые навыки детей; совершенствовать знания по  лексической теме;
  5. развивать тонкую моторику, мыслительные операции;
  6. воспитывать навык сотрудничества.

 

Оборудование и материалы:

демонстрационный: яблоко, нож, разделочная доска, 8 маленьких тарелок из кукольной посуды, 7 игольчатых массажных мячиков, указка, мяч; 8 яблок разной величины, вырезанных из картона;

раздаточный:  игровизоры по количеству детей, по 8 яблок разной величины, вырезанных из картона, по 1 плоскостной груше и яблоку.

 

Список литературы:

  1. Е.А.Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам. Книга № 2»

Москва, «Сфера», 2006.

  1. Н.В.Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической

группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). Санкт-Петербург, « Детство-пресс», 2006.

  1. Н.В.Нищева « Развитие математических  представлений у дошкольников с ОНР».

 Санкт- Петербург, «Детство-Пресс», 2010.

4. Т.А.Шорыгина «Фрукты. Какие они?»Москва ООО« Издательство Гном и Д» ,2008.

 

Ход    деятельности.

 

Коммуникативная игра,,Друг за другом”.

- Друг за другом мы идём,

И совсем не устаём.

А потом мы повернёмся

И друг другу улыбнёмся.

 

         Игра с мячом ,,Какой”? (образование притяжательных прилагательных)

Воспитатель бросает мяч ребёнку, говорит название фрукта, он ловит и говорит, какой сок получится.

-Гранат…

-Лимон…

-Апельсин…

-Вишня…

-Ананас…

-Яблоко…

Абрикос…

- Персиковый сок  изготавливают  из какого фрукта?

 

Актуализация имеющихся знаний

Воспитатель показывает целое яблоко, делит ножом на 2 части.

- Сколько частей получилось? (2 части)

Воспитатель делит каждую часть ещё на 2.

-Сколько частей получилось? (4 части)

Воспитатель делит каждую часть  пополам.

- Что больше - часть или целое? (Больше целое яблоко)

-А что меньше? (Часть меньше)

-Правильно, целое больше, чем часть, а часть меньше, чем целое.

 

Знакомство с новым материалом

Дети, вы любите яблоки?

- Кто из животных их тоже любит? ( Ёж, черепаха…)

-Посмотрите, у нас есть ёжики. Давайте  их угостим так, чтобы каждому  лакомство досталось.

Дети берут  по 1 части яблока и кладут перед ежами (массажными мячами)

- Всем ежам досталось угощение? ( Да).

-Что можно сказать о количестве частей яблока и ёжиках?

(Частей яблока больше, чем ежей)

- Сколько ежей? (7 ежей)

-Сколько частей яблока? (8 частей яблока)

- На сколько 8 больше, чем 7? (8 больше, чем 7 на 1)

- Что нужно сделать, чтобы получилось одинаковое количество?

 ( Надо убрать 1 часть яблока).

 

Физминутка Массаж ладоней  круговыми движениями массажным мячиком.

Яблочко из сада  ёж в нору принёс,

Наливное, сладкое ежихе преподнёс.

 

- Повернитесь лицом к доске.Представьте, что справа увидели очень большую грушу, поверните только голову вправо, сделайте вдох, а на выдохе произнесите

 радостно : ,, О-о-о!”

-  Cлева растут очень маленькие сливы, сделайте вдох и произнесите удивлённо :,, У-у-у!”

- Высоко растут абрикосы, потянитесь двумя руками вверх - вдох, наклонитесь, понарошку положите фрукты в корзину и  на выдохе

 скажите: ,, Ах!”

 

Актуализация имеющихся знаний (работа за столами).

-Представьте, что у вас яблоневый сад,

На ветвях высоких яблоки висят.

 -Разложите яблоки слева направо, начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким.

- Кто выполнил – коснитесь правой рукой  левого уха.

Кто первый правильно  выполнил – выходит и выполняет это задание на доске.

- Давайте все вместе сосчитайте яблоки по порядку. ( Воспитатель показывает указкой, дети проговаривают: ,,Первое яблоко, второе яблоко… всего  7 яблок”.)

- Cравните  по величине третье и четвёртое яблоко. (Третье яблоко больше, чем четвёртое, а четвёртое меньше, чем третье)

- Сравните по величине третье и четвёртое яблоко.

 

Пальчиковая гимнастика ,,Фрукты”.

Знают взрослые и дети:

 Много  фруктов есть на свете.                 Кулачки-ладошки

Яблоки и апельсины,

Абрикосы, мандарины,

Очень вкусные гранаты.                           Загибают пальцы обеих рук,  начиная

                                                                     с  мизинца

Витаминами  богаты.                                Руки  вытянуты вперёд, 4 пальца

                                                                    сжаты

                                                                   вместе, большие вверх - знак, что всё

                                                                   отлично.

 

Работа с раздаточным материалом.

Возьмите игровизорыи пластмассовые наборы фруктов.

-Расположите грушу в центре игровизора.

-Поместите яблоко в правый нижний угол.

-Переместите грушу в верхний левый угол

-В каком углу находится яблоко?

-Переместите яблоко куда хотите.

-Ира, где находится твоё яблоко?

-Денис, в каком углу находится твоё яблоко?

-Поднимите руку те дети, у которых яблоко находится в верхнем правом углу.

 

Итог.

-Что мы сегодня делали?

-Чему научились?

-Кому помогли?

-Кому что понравилось?

-Груша, лимон, вишня, слива, персик - как назвать одним словом? (Фрукты)

-Фрукты - вкусные, полезные. Что нужно делать перед тем, как их есть? (Надо мыть фрукты и руки)

-Почему? (Чтобы не было микробов)

-Расскажем стихотворение про микроба:

 

Топ-топ, топ-топ, шёл по ручкам микроб.   Пальцами правой рука шагают по

                                                                         ладони левой руки

Очень страшный, безобразный,

И ужасный был микроб.                               Показывают при помощи мимики

Был микроб большой злодей,

Нападал он на людей.                                 Поочерёдные выпады вперёд правой  

                                                                       и   левой рукой

А мы ручки помыли и                           Гладят кисти рук, затем двумя руками

микроба победили.                                Показывают знак ,,всё отлично”.

                                                                               

ds138.centerstart.ru