Конспект логопедического занятия "Овощи и фрукты". Конспект логопедического занятия овощи фрукты


Конспект логопедического занятия "Овощи и фрукты"

Конспект подгруппового занятия на тему «Овощи и фрукты»

Цель: активизировать словарь по данной теме.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-систематизировать знания детей об овощах и фруктах;

-учить образовывать связь согласование

-учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

-обучение счету в пределах пяти

-обучить понятиям большой, маленький

Коррекционно-развивающие:

-развивать тактильные ощущения

-активизировать речевую деятельность детей.

-развитие мелкой моторики

- развитие пространственного восприятия

Коррекционно-воспитательные

-воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью

Оборудование: предметные картинки,корзинка

Ход занятия:

I.Орг. Момент

(Артикуляционная гимнастика)

-Сядет тот, у кого на столе лежит помидор(яблоко,капуста, перец и т.д)

-Сейчас я вас буду спрашивать , что у вас на парте, а вы будете отвечать так: У меня зеленое яблоко.

-Лиза, что у тебя на парте?(у меня красный помидор. )

-Это фрукт или овощь?(помидор это овощь, потому что растет на грядке)

(спрашиваем всех детей)

-Кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня?

-Запомните, что растет на деревьях-это фрукты, а что на грядках растет-это овощи.

II.

-Посмотрите, Жужа принесла вам корзинку, нужно в нее сложить урожай. Складывать будем так. Я буду говорить куда складывать будем.

-Миша положи свой перец перед корзинкой, под корзинку, в корзинку.

(и так каждого ребенка)

-Сейчас мы поиграем в игру. Этот сторона то, что растет на грядках, а эта что растет на деревьях. Сейчас я вам раздам урожай и вам нужно будет перейти на ту сторону где вы растете.

  1. “Чего не стало»

(на доску вывешиваются картинки)

-Что вы видите? Какие?

Закройте глаза. Откройте. Чего не стало?

Физминутка

Свечку в руки я возьму,

Огонек сейчас зажгу.(чик-чик-чик)

Я держу, держу, держу,

Свечку долго я тушу.

(потом быстро тушу)

  1. Счет урожая.

    -Посмотри, что это?(слива, яблоки, помидоры)

Давай посчитаем сколько слив ты собрал.

(одна слива-.....- пять слив)

(так с каждым ребенком, остальные помогают)

  1. Большой / маленький

-Посмотрите вот это у нас яблоко, а это ?(яблочко)

(и т.д)

Итоги: Чем вы сегодня занимались? Что узнали? Молодцы, хорошо занимались.

multiurok.ru

Овощи, фрукты - конспект НОД

Тема: «Овощи, фрукты»

Занятие проводится с подгруппой детей.

Цель:

Коррекционно-развивающая:

  • Учить вслушиваться в речь логопеда, наблюдать изменения в природе, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных, правильно показывать и называть овощи и фрукты, ориентироваться в их цвете, форме, величине, составлять описание овощей, подбирать признаки к существительным, образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных, множественное число имен существительных в родительном падеже, согласовывать существительные с количественными числительными «один-одна».
  • Развивать связную речь, внимание и восприятие, мелкую и общую моторику, тактильное восприятие, познавательную деятельность.

Воспитательная:

  • Воспитывать грамматически правильную речь.
  • Расширять активный и пассивный словарь по теме «Овощи, фрукты».

Оборудование:

  • муляжи овощей, фруктов; предметные картинки по теме; корзинка.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

а) Игра-пантомима «Толстячки — худышки» (дети изображают овощи и фрукты)

б) «Ворчливый горох».

- Ох, ох, ох! – разворчался горохОх, и трудно жить в стручке,Если дверца на крючке.

в) Логопед: Покажите, как убирают разные овощи.

(логопед называет овощ, дети имитируют уборку разных овощей)

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Дети, нас ждет интересное путешествие. Посмотрите в окно. (подходят к окну)

- Какая сегодня погода? Почему люди одеты в плащи, куртки? А как сказать о маленьком плаще? (плащик), куртке (курточка), зонт (зонтик). Какое небо? Какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Логопед: Правильно, осень. Назовите признаки осени.

- Ребята, поедем с вами на электричке? (объяснить значение слова «электричка»)

Давайте превратимся в паровозик и вагончики. Садитесь в вагончики, и поедем на дачу.

- Какого цвета твой вагончик? (Красный, желтый, зеленый, желтый.) Наш поезд веселый и разноцветный.

3. Логоритмическое упражнение.

(дети имитируют «езду», идут дробным шагом и произносят текст с движениями)

Едем, едем, долго едем.Очень длинен этот путь.Скоро к даче мы подъедем,Там и сможем отдохнуть.

Логопед: Вот мы и приехали. Посмотрите, люди собирают урожай: фрукты и овощи. Сейчас проверю, знаете ли вы, где растут фрукты и овощи.

4. Игра «Чудесная корзинка» (рассказы — описания)

Логопед: Что это? (Яблоко)

- Какое оно на ощупь? (Твердое, гладкое, круглое, большое)

- Яблоко растет на дереве – это фрукт.

(Далее составляем описание моркови)

- Что это? ( Морковь)

- Какая она? (твердая, длинная, оранжевая, и т.д.)

- Подвесим ее на дерево?

Нет, она растет на грядке в огороде — это овощ.

(Подобным образом обыгрываются помидор, лук, огурец, лимон, слива, апельсин.)

5. Игра « Большой — маленький».

(Логопед говорит про большие овощи — фрукты, дети – про маленькие)

Помидор-помидорчик, яблоко-яблочко, огурец-огурчик и т.д.)

6. Игра «Наведи порядок».

Логопед: Ребята, в этой корзине смешались овощи и фрукты. Помогите, пожалуйста, разобраться, где здесь овощи, а где фрукты? Сложите овощи в блюдо, а фрукты в вазу. (Дети выполняют задание)

7. Логоритмическое упражнение.

- А теперь давайте немного отдохнем. Встаньте и повторяйте за мной:

Вейся, вейся, капустка моя,Вейся, вейся, кудрявая моя,Как мне, капустке, не виться,Белым кочаном не становиться?

(Движения сопровождаются речью, значение незнакомых слов объясняется.)

8. Игра « Собираем овощи в корзинку».

Логопед: Соберите с каждой грядки по одному овощу: « Сначала один огурец, потом одну репу, потом одну морковь, один помидор…» (дети выполняют и проговаривают словосочетание со словами «один — одна»)

9. Игра «Один — много».

Логопед: «Все принесли по одному огурцу, на столе стало много огурцов» и т.п.

(дети помогают образовывать названия овощей во множественном числе существительных родительного падежа)

10. Игра «Подбери овощи по цвету, форме».

(дети выполняют и объясняют задание)

11. Обобщение пройденного.

Логопед: Все-то у вас, ребята, получается хорошо. Фрукты и овощи вы знаете. Пора нам домой возвращаться. Садитесь в поезд. Повторяем цвет каждого вагончика.

(Дети поют песенку):

Вот поезд наш едет,Колеса стучат,А в поезде нашем ребята сидят -- Чу-чу-чу.

12. Итог занятия.

- Ребята, в какие игры мы сегодня играли? Какие задания выполняли?

- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Когда вы вернетесь в группу, то вместе с воспитателем нарисуйте фрукт или овощ из «чудесной корзинки» и свой вагончик.

Оценка деятельности детей.

Аннаева Мунира Мунировна,учитель–логопед,МБДОУ «Белоснежка»,г. Ноябрьск

 Loading ...

logoportal.ru

Конспект занятия на тему:"Овощи и фрукты" - Мои файлы - Каталог файлов

Конспект  группового логопедического занятияпо коррекции устной речи  дошкольников, обучающихся  по программе Е.А. Екжановой,  Стребелевой. (Программа дошкольных  образовательных учреждений компенсирующего  вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание», четвёртый год обучения)на тему: «Овощи и фрукты».

  Занятие по коррекции устной речи дошкольников разработано  и проведено согласно  календарно – тематическому  планированию, составленному  на основе рабочей программы по логопедии. Соответствует программным требованиям для дошкольников с нарушением интеллекта. У детей нарушены все компоненты языковой системы, поэтому  целенаправленное развитие лексико – грамматической стороны речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы.Цели: -уточнение и обогащение словарного запаса дошкольников по лексической теме: «Овощи и фрукты»;-формирование грамматического строя речи.Задачи:- расширять предметный и качественный словарь по теме;-учить согласовывать существительные с прилагательными;-учить образовывать относительные прилагательные;-развивать  произвольное внимание через  упражнения  на узнавание «зашумленных»  контурных изображений;-  коррекция мышления через упражнения на – дифференциацию  обобщающих понятий «Овощи» и  «Фрукты», отгадывание загадок по картинкам;-развивать мелкую моторику через выполнение заданий для кисти и пальцев рук;-воспитывать интерес к окружающему;- создавать  положительный  эмоциональный  фон  занятия.Оборудование: «зашумленные»  контурные изображения; муляжи фруктов и овощей; «волшебный» мешочек;  предметные картинки; магнитная доска; индивидуальные карточки  для определения цвета и формы овощей и фруктов; контурные рисунки наложением; картинка яблони; восковые мелки.

Ход занятия.I.Организационный момент.1 задание «Спрятанные фигурки».Цель:  развитие произвольного внимания.Логопед:-Перед каждым из вас лежит картинка. Каждый скажет, что нарисовано на картинке и сядет на свое место.2 задание на дифференциацию обобщающих понятий «Овощи», «Фрукты».Цель:  закрепление умения дифференцировать обобщающие понятия «овощи» и «фрукты».-У кого яблоко?-У кого груша?-Как назвать их одним словом? (Фрукты.)-Какие еще фрукты вы знаете?-У кого огурец?-У кого морковь?-Как назвать их одним словом? (Овощи.)-Какие еще овощи вы знаете?Сообщение темы занятия.Логопед:-Сегодня мы будем говорить об овощах и фруктах.    «Зашумленные» контурные изображения.Индивидуальные карточки: контуры груши,  огурца, моркови,  яблока.

Муляжи фруктов и овощей.

II.Основная часть.3 задание. Д/и «Волшебный мешочек».Цель: развитие тактильных ощущений, памяти и воображения.Логопед:-Я принесла «волшебный» мешочек. Каждый из вас, не глядя в мешочек, на ощупь, найдёт свой фрукт или овощ и положит его рядом с картинкой.Логопед задает вопросы каждому ребенку:-Что ты достал из «волшебного» мешочка? Почему? Пример ответа ребенка:-Я взял яблоко, потому что у меня на картинке нарисовано яблоко.

Муляжи фруктов и овощей в мешочке.

Физминутка.Цель: развитие общей и мелкой моторики.В саду фруктовом яблоня посажена была.    Машут руками над головой.Вышли  дети в сад.    Шагают на месте.Стали яблоки срывать.    Поднимают руки вверх, сжимают и разжимают пальцы на обеих руках. Показывают сбор урожая.Вот так чудная картина: стала полною корзина.    Руки разводят в стороны, поднимают вверх, подтягиваются. Вдох – выдох. Садятся на места.

  На магнитной доске картинка яблони.

4 задание на описание предмета по цвету и форме.Цель:  закрепление знаний о цвете и форме, умения согласовывать прилагательные с существительными, развитие мелкой моторики рук.Логопед:-Переверните свои карточки. Что нарисовано?(цветок, круг, квадрат, овал, треугольник)- Какого цвета лепестки и серединка цветка?- Это карточка – «помощница». Смотрите внимательно на карточку – «помощницу». Сейчас каждый  назовёт цвет и форму своего овоща или фрукта.Ответ ребенка:-Яблоко красное круглое.По такому  же плану рассматриваются остальные фрукты и овощи.Логопед:-Положите свои овощи и фруктына  тарелочки к подходящим предметам.Логопед:-Переверните карточки и раскрасьте свой овощ или фрукт.-Прикрепите свои картинки магнитиками к доске.    На столе две тарелочки. В одной  лежат овощи, в другой – фрукты. Каждый ребёнок встаёт  с места, подходит к столу и кладёт свой овощ или фрукт на тарелочку с овощами или фруктами.Выставка рисунков на магнитной доске.

5 задание. «Отгадай загадки».Цель: развитие памяти, мышления, воображения.Логопед:-А сейчас отгадайте загадки про фрукты и овощи. Выберите картинку – отгадку из раскрашенных вами картинок.1 загадка.Висит плод,Сладкий, как мёд.А под самой ножкойОн вытянут немножко.(груша)2 загадка.Сама с кулачок,Красный бочок.Потрогаешь – гладко,Откусишь – сладко.(яблоко)-Как назвать их одним словом?(фрукты)3 загадка.Расту в земле на грядке я,Оранжевая, длинная, сладкая.(морковь)4 загадка.Свежий и солёныйОн всегда зелёный.(огурец)-Как назвать их одним словом?(овощи)    Дети из раскрашенных картинок выбирают нужную .

6 задание. Игра «Назови сок, варенье».Цель: закрепление умения образовывать относительные прилагательные.Логопед:-Для чего нужны фрукты и овощи?-А еще на зиму люди делают сок и варят варенье.-Какой сок делают из груши? (грушевый)-Какое варенье варят из груши? (грушевое)

-Какой сок делают из яблок?(яблочный)-Какое варенье варят из яблок?(яблочное)    На магнитной доске картинки.

Итог.-О чем сегодня говорили?-Что нового вы узнали об овощах фруктах?    

krivousenpk.ucoz.ru