Автоматизация [Р] в стечениях с согласными. Фрукты со звуком р


Автоматизация звука [Р]

Твёрдый согласный звук [Р] окрашен синим цветом (твёрдый согласный). Гласные звуки окрашены красным цветом.

При произнесении слогов нельзя разрывать звукосочетание [ДР]. Звук [Р], отделённый от звука [Д], сразу, без тренировочных упражнений, произнести невозможно, так как звук [Д] является опорой для удержания языка у нёба.

Звук [Р_] произносится длительно (см. артикуляция звука [Р]).

1) Произносить (читать) слоги со звукосочетанием [ДР_]

Образец: адр__, одр__, удр__, ыдр__, эдр__, идр__, едр__, ёдр__, юдр__, ядр__

Образец: др__а, др__о, др__у, др__ы, др__э

2) Произносить (читать) слова со звукосочетанием [ДР_]

Образец: кедр__, др__уг

  • драп
  • друг
  • дрова
  • драка
  • вдруг
  • дрозд
  • друзья
  • дрозды
  • дранка
  • дракон
  • другой
  • драчун
  • дрожать
  • дружина
  • дружный
  • ядро
  • бедро
  • выдра
  • ведро
  • кадры
  • подруга
  • квадрат
  • щедрый
  • бодрость
  • подросток

3) Произносить (читать) слоги со звуком [Р_]

Звук [Р_] произносится длительно (см. артикуляция звука [Р]).

Образец: ар__, ор__, ур__, ыр__, эр__, ир__, ер__, ёр__, юр__, яр__

4) Произносить (читать) слова со звуком [Р] в конце./h4>

Образец: мир__

  • вар
  • бор
  • бур
  • хор
  • шар
  • сор
  • мир
  • дар
  • жар
  • пир
  • тир
  • пар
  • комар
  • загар
  • забор
  • базар
  • бобёр
  • ковёр
  • шахтёр
  • костёр
  • пионер
  • боксёр
  • помидор
  • командир
  • офицер
  • мундир
  • монтёр
  • самовар
  • мухомор
  • пассажир

5) Произносить (читать) слова со звуком [Р] в середине

Образец: пар__та

  • карп
  • парк
  • март
  • борщ
  • корм
  • торт
  • баржа
  • карта
  • парта
  • корка
  • норка
  • зерно
  • бархат
  • фартук
  • зоркий
  • тормоз
  • куртка
  • мастер
  • пятёрка
  • дёргать
  • озёрный
  • форточка
  • дырчатый
  • перчатки

6) Произносить (читать) слоги

Образец: р__а, р__о, р__у, р__ы, р__э

7) Произносить (читать) слова со звуком [Р] в начале

Образец: р__ак

  • рак
  • рад
  • рот
  • ром
  • рог
  • ров
  • роза
  • роща
  • рота
  • рыба
  • рука
  • рысь
  • рынок
  • рукав
  • ручей
  • ружьё
  • рожки
  • рубка
  • радуга
  • родина
  • работа
  • ракета
  • рубаха
  • рыбаки
  • рубанок
  • радость
  • раковина
  • рукавица
  • расчёска
  • равнина

8) Произносить (читать) слова со звуком [Р] в середине

Образец: го-р__а

  • гора
  • нора
  • пора
  • перо
  • фара
  • мера
  • буран
  • гараж
  • парад
  • горох
  • пирог
  • народ
  • баранка
  • коробка
  • барабан
  • муравей
  • пёрышко
  • мундиры
  • макароны
  • кукуруза
  • карандаш
  • пирамида
  • помидоры
  • самовары

9) Произносить (читать) слова со стечением согласных

Образец: б-р-ат

  • брат
  • град
  • гром
  • груз
  • грач
  • враг
  • гранит
  • графин
  • грохот
  • грузди
  • прутик
  • крышка
  • граница
  • крапива
  • пружина
  • хранить
  • храпеть
  • просить
  • красный
  • крупный
  • прыгать
  • брусника
  • красавица
  • тропинка

10) Произносить (читать) слова с двумя звуками [Р]

Образец: р-аз-мер__

  • Простор,
  • разгар,
  • размер,
  • разговор,
  • квартира,
  • мрамор,
  • маршрут,
  • кругозор,
  • проверка,
  • развернуть,
  • разорвать,
  • проворный,
  • сортировать,
  • красноармеец,
  • фарфор,
  • прорубь,
  • оркестр,
  • прорыть,
  • аэродром,
  • дроворуб,
  • литература,
  • шаровары,
  • пробраться,
  • разбирать,
  • раскрывать,
  • разрывать,
  • разворачивать,
  • распороть.

11) Произносить (читать) словосочетания

Образец: Се-р__а-я во-р__о-на

  • Трудная работа.
  • Быстрая ракета.
  • Озорной воробей.
  • Кирпичный гараж.
  • Морская рыба.
  • Ровная дорога.
  • Дорогой подарок.
  • Крупная трата.
  • Царский трон.
  • Раннее утро.
  • Северный ветер.
  • Острый топор.
  • Красный гранат.
  • Ровный пробор.
  • Открытая фрамуга.
  • Чёрный грач.
  • Гром грохочет.
  • Срочный груз.
  • Крутой поворот.
  • 12) Проспрягать предложения

    Образец:

    • Я работаю поваром.
    • Ты работаешь поваром.
    • Он (она) работает поваром.
    • Мы работаем поварами.
    • Вы работаете поварами.
    • Они работают поварами.
    • Я играю в игру.
    • Я рублю дрова острым топором.
    • Я собираю рыжики в бору.
    • Я рву в огороде стручки гороха.

    13) Произносить (читать) предложения

    Образец: Се-р__гей р__у-бит др__о-ва

    • У Киры на руке шрам.
    • Метро украшено мрамором.
    • Ира рывком открывает фрамугу.
    • Рома работает в гараже шофёром.
    • Тропинка обрывается у оврага.
    • В порту разгружают пароходы.
    • С горы бежит ручей проворный.
    • Чёрная ворона каркает на крыше.
    • Мастеру поручили срочную работу.
    • На рынке продают разные фрукты.
    • В огороде дорожка заросла травой.
    • Зимой мы черпаем воду из проруби.
    • Барабанщик громко барабанит в барабан.
    • Подорожник растёт вдоль дорог и тропинок.
    • Рома, Вера и Юра собирают рыжики в бору.
    • Чёрные грачи ходят по борозде за трактором.
    • Острым топором Рома срубил трухлявую грушу.
    • Вороны, сороки и воробьи живут в городских парках.

    14) Произносить (читать) скороговорки

    • Краб крабу грабли сделал.
    • Трое трубачей трубили в трубы.
    • Проворонила ворона вороненка.
    • У Кондрата куртка коротковата.
    • Привёз Пров Егору во двор дров гору.
    • В тетради Кондрат начертил квадрат.
    • На горе Арарат растет крупный виноград.
    • До города дорога в гору, от города с горы.
    • На чужой сторонушке – рад родной воронушке.
    • Поросята были розовые – от загара стали бронзовые.

    15) Произносить (читать) и пересказывать текст

    Ворона и рак

    Поймала ворона рака. Сидит на вербе над озером, а рака во рту держит. Видит рак, что беда ему грозит. Как ему заставить ворону рот раскрыть?

    Хитрый рак хвалит родителей вороны: "Хорошо я помню твоего отца и мать. Добрые были птицы!"

    Ворона отвечает: "Угу". А рот не раскрывает. Рак продолжает: "Помню твоих братьев и сестер. Хорошие они птицы!"

    - Угу! – второй раз отвечает ворона, а рта не раскрывает.

    Тогда рак стал говорить про саму ворону. "Хорошие они все были. А всё не такие, как ты. Ты лучше их". – "А-га!" - радуется ворона и раскрывает рот. Рак падает в озеро.

    16) Выучить наизусть

    Загадка

    К нам во двор забрался крот,Роет землю у ворот.Тонна в рот земли войдёт,Если крот раскроет рот.

www.logopeda.net

«Автоматизация звука «р» в словах, предложениях»

Цель:

- автоматизировать звук «р» в словах и предложениях;

- вспомнить изменения в поведении животных соответственно времени года (зимы), развивать фонематический слух, упражнять в правильном использовании существительных, подвижность артикуляционного аппарата;

- развивать речь, память, внимание, мышление, наблюдательность, мелкую моторику;

- учить оказывать посильную помощь животным, воспитывать сочувствие, сопереживание, доброжелательное отношение к окружающему.

Оборудование: зеркальца, игрушки животных (медведь, зайчик, белочка, еж), морковь, грибы, рыба, фрукты; д/и «Составь цветочек», д/игра «Выложи снежинки» (панно).

Ход логопедического занятия в детском саду

1. Организационный момент.

Логопед. Добрый день, детки. На улице зима, холодно. Все вокруг занесло снегом. Мы в детском саду, нам тепло и уютно. А в лесу живут звери, им холодно зимой, они голодные. Они не ходят в детский сад и не знают, что вы делаете на занятиях; не умеют делать зарядку для язычка, не учатся правильно говорить. Давайте им покажем.

2. Артикуляционная гимнастика

Дети берут зеркала и выполняют артикуляционные упражнения под слова логопеда.

2.1. «Улыбка»

Похожи мы на лягушек,

Тянем губы аж до ушек.

2.2. «Лопатка»

Язычок наш, как лопатка –

Очень ровный, очень гладкий.

Ловкою лопаткой

Копаю возле дома я.

2.3. «Чашечка»

Теперь краешки языка

Вверх поднимаю,

Глубокую «чашечку»

Зубами не трогаю.

2.4. «Вкусное варенье»

Упражнение есть у нас такое,

Очень легкое и простое:

Губки мы оближем,

Языком варенье слижем.

2.5. «Маляр»

Словно маляром работаю –

Небо побелю я.

2.6. «Лошадка»

Цок-цок-цок,

Цокают копыта.

Цок-цок-цок,

Я опрятная и умытая.

Я копытом цокочу,

Как захочешь – прокачу.

2.7. «Грибок»

Вот грибочек-сыроежка.

Вверху – «шляпка», снизу – «ножка».

2.8. «Гармошка»

На гармошке я  играю,

Рот открою – закрываю.

Свой язык «грибком» держу –

И его не опускаю.

2.9. «Барабанщик»

За зубами в бугорок

Бьет широкий язычок.

3. Дидактическая игра «Чем угостим зверей?»

А сейчас давайте пойдем к лесным жителям и занесем им гостинцы.

Какие звери живут в лесу? (медведь, зайчик, белочка, еж).

Чем будем угощать зайчика, медведя, белочку, ежа? (морковью, рыбой, грибами, фруктами).

Где слышите звук «р» в словах (в начале, в середине): морковь, рыба, грибы, фрукты?

Дети отвечают на вопросы и угощают животных.

4. Дидактическая игра «Составь цветочек»

Зверьки мечтают о лете, когда будет тепло, солнечно, будут цвести цветочки.

Сложить цветочек из лепестков-слов, в названии которых слышится звук «р» (банан, чашка, трава, катер, редис, пуговицы, солнце, жираф, трактор)

5. Дидактическая игра «Повтори скороговорку»

а) В ручье Роман поймал руками рыбу.

б) На горе Арарат растет крупный виноград.

в) Три барана на траве прыгали.

г) Носорог бодает рогом, не ругайтесь с носорогом.

д) Панцирь носит черепаха, прячет голову от страха.

е) На дворе трава, на траве дрова.

6. Выкладывание снежинок на зимнее панно.

(Дети выкладывают).

Получилась настоящая зима, как в этом году – снежная, холодная.

7. Итог. Рефлексия

Логопед. Итак, детки, лесных жителей мы угостили, зверята увидели, как вы занимаетесь. Они очень довольны.

А нам пора возвращаться домой.

Метки: логопедическое занятие

chudor.ru

Автоматизация [Р] в стечениях с согласными

 

Автоматизация звука [Р] в стечениях с согласными звуками

 

Представляю читателям сайта ЛогопедРунет подборку материалов для автоматизации звука [Р] в стечениях с согласными звуками.

 

 Звук [Р] в слогах со стечением согласных звуков:

Стра-стро-стру-стры      Здра-здро-здру-здры         Бра – бры – бро – бру

Рба – рбы – рбо – рбу     Пра – пры – про – пру      Кра – кры – кро – кру

Рка – ркы – рко – рку     Гра – гры – гро – гру        Хра – хры – хро – хру

Вра – вры – вро – вру     Фра – фры – фро – фру    Мра – мры – мро – мру

Нра – нры – нро – нру   Шра – шры – шро – шру   Ржа – ржи – ржо – ржу

Зра – зры – зро – зру

 

Звук [Р] в словах со стечением согласных звуков:

* Страх, страус, стража, странный,  страна, страница, строка, стройка, строгий, строить, стружка, струя, струна, острая, быстрая, люстра, быстро, костры, министр, завтрак,  втроём, штраф, муштра, монстр, инструмент, центры, здравствуй, здравница, вдруг, скафандр, кориандр, Ихтиандр.

* Брат, брать, браслет, бранить, забрать, собрание, кобра, зебра, швабра, брови, брошка, бросить, бросать, бродить, бродяга, бросок, добро, вброд, забросить, доброта, брызги, брызгать, брынза, брыкается, бобры, обрыв, добрый, брусника, сбруя, обруч.

* Правда, праздник, прачка, правило, справка, направо, пробка, провод, просто,  против, простыня, продавать, продукты, простыл, простуда, противный, прогулка, простокваша, продавец, напротив, пруд, прутик, пружина, упругий, прыгать, прыгун, прыжок.

* Франция, Фрося, фрукт, фрукты, фруктовый.

* Врач, враг, вражда, вроде, врун, вручать, вручную.

* Край, кран, краб, краска, красный, крапива, красавица, красивый, кровь, крот, крошки,  кролик, кроме, кромка, кровать, кроссовки, микроб, акробат, укроп, выкройка, круг, кружка, крупный, кружево, крупа, крутой, кругом, крутить, кружок, вокруг, Крым, крыса, крыша, крышка, крыжовник, закрытый, открыть, мокрый, открывать, закрывать.

* Грабли, грамота, грач, град, градусник, грабитель, граница, граната, игра, играть, награда, фотография, виноград, фотограф, гром, грохот, грозный, громко, грозы, гроза,  грохотать, груз, груздь, группа, груша, грусть, грустный, грубый, грузовик, грузить, нагрузить, грызть, грызун, игры, тигры.

* Храм, храп, храпеть, хранить, охрана, охранник, охранять, сохранить, хруст, хрупкий, хрусталь, хрустящий, хрустит, хромой, хромать, махровый.

* Сразу, сразить, сражение, срок, срочный, срубить, срываться.

* Мрак, мрамор, мрачный, нравиться; шрам; зразы.

 

Слова, насыщенные звуком [Р]:

Скороговорка, оркестр, размер, мрамор,  фарфор, раствор, аэродром, транспорт, трактор, тротуар, разговор, квартира, храбрый, температура, проворный, электромонтёр, термометр, конструктор, фермер, аэропорт, маршрут, торшер, курорт, портьеры, простор, прорубь, литература, программа, раскрасить, пробирка, проверка, проворно, пробор, профессор, растирание, ярмарка, разрыв, процедура, просмотр, распространён

Повторить словосочетания и предложения:

* Крутая гора, крутой обрыв, мокрая трава, бравый солдат, красный гранат, ровный пробор, крутой поворот, упругая пружина, круглое ядро, открытая фрамуга, размах крыла, кружевной узор, проходной двор, храбрый тигр, шумное собрание, спелая брусника, солёная брынза, родной край,  огромный парк, крупный виноград, шиферная крыша, барабанная дробь, иностранная марка, камера хранения, чёрные зрачки, консервированные помидоры, проговаривать скороговорки, фотографировать друга, возвращаться с аэродрома, маршировать с оркестром.

* Фотограф фотографирует. Ира открыла окно. Кур кормят крупой. Продавец продаёт фрукты. Рая купила брошку. Барабанщик громко барабанит. Пёстрые астры украшают сад. У Тамары красный карандаш. Рая прыгает через верёвку. У грача подбито крыло. Дружные бобры строят плотину. В порту разгружают пароходы. Тропинка обрывается у оврага. На рынке продают разные фрукты. Рома набрал два ведра рыжиков. Утром рыбаки отправились к озеру. С горы бежит ручей проворный. Серый кролик грызёт красную морковку. Продаются консервы из крабов. Крот портит корни растений. Дорога к пруду идёт мимо кедровой рощи. Прохор прыгает в пруд с крутого обрыва. На краю крутого обрыва рос огромный старый дуб. Вечером по крутой тропинке спортсмены добрались до вершины горы. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. У крутой горки кротовые норки. Все бобры добры для своих бобрят.

 

Повторить чистоговорки. Чётко произносить звук [Р]:

 

Кра – кра – кра — в банке вкусная икра.

Орки – орки – орки — сушу апельсиновые корки.

Бро – бро – бро — людям делаем добро.

Бры – бры – бры — быстро строят дом бобры.

Обра – обра – обра — ползёт большая кобра.

Вры – вры – вры — стелим новые ковры.

Гры – гры – гры — кругом одни бугры.

 

логопед-дефектологНаталья Игоревна Кулаковаведущая проекта  http://LogopedRunet.ru

 

Советую прочитать дополнительно по этой теме

logopedrunet.ru

Презентация «Автоматизация звука [Р]» - Педагогический портал «О детстве»

Конкурс «Мастер мультимедийных технологий - 2013»

Номинация «Мультимедийные технологии в педагогическом процессе в ДОУ»

Автоматизация звуков в слогах и словах – очень значимый момент логопедической работы. Однако механическое повторение слогов и слов для ребенка скучное и не интересное занятие. Поэтому важно поддерживать интерес ребенка к логопедическим занятиям всеми средствами. Одним из таких средств является мультимедийная презентация.

Практическая значимость: в предложенной презентации «Игры на автоматизацию звука [Р]» представлены:

  • артикуляционная гимнастика,
  • игры на развитие фонематического слуха,
  • закрепление лексико-грамматического строя речи и подготовка к обучению грамоте.

Также идет развитие познавательного интереса детей, умение анализировать, обобщать имеющиеся знания.

Данная презентации расчитана на старший дошкольный возраст. Предложенные игры могут проводься как индивидуальное занятие в ДОУ, а также дома с родителями.

Содержание слайдов:

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Звукоподражание «Лев рычит: р-р-р» (закрепление изолированного произношения звука [Р].
  3. «Бросай мячики» (автоматизация звука в слогах).
  4. «Назови всех животных и птиц, в названии которых есть звук [Р]» (развитие фонематического слуха).
  5. Игра «Сад – огород» (отобрать овощи и фрукты со звуком [Р].
  6. «Отгадай загадки» (дети отгадывают слова со звуком [Р]: арбуз, самовар, ромашка, барабан, мухомор).
  7. «Сосчитай» (согласование числительных с существительными: три паровоза, пять ракет и т.д.).
  8. «Назови правильно» (согласование прилагательных с существительными).
  9. Динамическая пауза «Вороны и собаки».
  10. «Запомни – повтори» (развитие внимания, памяти).
  11. Проговаривание чистоговорок.

Список использованной литературы:

  1. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. М., 2007
  2. Козырева Л.М. Развитие речи и мышления. Развивающие задания для логопедических занятий. М., 2003.
  3. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей. Волгоград, 2003.
  4. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. М. ГНОМ и Д, 2001. 

Презентация «Автоматизация звука [Р]»

Авторизуйтесь на сайте, чтобы скачать файл

Автор: Иванова Гузель Мунавирована, учитель-логопед, МАДОУ № 35 «Сказка», г. Октябрьский Республики Башкортостан.

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Мой мир

Авторизуйтесь на сайте, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

www.o-detstve.ru

Автоматизация звука Р в словах

Данные задания могут использоваться как при работе логопеда так и при работе дома с родителями.

  1. Ра-ра-ра, ра-ра-ра,начинается игра.Я прошу со слогомраПовторить за мной слова:И-рра, Ю-рра, Ве-рра, Ню-рра, Жо-рра, па-рра, ме-рра, фа-рра (и т.д), работа, ракета, раскат, рассказ, ураган, муравей, барабан, расческа, карандаш, пирамида, рак, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора, буран, гараж, парад, жираф, карась, радио, баранка, радуга, равный, радость, раковина.
  2. Ру-ру-ру, ру-ру-ру,продолжаем мы игру:ррубашка, ррубанок (и т.д.), ручей, рука, рубин, па-ррус, рукав, рубить, рубаха, ручной, ружье, румяный, рукавица, беру, дыру, нору, жару, руки, ручка, рубка, русый, орудие, кукуруза
  3. Ро-ро-ро, ро-ро-ро,Много слов со слогомро:ррот, Ррома (и.т.д.), роза, роща, пе-рро, у-ррок(и.т.д.), герой, горох, пирог, сырой, сурок, мороз, народ, паром, ворона, дорога, корова, короткий, сорока, коробка, макароны.
  4. Ры-ры-ры, ры-ры-ры —вот слова со слогомры.За мною слова повторяй,но не зевай:Как промолвишь слово «рысь»,Так выходишь из игры.Рыба, (рысь), рыжик, рытвина, (рысь), корыто, рык, (рысь), рысак, парЫ, (рысь), горы, куры, норы , дыры, (рысь), пожары, актеры, шоферы, мундиры, базары, (рысь), боксеры, шахтеры, помидоры, самовары, рыбаки, (рысь), пёрышко.
  5. Слово повтори тогда, когда названа еда:метро, горох, порог, пирог, творог, мороз, мороженое, огород, сорока, пирОга, пирожное, макароны, сырок, сурок, ворона, дорога.

Отгадай загадку — назови отгадку. Загадки развивают логическое мышление и расширяют кругозор.

Совет: если Вы отыщите картинки с изображением отгадок, малышу гораздо легче будет разгадать загадку.

  1. Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце. (Поросенок)2. Непоседа пестрая птица длиннохвостая. Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)3. В лесу у пня суета, беготня. Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи).4. На полянке возле ёлок дом построен из иголок. За травой не виден он, а жильцов в нем — миллион. (Муравейник).5. Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога. (Барашек)6. Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что он — … (Жираф)7. В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба).

logosha.com

Дифференциация звуков Р - Л; Рь

Занятие 1.

1. Игра "Собери урожай".

2. Замени в слове звук [р] на [л]. Произнести получившуюся пару слов, выделяя голосом звуки [р,л] . Уточнить значение подчеркнутых слов.

Рама –  лама 

Рожки – ложки

Рожь – ложь

Рак – лак

Розы – лозы

Рука – Лука

Рак - 

Рожь - 

Ров -

Рука -

Роза -

Рад -

Рампа -

Жар – жал

Пир – пил

Стар – стал

Брошка – блошка

Тёрка – тёлка  

Игра – игла

Рот- 

Рожки- 

Рань -

Рама - 

 

3. Проговари пары слов. Следить за произношением звуков [р, л]. Уточнить значение подчёркнутых слов.

Лучи – ручьи

Руки – лунки

Лоза –  роза

Рамка – лавка

Плуг – пруд

Брошка – блошка

Рубить — рубил

Рвать — рвал

Резать — резал

Ровнять — ровнял

Морозить — морозил

Плут -

Тёлка -

Булки -

Глаза - 

Плот -

Плыть -

Котелок -

Жалкий -

Колко -

Платок -

Колобок -

Колонна -

Мётлы - 

Мелко -

Болт -

Клоп -

Жил -

Пал - 

Пил -

Вал -

Дар -

 

Чёлка – тёрка

Гроза – глаза

Полка – корка

Мелкий –   мерка

Рыбка – улыбка

Крошка – плошка

Игла -

Плошка -

Юла -

Вела -

Хлам -

Село -

Палаты -

Пола -

Иглы -

Ветла -

Плов -

Мела -

Булка -

Жалко -

Свалка -

Плач -

Клад -

Голод -

Плуты - 

Мала - 

Сел -

Мул -

Веял -

Жал -

Мил - 

Удал -

Стал - 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Игра с мячом "Измени слова", Следить за произношением звуков [р,л,].

Мама  произносит слова из первого столбика, ребёнок – из второго.

5. Игра с мячом "Измени слова",. Следить за произношением звуков [р,л,]. Мама  произносит слова из первого столбика, ребёнок – из второго.

Рубил – разрубил

Ровнял– разровнял

Рвал – разорвал

Резал – разрезал

Порол – распорол

Крыл – раскрыл

Дробил – раздробил

Крошил– раскрошил

Крепил – раскрепил

Кроил – раскроил

6. Повтори слова со звуками Л - Р в одном слове.

зеркало            горлышко                      рыболов                   Лара

крокодил          крыло                           экскалатор              рассол

журнал             генерал                         правило                  прогулка

проволока        карнавал                       мармелад               прыгалки

рвал                 лучезарный                   радиола                  развилка

разгладить       разбалтывать                раздел                     расплавить

раздевалка       разложить                     рослый                    росла

рулон                русалка                         русло                      рыбалка

рыхлый             коромысло                    раскрыл                   раскинул

берлога            сорвал                           удрал                      пропал

проглотить       скорлупа                        вырвал                    круглый

аэроплан          Клара                            кларнет                   расцвёл

7. Повтори словосочетания.

проворная галка                    глубокая нора                         умелые руки

горный орёл                          яблочный пирог                      глубокий пруд

рыжая белка                         румяный колобок                    полное ведро

еловые дрова                       глубокий ров                           коровье молоко

ароматное мыло                   бархатный халат                     доброе дело

холодный ветер                    голубая коробка                       белый пароход

круглая юрта                         фарфоровая кукла                  глубокий овраг

круглый стол                         красное яблоко                       тёплый свитер

сладкий арбуз                       смелый воробей                      разбитая лампа

парусная лодка                     весёлая прогулка                    пёстрый дятел

рыбные палочки                    сладкий мармелад                 фруктовый салат

красивая салфетка               румяные яблоки                       красный флаг

голодная рысь                      шерстяные колготки                 жёлтая груша

сладкий коржик                    красный колпак                        розовое одеяло

золотой перстень                  весёлый рассказ                      золотая рыбка

острая пила                          мраморный стол                      спелый фрукт

полосатый шарф                  ручной щегол                           яркая лампочка

просторный класс                 чёрный клубок                         крутой склон

полосатая зебра                   сладкая детвора                      тёплый шарф

тёплые руковицы                 закрытая бутылка                     полная корзина

рассыпчатый плов               яркий луч                                 белая простыня

толстая тетрадь                  русый локон                              белые ромашки

тяжёлый ковёр                    шёлковый веер                          младшая сестра

8. Повтори предложения.

Три слова. 

Алла ела рыбу. Лайка поранила лапу. Корова даёт молоко. Юла - подарок Владу. Подул холодный ветер. Лара слушала радио. Рома читал журнал. Мокрое полотенце высохло. Лара сорвала ромашку. Вера громко смеялась. Рома шёл на урок.

Четыре слова. 

Рыбак поймал крупную рыбу. Корова дала ведро молока. Ветер качал ветки кедров. Брат купил много фруктов. Веер упал из рук. Ира ела вкусный пирог. Рыбки плавают в пруду. Егор играет на трубе. У барсука глубокая нора. Клава шла собирать бруснику. Алла сломала оранжевый карандаш. Луша раскрашивала картинки фломастерами. На дороге рыхлый снег. Страус выбежал на дорогу. Роза вдыхала аромат роз. Ворона нашла кусок сыра. Луша быстро прочитала рассказ. Брат завтракал в столовой. У орла зоркие услуги. У ворот скакала сорока. На ромашке сидела пчела. Юра хлопал в ладоши. Машина выехала из ворот. Гусь шипел на Иру. У пруда росла крапива. В полдень стало жарко. В метро есть экскалатор. Роза шила шёлковое платье. У пруда сидел рыбак. Малыш и Карлсон - друзья. Доярка поила молоком тёлочку. Лопух рос у дороги.

Пять слов. 

Лара уронила веер на пол. Рыбак удил рыбу в пруду. Молодой ворон ходил по дороге. Морж плавал в холодной воде. Лара  видела в зоопарке крокодила. Лола на тёрке тёрла морковь. Дятел сел на ветку яблони. Доярка надоила полные вёдра молока. Трамвай ехал по городу. Соловей пел на ветке вербе. Мышка грызла корку в норке. Трое матросов плывут в лодке. Проворная крыса утащила кусок сыра. Рая положила в сумку помидоры. Захар вёл корову на базар. Пёстрый дятел долбил ствол кедра.

9. Проговори словосочетания. Следить за произношением звуков [р, л]. 

Спелый персик. Кислый крыжовник. Белый кролик. Шустрая белка. Старое кресло. Горный орёл. Мелкий брод. Полосатый матрас. Белый мрамор. Лавровый лист. Гладкая дорога. Глубокий ров. Летняя гроза. Сливочное мороженое. Хлебные крошки. Бронзовая люстра. У Милы жар.

10. Проговори предложения. Следить за произношением звуков [р, л]. 

Рая поступила в первый класс. Лариса стирала платки. Юра на полу играл юлой. Володя руками ловил раков. Рома строил планер, кругом были стружки. Лара тёрла на тёрке морковку. Павел кормил кроликов. Валера накрывал на стол. У повара в кастрюле лавровый лист.

11. Подари картинки буквам Р и Л. Букве Р подари картинки со звуком Р, а букве Л картинки со звуком Л.       

12. Найди букву Р - подчеркни её. Найди букву Л - обведи её.

В ходе работы с мнемотаблицами закрепляем навыки различения и четкого произношения звуков л, ль в слогах, словах, фразах. Учим составлять самостоятельно предложения по картинкам. Записываем графически предложения, используя предлоги. Из фразы выделяем звуки л и ль, можно обозначить на схеме звук л-синим цветом, а звук ль- зеленым. Развиваем фонематический слух, внимание, память и мышление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р-Л Чайные ЛОЖКИ И коровьи РОЖКИ.

В банке ЛАК, А в речке — РАК.

РЬ-ЛЬ Девочка МАРИНА И спелая МАЛИНА.

В ящике УГОЛЬ, А в озере — УГОРЬ.

Р-Й Детская МАЙКА И почтовая МАРКА.

Железная КОЙКА И хлебная КОРКА.

 
 

 

ЛЬ-Й Маленький КОЛЬКА И железная КОЙКА.

В бутылке ЙОД,На речке — ЛЁД.

Крупная ГАЛЬКА И железная ГАЙКА.

logoped-fedinaen.ru

ЛОГОПЕД.РУ: Конспект занятия по обучению грамоте “Звук [р]. Буква Р” (подготовительная группа).

Конспект занятия по обучению грамоте “Звук [р]. Буква Р” (подготовительная группа).

Иванова Е.Ю., учитель-логопед МБДОУ “Детский сад №23 комбинированного вида” г.Гатчина Ленинградская область.

 

Тема. Звук [р]. Буква Р.

Цель. Познакомить детей со звуком [Р] и буквой Р.

Задачи::

1). Уточнить правильную артикуляцию звука [р];

2). Учить выделять звук [р] из слов, давать его

характеристику;

3). Закрепить умение определять место звука [р] в словах;

4). Совершенствовать навык звукового анализа слов из 4-ёх

звуков;

5). Совершенствовать навык фонематического синтеза;

6). Учить читать слоги и слова с новой буквой;

7). Систематизировать знания об овощах и фруктах, домашних

животных, профессиях.;

8). Работать над речевым дыханием, дикцией, интонационной

выразительностью речи;

9). Развивать мелкую моторику;

10). Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к

занятиям.

Оборудование: фланелеграф, наборное полотно, карта путешествия изображением станций. предметные картинки на [р], рабочая тетрадь, пособие для определения места звука в слове, таблица слогов и слов с буквой Р, детали для конструирования буквы Р, картинки с изображением домашних животных, муляжи овощей и фруктов, цветные карандаши, цветные ручки, мяч.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. - Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь на свои места и приготовьтесь внимательно слушать. Пособия, которые лежат у вас на партах, будете брать только тогда, когда я вас об этом попрошу.

  3. Основная часть

1). Постановка цели занятия.

- Сегодня на занятии мы отправимся в увлекательное путешествие, познакомимся с новым звуком и с новой буквой. Будьте внимательны! Давайте вспомним, для чего нужны звуки и буквы?

( Звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем)

2). Знакомство с новым звуком:

а) Выделение звука [р] из слов;

-Отгадайте загадку:

Цветное коромысло

Над городом повисло. (Радуга)

- Определите первый звук в этом слове.

-Отгадайте другую загадку:

Не конь, не птица,

А нос, как спица. (Комар)

- Определите последний звук в этом слове.

б) Уточнение правильной артикуляции звука [р], его

характеристика и обозначение;

Произнесите еще раз этот звук [р-р-р]. Это упражнение называется “моторчик”.

Возьмите в руки зеркала и проверьте правильно ли вы произносите [р]:

- губки свободны;

- зубки сближены, но не соприкасаются;

- кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и

вибрирует;

- посередине язычка идет теплая воздушная струя;

- “горлышко” работает.

-На что похож звук [р]? (рычит собака)

Символ звука: собака громко рычит:[Р-Р-Р] (выставляется картинка на фланелеграф)

-Дайте характеристику звука [р]

(согласный, твердый, звонкий)

- Как будем обозначать этот звук?

(кружком синего цвета)

в). Повторение слоговых рядов.

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у Ромы в руках шары.

Ру-ру-ру – продолжаем мы игру.

г).Определение места звука [р] в словах;

- А теперь мы отправляемся на поезде в путешествие.

Чух-чух, чух-чух,

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз бежит,

-Тороплюсь! – гудит.

-Чтобы определить, в каком вагоне каждый из вас поедет, нужно определить место [р] в словах и расставить картинки в соответствующие вагончики.

-Все заняли свои места, поезд отправляется.

д). Отбор овощей и фруктов, домашних животных, в названии которых есть [р]

1-я станция “Сад-огород”

- В корзинку нужно собрать овощи и фрукты, садовые ягоды, в названии которых есть[р].

(картофель, помидор, морковь, груша, смородина, крыжовник, виноград)

2-я станция “У бабушки в деревне”.

-Найдите на картинке домашних животных, в названии которых есть [р].

(корова, баран)

- Какую пользу приносят эти домашние животные?

Из молока делают много продуктов: творог, кефир, простоквашу и др.

-Повторите скороговорку:

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

е). Работа в тетради. Звуковой анализ слова “РОЗА”

3-я станция “Цветочная”

-Поезд прибыл на следующую станцию, которая называется “Цветочная”. Откройте тетради на странице 21. Какие цветы здесь изображены? (роза, ромашка)

-Как вы думаете, почему здесь нарисованы эти цветы? (Названия цветов начинаются со звука [р])

-Сейчас вы будете художниками. Вы должны раскрасить цветы, при этом нужно сказать, что вы делаете. (например: Я раскрашиваю розу красным карандашом).

-Переверните страничку. Выполните звуковой анализ слова “РОЗА”.

-Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику.

([Р] - согласный, твердый, звонкий)

-Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику

([О] – гласный)

-Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику

([З] - согласный, твердый, звонкий)

-Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику

([А] – гласный)

- Сколько звуков в этом слове? (4)

- Назовите 3-ий звук (з), 2-ой звук (о).

-Сколько в слове гласных звуков? Согласных звуков?

- Сколько в этом слове слогов? (2)

4-я станция. Физкультминутка “ПОЕЗД” (речь с движениями)

Чух-чух, чух-чух,

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз бежит,

-Тороплюсь! – гудит.

На остановках выполняется упражнение по фонематическому синтезу. Логопед называет звуки и бросает одному из детей мяч, ребенок должен назвать все слово целиком.

(р, а, к, - рак т, о, р, т - торт

р, ы, с` - рысь р, ы, б, а - рыба

р,у,к,а - рука ш, а, р – шар)

3). Знакомство с буквой Р. Чтение слогов и слов с новой буквой.

5-я станция. “Чтение и письмо”.

а)-Что мы должны знать, чтобы читать и писать? (буквы)

-Звук [Р] обозначается буквой Р.(выставляется на фланелеграф)

- На что похожа буква Р?

б).Конструирование буквы Р

- Сконструируйте букву Р из бумажных деталей.

в). Письмо буквы Р в рабочих тетрадях

- Для чего нам нужна большая буква?

г). Чтение слогов и слов с новой буквой.

-Теперь прочитайте слоги и слова по таблице.

д).Письмо слова с новой буквой

- В тетради под схемой напишите слово “РОЗА”, обозначая звуки соответствующими буквами.

е).Составление слов из разрезных слогов.

- Подберите слоги так, чтобы получились слова.

РЫ БА

РО ЗЫ

РА МА

РУ КА

6-я станция. “Добавлялки”.

Наш поезд прибыл на следующую станцию. Вы должны вспомнить названия профессий и закончить предложения. Подсказка: в названии этих профессий есть [Р].

В столовой работает …(повар)

Стены красит … (маляр)

Подстригает людей …(парикмахер)

В магазине работает …(продавец)

Лечит детей … (врач)

Дом строит … (строитель)

(ответивший ребёнок получает соответствующую картинку)

- Составьте каждый своё предложение с данным словом и на -чертите его схему.

Проверка выполнения задания.

3. Подведение итогов занятия.

- Наш поезд прибыл на конечную станцию в детский сад.

-С каким звуком мы сегодня познакомились?

Дайте его характеристику.

Дифференцированная оценка деятельности детей.

Желаем успеха!

www.logoped.ru