Математика для дошкольников. Как научить ребёнка считать? Фрукты для счета на математике


КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ. ФРУКТЫ

КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ. ФРУКТЫ

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели: развивать общее представление о действии вычитания как удалении части из целого, о взаимосвязях и взаимозависимостях целого и частей; закрепить знания состава числа из двух меньших на конкретном материале; учить лепить из глины и пластилина различные овощи и фрукты; формировать умение работать стекой; учить передавать форму и характерные особенности фруктов при лепке с натуры, использовать знакомые приемы: оттягивание, сглаживание; уточнить знание форм: шар, цилиндр.

Целевые ориентиры дошкольного образования: умеет создавать конструкции предмета по образцу; умеет сравнивать предметы по величине; владеет навыком счёта в пределах 10; различает жанры литературных произведений, умеет отгадывать загадки; владеет навыком лепки различных по форме предметов.

Материалы и оборудование: карточки, геометрический материал и предметы для счета; груша, банан, яблоко или другие фрукты; глина или пластилин.

Содержаниеорганизованной деятельности детей

1. Введение игрового момента.

– К слону пришли в гости его друзья. Давайте поможем ему накрыть стол и вылепим из пластилина разные фрукты.

2. Задания на счет.

– Рассмотрите рисунок. Расскажите, кто сидит за столом. Кто сидит на самом большом стуле, на самом маленьком? Кто больше: слон или ослик? Кто из зверей самый большой? самый маленький? Чего больше: гостей или чашек?

– Возьмите счетные палочки. Составьте из них фигуры по образцу.

а) б) в)

– На что похожи полученные фигуры? Сколько палочек потребовалось для домика? Сколько для жука? Сколько для рыбки? У какой фигуры палочек больше? У какой фигуры палочек меньше?

3. Лепка «Фрукты».

– Расскажите о том, как осенью в садах собирают урожай фруктов.

– Рассмотрите разные фрукты и ягоды.

– Как называются исходные формы для лепки? (Шар, цилиндр.)

– Послушайте стихотворения Андрея Богдарина про ягоды.

Как о вишенке-малышке

Знают все не понаслышке.

Любят ягоду такую

И девчонки, и мальчишки.

Станешь вишню собирать,

Вишней короб наполнять,

И ладошки будут тоже

Вишни цвет напоминать.

Слива, слива, моя слива,

Ты красива и вкусна.

Много мякоти на диво,

Ну, а косточка – одна.

У брусники вкус особый:

То ли кислый, то ли нет.

Сколько ты ее ни пробуй,

Не найдешь на то ответ.

А зеленые листочки

Не желтеют и зимой.

Приносили мы из леса

Эту ягоду домой.

Кругло пузо у арбуза,

Полосатые рейтузы,

Полосатый пиджачок,

А на маковке – крючок.

Этой крохотной девчушке

Жить не скучно на опушке

С паучками и жучками,

Земляными червячками.

А порою за травою

С милой матушкой землёю

Можно здесь уединиться

И секретами делиться.

– Вспомните и объясните приемы лепки.

– Обратите внимание на необходимость точно передавать цвет, размеры, форму каждой ягоды.

4. Итог занятия.

– Рассмотрите все поделки и выберите наиболее выразительные. Сравните свою работу с натурой. Что получилось хорошо, а что не удалось? Слоник благодарит нас за работу.

infourok.ru

Карточки для обучения счету "Фрукты"

Карточки для обучения счету "Фрукты"

Электронная версия - 10 карточек с нарисованными фруктами в определенном количестве. +Шаблон для изготовлени конверта для хранения карточек.

Бумажная версия - 10 карточек

Скачать материал ( 10.08 МБ )

Карточки знакомят с числами от 1 до 10, учат определят количество предметов простейшим пересчетом, сопоставлять множество предметов с соответствующим числом.

Что в комплекте.

10 карточек с нарисованными фруктами в определенном количестве.

Шаблон для изготовлени конверта для хранения карточек.

Как знакомить ребенка с карточками.

Расположите карточки в порядке возрастания (для начала можно взять карточки от 1 до 5). Возьмите первую карточку вместе с ребенком. Сколько фруков нарисовано? Посчитайте. Проведите пальчиком по цифре. Аналогично рассмотрие остальные карточки.

Затем можно отрезать нижнюю часть карточки с цифрой. Положить перед ребенком карточки с фруктами и с карточки с цифрами. Ребенку необходимо подобрать цифру с соотетствующим количеством предметов.

Особенности бумажной версии

10 карточек, распечатанных на матовой фотобумаге плотностью 170 г/кв.м. и заламинированные

 

Карточки для обучения счету "Фрукты"

Электронная версия - 10 карточек с нарисованными фруктами в определенном количестве. +Шаблон для изготовлени конверта для хранения карточек.

Бумажная версия - 10 карточек

Скачать материал ( 10.08 МБ )

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

razvivalo4ki.ru

Идеи математических игр для детей от 2 до 6 лет ~ Я happy МАМА

В школе математика – один из самых трудных предметов. Если не понимать математических основ, не научиться логически мыслить, то есть очень большие шансы не справиться с школьным курсом. Поэтому педагоги советуют родителям заниматься математическим развитием ребенка уже в дошкольном возрасте.

Кроме того, математика – это не только сухие цифры и сложные задачи; математические игры и задания развивают творческие способности, формируют познавательный интерес к миру, логическое мышление. Это мощный стимул для интеллектуального развития ребенка.

Одной из ошибок при занятиях с ребенка со стороны родителей является то, что они ограничиваются обучением цифрам и навыкам счета. Главный упор стоит сделать на развитие логического мышления, которое выручит вашего ребенка на уроках математики, особенно, когда ваш запас знаний уже исчерпает себя и ему придется полагаться только на собственные силы.

Из чего состоит логическое мышление? Логические приемы мышления – это анализ, обобщение, синтез, классификация, аналогия, систематизация. Игры с ребенком должны основываться на этих приемах. Например, игру с матрешкой или пирамидкой можно построить с использованием приема сериации: выстроить колечки или матрешок по росту. Анализу будет учить задание найти все желтые предметы в комнате и т.д. Начинать следует с простых заданий, постепенно, с учетом возраста, их усложнять.

Советы, как сделать математические игры интересными для ребенка:

  • обязательно учитывайте возраст, на который рассчитано задание. Не хочет – не настаивайте, поменяйте тактику, предложите другой вид игры;
  • особенно с малышами используйте предметы из жизни. Например, возьмите овощи и фрукты для сравнения, на улице соберите палочки разной длины и разложите их по длине, от самой длинной до самой короткой;
  • не акцентируйте внимание на неудачах и не делайте все за него. Ребенок сам должен прийти к логическому выводу. Если что-то не получается, мягко сверните игру и продолжите в нее поиграть спустя какое-то время;
  • не ограничивайтесь словом “Молодец”, хвалите ребенка за его попытки и усердие, за его действия. Но не перестарайтесь, все должно быть в меру, чтобы он хотел играть не ради похвалы, а ради познавательного интереса.

Существует огромное количество видов математических игр, поэтому даже ребенку, который не проявляет интереса к цифрам и счету, можно найти такое занятие, которое ему обязательно понравится. Предлагаем вам подборку интересных идей на развитие математического мышления, которая разнообразит ваши игры с ребенком.

Смотрите также:Математические способности развиваем с дошкольного возраста!Учим детей математике с помощью конструктора. И весело, и полезно!Экспериментальное обучение: 9 нестандартных школ

ihappymama.ru

Считаем играючи: настольные игры на усвоение счета и простых математических действий

Из всех настольных игр карточные игры считаются наиболее популярными у взрослых. Детей, даже самых маленьких, они также способны завести «не по-детски»! Но главное - карточные игры на счет не только азартны. В не меньшей степени эти игры интеллектуальны, с их помощью можно не только научиться считать в уме, но и натренироваться делать это хорошо, быстро и с удовольствием. А в результате – полюбить и понять еще более захватывающую и красивую человеческую игру – науку математику.

10 СВИНОК

Производитель: ZochВозраст: от 6 лет Количество игроков: 2-8 Время игры: 15 – 20 минутРазвивает: внимание, навыки сложения и вычитания, тактические навыки.

В настольной игре «10 свинок» побеждает тот, кто лучше всех умеет считать до 10-ти и сможет собрать наибольшее количество карт. Правила игры просты: перетасовав колоду и получив по три карты с симпатичными изображениями свинок в образах героев сказок на руки, игроки по очереди открывают их. Первый игрок кладет свою карту, произнося цифру на ней вслух и тут же добирая из колоды другую. Затем второй делает то же самое. И так – один за другим. Если в сумме всех чисел на всех картах на столе получается 10, владелец последней цифры, громко крикнув: «10 свинок!», забирает все карты себе. Если сумма чисел больше десяти, карты забирает следующий игрок. В игре участвуют и карты «джокеры»: свинка-русалка, позволяющая как добавить пять чисел, так и вычесть их, и свинка-лягушонок, способный обнулить всю сумму на столе. Для более опытных игроков возможна игра с позицией «равенство». Игра подходит к концу, когда нельзя больше разыграть ни одной карты, а побеждает тот счастливец, который набрал их больше всех.

Наше резюме

Если малыш уже научился считать до 10 - это игра для него. Смешные свинки (а также более опытные игроки за столом) научат его считать дальше, а еще помогут складывать и вычитать числа. Вместо того чтобы решать скучные примеры в скучной тетрадке или пересчитывать кубики или яблоки, можно играть в карты. И выигрывать! Игра поможет развить и тактические навыки. Во-первых, среди карт на руке всегда можно выбрать наиболее подходящую свинку, во-вторых, постараться вовремя использовать все специальные возможности свинок. Главное, чтобы взрослые, участвующие в этой обучающей игре вместе с начинающими, на первых порах не слишком торопились.

Читать на эту тему:

ХАЛЛИ-ГАЛЛИ

Производитель: Amigo SpielВозраст: от 5 лет Количество игроков: 2-6 Время игры: 15 – 20 минутРазвивает: внимание, реакцию, навыки устного счета.

В этой игре, помимо привычных карточек, «участвует» и звонок. Он-то и придает этой развивающей игре особенный азарт. Игра получается шумной и очень веселой. Итак, есть карты, на них изображены фрукты. На каждой - один вид фруктов в количестве от 1 до 5. Карты раздаются поровну между участниками, а в центре стола ставится звонок. Для интриги очень важно, чтобы свои карты все игроки открывали одновременно. И, как только на открытых картах всех игроков в сумме оказывается ровно 5 фруктов одного вида или у кого-то выпадает одна карта с пятью фруктами – надо хлопать по звонку и забирать все открытые карты себе. Но просто позвонить в звонок мало. Надо не забыть крикнуть громко и торжествующе: «Халли-Галли!». Конечно, попадаются такие невнимательные (или непослушные) игроки, которые звонят в звонок не по правилам. В этом случае, игрок, ошибочно хлопнувший по звонку, в качестве штрафа, отдает по одной из своих карт каждому участнику состязания. Оставшиеся без карт, выбывают, побеждает обладатель всей колоды.

Наше резюме

Что детям нравится в этой игре больше всего? Звонить в звонок, конечно! Однако это еще нужно заслужить, как следует потрудившись. Ребенку предстоит сосредоточиться и, одновременно внимательно следить за своими картами, отслеживая действия всех противников. Но долго думать здесь не получится. Надо соображать быстро, потому что и игра энергичная, и в любой момент тебя могут опередить. Хотя производители рекомендуют играть в игру с 5-ти лет, опыт многих семей показывает, что дети помладше также не испытывают особых трудностей в ее освоении. Особенно, когда дело касается звонка.

ШУСТРЫЙ САДОВНИК

Производитель: ZochВозраст: от 7 лет Количество игроков: 2-5 Время игры: 15 – 20 минутРазвивает: устный счет, память, внимание, реакцию.

Игрокам, в этой игре предстоит стать садовниками, собирающими богатый (или не очень) урожай яблок и груш в собственном саду. Грушевый, яблочный или садик с червячками – это 80 карточек с забавными иллюстрациями (20 карт урожая и 60 карт плодов). Карты сбора урожая - те же яблоки, груши и червяки, но в банках, коробках и корзинах. И есть деревянные жетоны с цифрами 1, 2 и 3 - от того, какой жетон игрок схватит, зависит порядок высказывания предположений о составе его урожая. Фрукты созрели, надо срочно собирать, пока все не сожрали червячки! Поэтому играть надо быстро.

Карты с плодами раздаются всем игрокам поровну, и по очереди выкладываются в центр стола одна на другую, а игроки считают в уме отдельно яблоки, груши и червяков. Когда появляется карта урожая, необходимо, как можно быстрее и точнее назвать сумму подсчитанного. Победитель – самый быстрый. Второй вариант игры заключается в том, что игрокам нужно поочередно «собирать фрукты», т. е. открывать карты и отслеживать, когда на открытых окажется ровно 11 плодов одного вида. Первый заметивший получает карту. Если ошибся – возвращает. Побеждает тот, кто собрал самый большой урожай.

Наше резюме

Все игровые элементы игры сделаны очень качественно – их приятно держать в руках, а симпатичные яблоки, груши и гусеницы на карточках будто смеются и подмигивают маленьким и большим участникам. И это может отвлекать неопытного игрока. Тем более что в процессе игры приходится постоянно считать в уме, что для младших школьников не слишком просто. Шустрый Садовник это одновременно карточная игра на память, на скорость реакции и внимательность. Здесь нужно думать, и думать очень быстро и точно.

7 НА 9

Производитель: MagellanВозраст: от 8 лет Количество игроков: 2-4 Время игры: 2 - 5 минутРазвивает: реакцию, устный счет, внимание.

Отличие этих карт от обычных в том, что на них изображено сразу два разных числа: одно большое в центре, другое - в левом нижнем и верхнем правом углах - маленькое. Числа на картах - от 1 до 10. Игра начинается с одной карты в центре стола. Например, с той, на которой изображена большая пятерка и двойка. Вот двойку по выбранному правилу игры, нужно либо прибавить к семерке, либо из семерки вычесть. А другую карту, где указана сумма этих чисел (большой цифрой) положить сверху. Получается - либо девятку, либо пятерку. Если есть нужная карта, ее скидывают немедленно. Выигрывает тот, кто первым избавляется от всех своих карт и не забывает крикнуть при этом: «Семь на девять!»

Наше резюме

Ребенок уже неплохо умеет считать, вычитать и прибавлять? С этой игрой его умения возрастут еще более. Детей она учит арифметике, попутно улучшая реакцию и внимательность, а взрослым поможет расслабиться и снять стресс после насыщенного трудового дня. Чтобы получить максимум удовольствия, советуем играть большой, разновозрастной компанией. Если есть карточные игры неторопливые и есть быстрые, то эта – просто бешеная. Да и покричать победителю, после пережитых волнений всегда приятно! Несомненный плюс игры - ее компактность, позволяющая не расставаться с «7 на 9» в любом путешествии.

РАТУКИ

Производитель: MagellanВозраст: от 7 лет Количество игроков: 2-5 Время игры: 10 – 20 минутРазвивает: реакцию, внимание, навыки счета.

«Два! Один! Ой, я запутался! Три! Ратуки!» И шелест карт, и смешки, и стоны, и все это в быстром темпе. Вот такая она, игра «Ратуки», в которую с одинаковым интересом играют и взрослые, и дети. Цель игры – набрать 100 очков, обойдя в этом своих соперников, с помощью карт, на которых, в виде символов или рисунков представлены числа от 1 до 5. Партия разбивается на отдельные раунды, в которых игроки будут использовать карты своих колод.

Раунд проходит следующим образом. Любой игрок может начать стопку, выложив с руки на стол «единицу» (таким образом, одновременно могут существовать столько стопок, сколько игроков). Её можно накрыть «двойкой». В дальнейшем все следуют одному правилу: можно выложить карту, число которой на единицу выше или ниже числа верхней карты стопки розыгрыша. Выложив «пятёрку», игрок отправляет всю стопку розыгрыша в свой отбой. В игре нет понятия передачи хода - все действуют одновременно, по принципу «кто успел». А, кто успел раньше всех, говорит: «Ратуки!»

Наше резюме

Игра не только совершенствует навыки счета, но и учит быть крайне внимательным. Здесь все играют, одновременно выкидывая карты. И нужно, прежде чем успел подсчитать и выкрикнул свою цифру первым, разобраться, какую, собственно, цифру образуют из себя запутывающие изображения. Ведь цифры на игральных карточках изображены и в виде римских и арабских цифр, и обозначены текстом, и даже в виде пальцев руки. Легко и запутаться в суматохе общего азарта!

ЗЕМЛЯНИЧНЫЕ ТРОПИНКИ

Производитель: LogisВозраст: от 3 лет Количество игроков: 1 4 Время игры: 15 – 20 минутРазвивает: устный счет, мелкую моторику.

Это такая добрая игра, что здесь даже не бывает проигравших. К каждому игроку-«медвежонку» тянется земляничная тропинка из карт. Переворачивая в свой ход крайнюю карту, он берёт из лукошка столько бусинок-ягодок, сколько указано на карте, и нанизывает их на «шнурочек». Последние две карты в каждой тропинке показывают, сколько бусинок-ягодок игрок должен отдать и куда: в бабушкин пирог или в дедушкин. Тот, у кого на шнурочке осталось меньше всего бусинок - самый добрый медвежонок, его нужно обязательно похвалить. Ну и наконец, игроки вместе считают, в каком пироге оказалось больше всего земляничек - в бабушкином или в дедушкином.

Наше резюме

Любая игра имеет свою цель. И, если у многих карточных игр главная цель игрока, например, первым остаться без карт или, наоборот, набрать их больше всех, то для малышей нужен другой стимул. В этой игре он очень подходящий и выполняет даже воспитательную функцию. Разве не благородно не просто выиграть, но стать самым добрым медвежонком? И для этого не просто сыграть удачно, а потрудиться.

ТУРБОСЧЕТ

Производитель: Банда умниковВозраст: от 5 лет Количество игроков: 2-8 Время игры: 10 – 15 минутРазвивает: устный счет, внимание, наблюдательность, визуальную память

Весёлая и очень динамичная обучающая игра, мгновенно увлекающая и детей, и взрослых. Итак, дано: две колоды, одна с животными, другая с заданиями. Перетасовав колоду, все карты из колоды с животными раздаются игрокам. Участники, не глядя, кладут их перед собой стопкой, лицом вниз. Из колоды в центр стола выкладывается карточка с условием, а игроки по очереди открывают карты со случайным количеством животных одного из видов. (Важно, чтобы каждый игрок выкладывал карты так, чтобы видеть их последним - то есть брал их за дальний от себя край карты). Если условие выполняется, нужно первым накрыть ладонью карту с условием, выкрикнув: «Турбо!» Накрыв карту с заданием первым, игрок забирает себе все открытые карты других игроков, и складывает их вниз своей колоды. Каждый раз, когда кто-то выигрывает раунд и забирает открытые карты - выкладывается следующая карта с заданием, а сыгравшее задание уходит в биту. Если у игрока кончились карты - он выбывает из игры.

Наше резюме

Игра не просто учит хорошо считать, она формирует математическое представление. Сначала ребенок учится быстро пересчитывать, а затем, постоянно и ежесекундно сравнивая и сопоставляя количество предметов с числами, мгновенно «фотографировать» нужное. Малыш постепенно, таким образом, переходит от умения называть числа по порядку к умению свободно оперировать числами. Причем, полезно это, как для дошкольника, так и для уже неплохо знакомого с числами школьника. Такие понятия, как «равно», «больше» и «меньше» на практике игры в «Турбосчет» станут намного понятнее. А все возрастающие уровни сложности позволят, с негаснущим интересом играть в игру долгое время и разным по возрасту игрокам. Дополнительный плюс игре – иллюстрированные правила, в которых дети могут разобраться самостоятельно. Есть даже варианты правил, позволяющие использовать игру для занятий по математике с малышами от 4-х лет.

ФРУКТО-10

Производитель: Банда умниковВозраст: от 6 лет Количество игроков: 2-8 Время игры: 10 – 15 минут

Развивает: устный счет, внимание, наблюдательность, визуальную память

Здесь карточки не квадратные, а круглые. И, согласитесь, эта форма ближе к очертаниям фруктов. Цель игры - первым найти фруктовую десятку на двух карточках. Чтобы получилась фруктовая десятка, нужно найти на двух карточках фрукты, которые в сумме составят ровно десять. Легко? Но при этом фрукты должны непременно совпадать либо по типу (два яблока, три клубники и т.п.), или по цвету. Получается увлекательное соревнование в математической зоркости и арифметической скорости. Игрокам, подбирая варианты, нужно выполнять десятки действий с числами за короткое время! Нашедший, забирает карточки себе. Остальные карты перемешиваются и сдаются заново. Игра неизменно проходит в высоком темпе, «на одном дыхании», что всегда вызывает бурю эмоций.

Наше резюме

Поскольку это игра долгоиграющая, т. е. усложняющаяся, да еще и в разных вариантах, играть в нее не надоедает. Начинает ребенок с малого, а затем ему, конечно, хочется усложнений. И они будут прибавляться, как будут прибавляться и познания ребенка в математике. Чтобы стать победителем, здесь необходимо учиться быстро соображать. И, играя во «Фрукто 10» можно учиться считать с азартом, в отличие от традиционного выучивания наизусть состава чисел, «таблицы сложения» и решения столбцов скучных однотипных примеров. Игра не только автоматизирует устный счёт, но и замечательно тренирует концентрацию внимания, умение быстро подбирать решения - поэтому её рекомендуют не только педагоги, но и школьные психологи.

Читать на эту тему:

Фотоматериалы предоставлены компаниями Мосигра и Игровед

www.parents.ru

Занимательная математика для дошкольников

12863 (137 за неделю) / 20.09.16 09:00

Любопытно, что занимательная математика для дошкольников интересует не только малышей, но порой увлекает и взрослых. Познавательные и одновременно интересные задачки развивают у детей логическое мышление, закладывают в детские головы основные математические понятия, а это чрезвычайно полезно в плане подготовки к школе.

 

Что входит в понятие «занимательная математика»?

Неожиданные сопоставления чисел и предметов, хитрые головоломки, ребусы, нестандартные решения тривиальных задач способны вызвать у ребёнка интерес к математической науке. Но нужно правильно донести базовые математические закономерности и принципы до детского сознания.У дошкольников увлекательные и интересные занятия занимательной математикой проходят в форме дидактических игр. Знакомство с математикой у малышей начинается с освоения вначале цифр, а потом чисел – базы, которую необходимо заложить ещё до школы. Ведь чтобы ребёнок успевал за современной школьной программой, он уже должен иметь элементарные представления о математике. В рамках урока учитель не имеет возможности, учитывая скорость освоения материала и умственные способности каждого ученика, объяснять ему базовые понятия. Поэтому со стороны родителей необходима соответствующая помощь как в дошкольный период, так и в начальных классах.Познакомить с арифметикой ребёнка нужно уже в 4-летнем возрасте, поэтому самая первая математика должна появиться дома. Малыш должен понять, что количество предметов обозначается числом, что их можно посчитать. Также родителям следует познакомить в игровой форме малыша с простейшими геометрическими фигурами, уча угадывать эти фигуры в окружающих предметах и сравнивать их с предметами (мячами, кубиками, пирамидками). Постепенно ребёнок начинает делать простейшие вычисления с одинаковыми предметами. Под руководством взрослых в игровой форме он должен научиться сначала складывать и вычитать, потом умножать и делить, осваивает понятия размеров (длина, ширина, высота).Если необходимые знания поступают дошкольникам в форме познавательной продуманной игры, то и математика становится для них увлекательной и интересной. При решении логических задачек они с интересом ожидают таящейся в описании условий задачи «закавыки», и поиск таких подвохов начинает их захватывать.

Математические игры

Таковыми называются игры, моделирующие математические закономерности, отношения и построения. Обычно чтобы найти решение, требуется предварительно проанализировать условия, вспомнить правила. Ход решения требует применения умозаключений и методов, присущих математике.

«Цепочка примеров»

Эта игра подходит для индивидуальной работы с 6-7-летними детьми, которые уже хорошо усвоили базовый уровень элементарной арифметики. Цель заключается в упражнениях дошкольников в арифметических действиях.

  1. В ходе игры две группы участников садятся напротив друг друга на стулья.
  2. Первый малыш с мячом в руках объявляет простую задачу, например, 2+1, после чего бросает мяч кому-то из соперничающей группы.
  3. Новый обладатель мяча должен дать ответ и бросить мяч команде соперников
  4. Поймавший мяч должен придумать новый пример, где участвует ответ из первого примера и т. д.
  5. Если кто-то даст неверное решение, задаст нерешаемый пример или дающий в результате не целое число, то он выбывает из игры. Побеждает та группа, где «уцелело» больше участников.

«Отгадай число»

Эта игра для старших дошкольников ставит целью закрепить их способности сравнивать числа.

  1. Ребёнок по заданию ведущего быстро должен назвать число или числа меньше 6, но больше 4; больше 7, но меньше 9 и т. д.
  2. Если ребёнок справился, то получает флажок.
  3. Если детей разделить на две группы, то можно проигравшего исключать из игры.

Обе приведённые игры имеют простую задачу – участники должны осуществить математическую операцию или назвать число, основываясь на знании последовательности чисел и отношении между ними. Интереса и занимательности играм добавляет бросание мяча, приёмы стимулирования работы мозга, игровая постановка цели.

2 Как вырастить любознательного ребёнка?

Любой ребёнок как губка впитывает новые навыки и знания, этого требует сама природа. У них последовательно развиваются то одни, то другие участки мозг ...

Логические игры

В математические игры входят также логические упражнения и задачи, направленные на тренировку мыслительного процесса путём выполнения логических операций.

«Только одно свойство»

Материалом этой игры для старших школьников служат геометрические фигуры (треугольники, круги, прямоугольники и квадраты) двух размеров и четырёх цветов. Набор этих фигур нужно изготовить заблаговременно. То есть, на каждого участника игры должно приходиться по 64 фигуры разных цветов и размеров. Целью игры является закрепление у дошкольников знаний о свойствах геометрических фигур, развития способности моментально отыскать необходимую фигуру и дать ей характеристику.

  1. Например, у двух участников игры имеется полный комплект вышеупомянутых фигур.
  2. Первый участник кладёт любую фигуру на стол. Второй участник должен выложить на свою половину стола фигуру, которая отличается от первой лишь одним каким-нибудь признаком. Например, если первый игрок выложил маленький красный квадрат, то второй может предложить большой красный квадрат или маленький красный круг и далее по такому же алгоритму.
  3. Ошибкой будет считаться то, если второй участник выложит либо точно такую же фигуру, либо отличающуюся двумя или всеми тремя признаками. В таком случае игрок лишается этой фигуры.
  4. Проигрывает тот игрок, который первым лишится всех фигур, но можно придумать и другие варианты исхода игры.

Эта игра напоминает принцип домино. Процесс игры требует быстрой ориентации участников в формах, цветах и размерах фигур, что помогает развиваться обоснованности действий, мышлению и развитию логики.

Дидактические игры

Занимательными могут быть и разные дидактические игры, форма и содержание которых выглядят занимательно. Эти игры предназначены для развития у разновозрастных дошкольников пространственных представлений, логического мышления, позволяют упражняться им в вычислениях и счёте.

«Числовой ряд»

Целью этой игры для ребят старшего дошкольного возраста является закрепление запоминания последовательности ряда натуральных чисел.

  1. В игре принимают участие двое детей, которые сидят за одним столом и перед собой раскладывают вниз лицевой стороной карточки с числами от единицы до десяти.
  2. Каждому ребёнку при этом достаётся большее количество карточек (например, 13), поскольку на некоторых из них цифры повторяются.
  3. Каждый игрок по очереди должен брать карточку, открывать её и класть перед собой.
  4. Когда открывается следующая карточка, то игрок смотрит на указанное на ней число: если оно оказалось меньше, чем число на первой карточке, то он кладёт вторую карточку слева от первой, а если больше – то справа.
  5. Если же откроется карточка с числом-дубликатом, то он кладёт её на прежнее место, а ход переходит к соседу.
  6. Выигрыш за тем участником, который первым составил свой ряд.

Игры на смекалку

«Назови число»

Это занятие призвано упражнять умение дошкольников делать устные вычисления. Старший ребёнок или взрослый в ходе игры говорит: «Задумай число, которое я попытаюсь разгадать. Прибавь 6 к задуманному числу, затем отними 2 от суммы, потом также отними задуманное число, а к остатку прибавь единицу. Должно получиться 5, правильно?». Эта загадка на смекалку, ведь задуманное число в ней роли не играет, но здесь важно уметь вычислять устно, чтобы не запутаться. При решении логических задачек специальной математической подготовки не требуется, здесь нужны лишь сообразительность и находчивость.

4 Нужно ли делать уроки с ребёнком: мнение учителя и психолога

В интернете и книгах есть много довольно противоречивых статей на тему психологии, в которых рассматривается вопрос о необходимости делать уроки с реб ...

«Сколько конфет взять?»

Целью данной игры является научить детей соотносить с результатом условия задачи. Нужно в начале игры сформулировать условия задачи: «В непрозрачном пакете находятся два сорта конфет. Какое наименьшее число конфет нужно вытащить из пакета наугад, чтобы среди них обязательно оказались две конфеты одного вида. Путём логического размышления ребёнок должен найти правильный ответ (минимум три). Аналогичное решение имеет задача про яблоки: «В блюде было три яблока. Мама угостила яблоками трёх детей, дав каждому по яблоку. При этом одно яблоко осталось в блюде. Как так получилось?». Для того чтобы найти ответ, решающий задачку, ребёнок должен использовать размышления и соотнести условия с результатом. Тогда он поймёт, что один из детей взял яблоко вместе с блюдом. С помощью занимательной математики у дошкольников должны закрепляться первые математические знания, навыки счёта по порядку и количеству. Здесь дети учатся делать первые вычисления, используя операции вычитания и сложения. Но и увлекательной математикой не следует заниматься долее 15 минут в день. При этом учиться счёту можно не только сидя за столом, но даже и во время прогулки: можно, например, пересчитывать ступеньки лестницы, детей, играющих во дворе, а за обедом можно посчитать число пирожков в вазе.

Занимательные игры на развитие памяти

Занимательная игра на развитие памяти "Фотография".

На стол раскладываются различные геометрические фигуры и малышу предлагается выполнить интересное задание. Ребёнок смотрит на расположение фигур секунд 10, а затем отворачивается. Расположение фигур на поверхности меняется. Малыш должен восстановить предыдущее расположение фигур.

Игра "Лапки, рожки, хвост".

Сколько лапок и ножек у божьей коровки? А у лягушки? А сколько всего лапок у божьей коровки и у лягушки?

Сколько всего крылышек у бабочек на рисунке?

В лесу живёт три зайчонка. Посчитай, сколько всего у них лап? А хвостиков? А ушей?

 

Занимательные задачки на внимательность и логику

  1. На столе горело 5 свечей, 2 свечи погасло. Сколько свечей осталось?
  2. У дуба выросло 4 толстые ветки, на каждой толстой ветке выросло ещё по 2 тонкие ветки. На каждой тонкой ветке висит по одному яблоку. Сколько всего яблок висит на дубе?
  3. В пакете находится 4 яблока. Как раздать эти яблоки четырём девочкам, чтобы в пакете осталось одно яблоко?
  4. Если взять лист бумаги, сложить пополам и разрезать, как показано на рисунке, сколько листочков бумаги получится?
  5. Сколько концов у трёх палок? А у трех с половиной палок?

У Лены было 3 ленты. Одну из них она разрезала пополам. Сколько лент стало у Лены?

Занимательные задачки на воображение и логику

1. Это длинный фрукт. Когда он не спелый, он ещё зелёный. Когда ты хочешь его съесть, ты должен снять с него шкурку. Назови его.

2. Он маленький, красненький и внутри него есть косточка. Это ягода или фрукт?

3. Он не круглый и не гладкий, но очень вкусный и сладкий. Что это?

3 Как сделать аппликацию с 3-летним ребёнком

Для детей-трёхлеток аппликация является не только интересным, но и очень полезным занятием, ведь такое творчество делает жизнь малыша разнообразнее и ...

4. Посмотри внимательно на картинку и найди на ней фрукты и овощи. Назови их.

5. Найди на картинке животных и насекомых. Назови их.

Занимательные считалки

1. Найди правильные соответствия между числами и картинками.

2. Найди правильные соответствия между числами и картинками.

3. На какой строке нарисовано 8 карандашей?

4. На какой строке нарисовано 5 муравьев?

4. На какой строке нарисовано 4 бабочки?

 

Оцените статью!
12 1

Вы можете оставить здесь свой комментарий.

blogs.bebeshka.info

Учимся считать

Мария Дегтярева, педагог центра раннего развития «Семейная академия»

Навыки счета нужно прививать детям с самого юного возраста. Во время игр в магазин, «дочки-матери», в настольные и подвижные игры, ребенку приходится давать сдачу, считать ходы и сервировать стол, учитывая количество «гостей», которые придут на кукольное чаепитие.

Когда начинать

С двух лет можно начинать обращать внимание ребенка на то, что все предметы представлены в разном количестве. В основе обучения должны быть наглядные примеры: для двух ручек нужны две варежки, для двух ножек — два ботинка, мамино платье длиннее, чем у дочки, а у дочки — длиннее, чем у куклы. Так у ребенка появляются навыки количественного сравнения и он начинает понимать, что значит больше, меньше и равно.

Развивая мелкую моторику, считайте пальчики на одной, а затем на двух руках — так ребенок постепенно запомнит последовательность цифр от 1 до 10. Используйте на занятиях игрушки с цифрами, звуковыми и световыми эффектами. С их помощью ребенок научится узнавать цифры и отличать их от букв.

Сравнение различных предметов развивает логику. Если к кукле на ужин пришли пять ее подружек, то стол с шестью тарелками, наглядно покажет, что одна чашка лишняя, а значит пять меньше шести.

Игрушки для развития математических способностей

Знакомство с цифрами

Когда ребенку исполнится три-четыре года, переходите к более серьезным упражнениям с карточкамис изображением цифр или магнитной кассой цифр. Ребенок, привыкший к тому, что «три» — это три машинки, будет видеть рядом с изображением цифру 3 и начнет быстрее запоминать символы. Во время занятий показывайте ребенку разное количество предметов и просите его найти карточку, соответствующую их количеству.

Играя в магазин, карточки с цифрами можно использовать как деньги, а игрушечные фрукты и овощи превратить в необычный счетный материал. Карточки можно купить готовые или сделать их вместе с ребенком: цифры нарисуйте толстым маркером, а картинки, иллюстрирующие количество предметов, замените наклейками.

Игрушечные фрукты и овощи

Собираясь на прогулку, начните отсчитывать время до выхода — это поможет освоить принципы обратного счета. Для развития навыков порядкового счета считайте количество ступеней, проезжающие машины или магазины, которые вы проходите по пути в детский сад.

Разобраться с понятием «состав числа» поможет коробка с карандашами. Расскажите ребенку, что набора из двух карандашей хватит, чтобы он вместе с мамой смог нарисовать картину, то есть число два можно разложить на один и один, а с набором из трех карандашей можно и папу позвать рисовать — три можно разложить на два и один. В дальнейшем в процессе разделения числа на его составляющие ребенок начнет осваивать несложные арифметические операции.

К пяти годам старайтесь меньше использовать счетный материал при подсчете предметов. Малышам легче освоить азы математики, загибая пальцы, прибавляя или вычитая счетные палочки, но постепенно нужно переходить к устному счету. Математические цепочки и настольные игры помогают запоминать результаты вычислений и производить в уме несложные арифметические операции.

Начните с упражнений, где нужно считать предметы и выстраивать карточки по порядку. Например, чтобы собрать пирамидку, ребенку потребуется составить цепочку из пяти карточек — к первой карточке с пустой пирамидкой присоединить еще четыре картинки, где на пирамидке будет сначала одно, потом два, три, четыре колечка.

Постепенно усложняйте задания. Пусть ребенок возьмет карточку с предметом, соединит ее со знаком и цифрой, а затем с карточкой, на которой изображено количество предметов, получившееся после операции с первой и второй карточкой. Чтобы у ребенка не возникло трудностей с понятием «подобные слагаемые», работайте с карточками, иллюстрирующими одну тему: животные, спорт, одежда, игрушки.

Карточки для обучения счету

На занятиях используйте математические прописи — они развивают мелкую моторику, учат писать цифры и математические знаки. Начните с простых заданий: предложите ребенку обвести рисунки по точкам, затем переходите к более сложным упражнениям, где нужно нарисовать цифры и геометрические фигуры, ориентируясь на образец. Следите, чтобы ребенок не только повторял рисунок, но и не отклонялся от линии, не заезжал за рабочие клетки и соблюдал интервалы между картинками.

Математические прописи

Авторские методики

Вопросу обучения ребенка математике посвящено множество авторских методик. В каждой из них есть свои плюсы и минусы. При работе по методике Домана, ребенку показывают яркие точки диаметром 2 — 3 см, нарисованные на бумаге. Их количество начинается с 5 и постепенно доходит до 20 штук. В процессе тренировок ребенок перестает пересчитывать точки и начинает «на глаз» определять их количество. На следующем этапе карточки комбинируют между собой и ребенок должен определить общее количество точек — например, карточку с пятью точками соединяют с карточкой с двумя точками, и в сумме получается семь точек. Упражнение выполняются устно — так ребенок учится производить математические операции в уме. Методика Домана вырабатывает хороший навык автоматического счета, но недостаточно развивает интеллект и мышление. Кроме того, ребенок не осваивает понятия «шире-уже», «больше-меньше».

Для занятий по методике Зайцева необходимы специальные таблицы, карточки с цифрами и карточки, показывающие состав числа. Карточка, обозначающая 0, закрашена полностью, цифру 1 обозначает одна закрашенная ячейка, цифру 2 — две ячейки, цифру 3 — три ячейки. Десятки обозначаются несколькими полностью закрашенными карточками. Обучающие материалы развешивают на стенах или магнитной доске, и по мере изучения цифр из карточек получается длинная цепочка. С ее помощью можно изучать не только состав и порядок чисел, но и освоить сложение и вычитание. Ребенок убирает или прибавляет число на ленте чисел и сразу видит правильный ответ. Метод Зайцева учит быстро считать, но не очень хорошо развивает мелкую моторику, а значит ребенку будет сложно писать цифры.

Обучение по методике Никитиных строится на основе развивающих игр. В комплект для игры в «Уникуб» входят кубики с разноцветными гранями и задания. Ребенок должен соединить грани одного цвета, чтобы получился узор, как на картинке. Во время упражнения «Дроби» ребенок работает с тремя рамками с вырезанными на них кружками: целыми и разделенными на части (от 2 до 12 частей). С их помощью можно объяснить понятия «целое число», «половина», «треть». В методике Никитиных не очень много упр

ажнений на развитие речи, но зато она учит ребенка самостоятельности, развивает логику и пространственное мышление.

Занятия по методике Монтессори начинаются с понятий «больше-меньше», «длиннее-короче», «шире-уже». Ребенок составляет из отдельных частей геометрические фигуры, изучает таблицы с цифрами и соотносит цифры с соответствующим количеством предметов, сравнивает деревянные штанги длиной от 10 см до 1 м, которые символизируют цифровой отрезок от 1 до 10. Для обучения счету используются коробочки. В каждый контейнер кладут 10 предметов, ставят их в ряд и предлагают ребенку посчитать десятками: «В одной коробке 10 пуговиц, в двух коробках 20, в трех коробках 30». Когда малыш освоит десятки, к коробкам присоединяют отдельные предметы, например, 3 машинки и 2 конфеты. Нужно сложить отдельные предметы и присоединить к ним коробки. Занятия по методике Монтессори развивают мелкую моторику, но ребенку понадобятся дополнительные занятия, направленные на работу с правым полушарием.

Для гармоничного овладения необходимыми знаниями лучше составлять для каждого ребенка индивидуальную программу, комбинируя упражнения из разных методик.

mamakkids.com

Математика для дошкольников. Как научить ребёнка считать? | Обучение

А теперь перейдем к правилам, которых нужно придерживаться во время занятий математикой.

1. Системность.

Если вы поставили себе цель научить ребенка считать, то включите занятия по математике в ежедневный список своих дел. Понятно, что напоминание о цифрах раз в месяц не даст никакого эффекта. В данном случае важна система — занятия должны проводиться регулярно. При этом не нужно утомлять малыша многочасовыми уроками, вполне достаточно будет уделить математике 20−30 минут в день (если ребенок устал, нужно сделать перерыв).

2. Спокойствие и только спокойствие.

Если вы не готовы попрощаться с эмоциями, то лучше бросить идею о самостоятельном обучении счету. Ведь в этом деле главным помощником будет терпение и спокойствие педагога. Если вы объяснили 10 раз одно и то же, но ваш маленький ученик так ничего и не понял — не отчаивайтесь и не указывайте ему на неудачу. Отвлеките его внимание и займитесь чем-нибудь другим — поиграйте в прятки или прогуляйтесь. Как только и вы, и малыш успокоитесь — приступайте с новыми силами к изучению нужного раздела.

3. Интерес приумножит прогресс.

Занятия по математике должны стать для ребенка праздником. Это же не монотонные пары в институте или скучные уроки в школе. Здесь все должно быть в игровой форме — ярко, весело, динамично. Придумывайте разные схемы занятий, пробуйте необычные методы, чтобы заинтересовать малыша. Не сидите все время за столом — это утомит ребенка, он потеряет внимание к предмету. Изучайте счет в подвижных играх, просите малыша написать цифры на доске, разучивайте стишки о математике и т. д.

4. Повторение для закрепления.

Каждое занятие старайтесь уделить хотя бы пять минут на повторение уже пройденного материала. При этом следите, чтобы ребенок не бездумно зубрил предмет, а понимал его. Полезно возвращаться к изученной теме в контексте более сложных задач.

5. Из чего состоит урок.

Наполнение урока зависит от возраста и уровня развития ребенка. Учтите, что ваш юный ученик должен понимать разницу между числом и цифрой. Когда мы говорим о цифре, то подразумеваем символы, обозначающие количество — 5, 7, 9. Если же мы употребляем слово «число», то имеем в виду количество объектов.

Начните учить с ребенком сначала счет до пяти. Это можно делать как в обстановке урока, так и между делом. Считайте проезжающие автобусы, деревья, игрушки. Попросите малыша помочь накрыть вам на стол — пусть посчитает, сколько нужно тарелок. Покажите ему пользу счета — ведь теперь он сможет без труда разделить конфету, чтобы угостить маму и папу.

На уроках занимайтесь по карточкам. На них должно быть изображено разное количество животных, фруктов, игрушек и т. д. Пусть ребенок пересчитывает их — таким образом, он осознает, что такое счет. Как только этот этап пройден, переходите к изучению цифр. Ученик должен понять, что цифры обозначают количество определенных предметов. Несколько объектов всегда обозначаются одной цифрой.

Для того чтобы малышу было интересно учить цифры, приобретите магнитный набор цифр — пусть лепит магниты на холодильник или специальную доску. Не скупитесь и на обычные карточки, где на одной стороне нарисованы предметы, а на другой их число обозначено цифрой. Купите специальное пособие для раннего изучения математики — занимайтесь по нему, в подобных изданиях немало интересных заданий.

Как только ваш ребенок освоил цифры от одного до десяти — вводите понятие «ноль». Объясните, что оно обозначает то, чего нет. Пусть ученик попробует сосчитать то, чего нет: «У нас было три яблока, мы их съели, сколько осталось? Ничего — это означает «ноль».

Смотрите, чтобы ваш ребенок не просто зубрил цифры, а понимал предмет. Попробуйте научить его считать не только до пяти-десяти, но и в обратном порядке. Дайте задание найти недостающую цифру между двумя. Попросите ребенка ответить, какая цифра стоит после семи, а какая до четырех и т. д.

Если ваш ученик усвоил счет до десяти и цифры, то можно начинать изучать сложение и вычитание. Обратите внимание малыша на то, что слова «забрать», «отобрать», «потерять» обозначают уменьшение того, что уже есть, то есть вычитание. Объясните, что слова «добавить», «принести» говорят об увеличении, то есть сложении. Важно, чтобы ребенок понимал, в каких случаях предметов становится меньше, а в каких больше. К примеру, у того, кто дарит мячики, их становится меньше. А у того, кто взял подарок, мячиков стало больше.

Ребенку будет гораздо проще понять сложение и вычитание, если вы будете визуализировать этот процесс. Возьмите карандаши и покажите на них, что означает «отнять», а что «прибавить». Пусть сначала ребенок освоит вычисления в пределах десяти. После победы над этим этапом прибавляйте к десяти по одной цифре, акцентируйте внимания ребенка на эту цифру в быту. Важно проговаривать вычисления вслух — нужно показать ребенку, как они выглядят, как звучат и что означают.

Старайтесь сами подходить к процессу обучения с удовольствием, ваш ребенок обязательно это заметит и будет постигать страну цифр с радостью и энтузиазмом.

shkolazhizni.ru