ТЕМА НЕДЕЛИ - Фрукты. Фрукт груша уменьшительно ласкательное


Блог учителя - логопеда Бобковой М.Е.: Фрукты

  1.  Артикуляционная гимнастика

     2.  Пальчиковая гимнастика.

Знают взрослые и дети

Много фруктов есть на свете

Яблоки и апельсины,

Абрикосы, мандарины,

И бананы, и гранаты, 

Витаминами богаты.
Сжимают и разжимают пальцы. Загибают по одному пальцу, начиная с мизинца.
3.  «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительной форме).  Банан – бананчик (яблоко, груша, гранат, виноград, слива, персик, абрикос, арбуз, дыня, кокос, апельсин, мандарин, лимон, ананас) 4.  «В чем много витаминов?» (образование существительных в форме предложного падежа). Много витаминов в ... бананах, яблоках и т.д. (яблоко, груша, гранат, виноград, слива, персик, абрикос, арбуз, дыня, кокос, апельсин, мандарин, лимон, ананас) 5.  «Один-много» (образов, множественного числа) Банан - бананы  (яблоко, груша, гранат, виноград, слива, персик, абрикос, арбуз, дыня, кокос, апельсин, мандарин, лимон, ананас) 6. «Сосчитай - ка» (согласование существительных в роде, числе и падеже):Один банан, два банана, пять бананов. (яблоко, груша, гранат, виноград, слива, персик, абрикос, арбуз, дыня, кокос, апельсин, мандарин, лимон, ананас) 7 . «Магазин» (образование относительных прилагательных): дети «покупают» в магазине продукты и комментируют:

Сок - Я покупаю апельсиновый сок 

(мандарин, виноград, ананас, слива, яблоко, груша, лимон)

Компот - Я покупаю вишнёвый компот 

(яблоко, слива, груша, гранат, абрикос, персик)

Желе, повидло - Я покупаю грушевое повидло

(яблоко, апельсин, мандарин, банан, ананас, вишня, гранат, дыня, арбуз, лимон)

8.   Звук и буква А. Домашнее задание «Фрукты» 1.   Назови фрукты. 2. «Четвертый лишний» (определить, что лишнее и объяснить почему) * яблоко, груша, картошка, лимон;   * морковь, персик, капуста, горох 3.  «Подбери признак». Яблоко КАКОЕ? Апельсин КАКОЙ? 4. «Мой, моя, моё»: Про какой фрукт можно сказать «мой» (что?) – апельсин,… моё (что?) - яблоко…., Моя (что?) - … яблоко (какое?) …, груша…, персик…., абрикос…, слива…, лимон 5.  Перечисли как можно больше фруктов  которые бывают: Красного цвета, желтого, зеленого, оранжевого, желто-красного, желто-зеленого. 6.  «Один – два - пять»  1 яблоко – 2 яблока – 5 яблок, груша, слива, персик, банан, лимон. 7.  Назови сок. Сок из яблок – яблочный, из груш, из слив, из апельсинов, из мандаринов, из бананов, из помидоров. 8.  Составь предложение из слов. *Яблоко, лежать, яблоня, под. *груши, расти, сад, в. *Слива, лежать, тарелка, на. 9.  Закончи предложения. Мама собрала в саду груши, чтобы… Мама купила в магазине  яблоки, чтобы… 10.   Составь  по плану и выучи рассказ о любимом фрукте. -         Что это (овощ или фрукт) -         Где растет? (в огороде, в саду, на грядке, в земле, на дереве, на кусте) -         Какой формы? Какого цвета? -         Какой на ощупь? Какой на вкус? -         Что можно из него приготовить? ЗАПОМНИ! Звук [Ы] не бывает в начале слова!

logopedmurom.blogspot.com

Домашние задания

СЕНТЯБРЬ 2-я неделя

Фрукты

Для детей 4-5 лет 1. Рассмотрите с ребенком натуральные фрукты: яблоко, грушу, персик, сливу, виноград, абрикос, апельсин, мандарин, лимон. Объясните, что это все можно назвать одним словом "фрукты". 2. Обратите внимание на характерные признаки фруктов: вкус, цвет, форма, запах. 3. По возможности покажите и расскажите, где растут фрукты (в саду, на дереве). 4. Расскажите, что можно приготовить из фруктов. 5. Упражнение на согласование существительных с прилагательным. "Назови цвет, форму" Слива (какая?) - синяя, овальная. Лимон (какой?) - ... Абрикос (какой?) - ... И т.д. 6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными. 1 лимон, 2 лимона, 3 ..., 4 ..., 5 лимонов. 1 слива, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ... 1 абрикос, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ... 1 груша, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ... И т.д. 7. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Слива - сливка. Абрикос - абрикосик. И т.д. 8. Упражнение "Один-много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа. Один апельсин - много апельсинов. Одна груша - много груш. И т.д. 9. Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже. Слива - сливы. Яблоко - яблоки. Груша - груши. И т. д. 10. Упражнение "Закончи предложение" на употребление падежных форм существительного. Мама купила фрукты, вымыла, положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного ... (яблока). Мы съели все ... (яблоки).Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной ... (груши). Мы съели все ... (груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной ... (сливы). Мы съели все ... (сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной ... (вишни). Мы съели все ... (вишни). 11. Упражнение "Назови варенье" (учимся образовывать относительные прилагательные). Варенье сварили из яблок, оно будет называться ... Варенье сварили из груш, оно будет называться ... Варенье сварили из персиков, оно будет называться ... Варенье сварили из вишни, оно будет называться ... Варенье сварили из слив, оно будет называться ... И т. д. 12. Дидактические игры "Узнай на ощупь", "Узнай по запаху" на развитие тактильно-вкусовых ощущений. Предложите ребенку узнать фрукты на ощупь (по запаху) с закрытыми глазами. 13. Упражнение "Что где растет?" на образование однокоренных слов. Яблоки растут на яблоне. Груши растут на ... Сливы растут на ... И т. д. 14. Развитие связной устной речи. Учимся составлять сложносочиненные предложения с союзом "а" по образцу. Лимон кислый, а яблоко сладкое. Лимон овальный, а яблоко круглое . Лимон желтый, а яблоко зеленое. (И так на примере всех фруктов.) 15. Развитие логического мышления (учимся отгадывать загадки). Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем - гладко, а откусишь - сладко. (Яблоко) На сучках висят шары, Посинели от жары. (Сливы) 16. Развитие мелкой моторки. Ориентация на листе бумаги. На правой половинке листа нарисовать 3-4 маленьких фрукта, а на левой половинке листа нарисовать 3-4 больших фрукта. Ответить на вопрос: "Что ты нарисовал(а)?" (Я нарисовал(а) яблоко и яблочко) Если ребенок затрудняется сам нарисовать фрукты, то можно предложить ему обвести шаблоны фруктов, заготовленные Вами заранее из плотного картона. Можно использовать трафареты, которые продаются в магазинах или раскрасками 17. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков. Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот. (левую ладонь держать "ковшиком", указательным пальцем правой руки "мешать" компот) Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. (загибать пальцы по одному, начиная с большого пальца) Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. (левую ладонь держать "ковшиком", указательным пальцем правой руки "мешать" компот) 18. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение (любое). В. Волина Осень добрая пришла, Нам подарки принесла: Яблоки душистые, Персики пушистые, Груши золотистые Осень принесла. Три яблока из сада Ежик притащил. Самое румяное Белке подарил. Для детей 5-7 лет 1. Рассмотрите с ребенком натуральные фрукты: яблоко, грушу, персик, сливу, виноград, абрикос, апельсин, мандарин, лимон. Уточните, как это все можно назвать одним словом ("фрукты"). Расскажите, что лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут - цитрусовые. Помогите запомнить информацию. 2. Обратите внимание на характерные признаки фруктов: вкус, цвет, форма, запах. 3. Расспросить ребенка, знает ли он, где растут фрукты (в саду, на дереве). 4. Выясните, знает ли Ваш ребенок, что можно приготовить из фруктов. 5. Упражнение "Назови цвет, форму" на согласование существительных с прилагательным. Слива (какая?) - синяя, овальная. Лимон (какой?) - ... Абрикос (какой?) - и т.д. 6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными. 1 лимон, 2 лимона, 3 ..., 4 ..., 5 лимонов. 1 слива, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ... 1 абрикос, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ... 1 груша, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ... И т.д. 7. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Слива - сливка. Абрикос - абрикосик. И т.д. 8. Упражнение "Один-много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа. Один апельсин - много апельсинов. Одна груша - много груш. И т.д. 9. Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже. Слива - сливы. Яблоко - яблоки. Груша - груши. И т. д. 10. Упражнение "Закончи предложение" на употребление падежных форм существительного. Мама купила фрукты, вымыла, положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного ... (яблока). Мы съели все ... (яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной ... (груши). Мы съели все ... (груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной ... (сливы). Мы съели все ... (сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной ... (вишни). Мы съели все ... (вишни). 11. Упражнение "Назови варенье" (учимся образовывать относительные прилагательные). Варенье сварили из яблок, оно будет называться ... Варенье сварили из груш, оно будет называться ... Варенье сварили из персиков, оно будет называться ... Варенье сварили из вишни, оно будет называться ... Варенье сварили из слив, оно будет называться ... И т. д. 12. Упражнение "Какие будут фрукты?" (учимся образовывать отглагольные прилагательные). - Если фрукты сварить, то они будут - вареные. - Если фрукты заморозить, то они станут ... - Если яблоки запечь, тогда они получатся ... - Если груши посушить, тогда они станут ... Отработать упражнение на примере всех фруктов. 14. Упражнение "Что где растет?" на образование однокоренных слов. Яблоки растут на яблоне. Груши растут на ... Сливы растут на ... И т.д. 15. Развитие связной устной речи. А) Составление предложений из слов. яблоки, лежать, яблоня, под груша, расти, сад, в Б) Составление сложноподчиненных предложений (упражнение "Закончи предложение") Мама собрала в саду яблоки, чтобы ... Мама помыла груши, чтобы ... Мама купила в магазине сливы, чтобы ... В) Составление сложносочиненных предложений по образцу. Слива синяя, а яблоко - зеленное. Лимон кислый, а груша - ... И т.д. 16. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков. Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот. (левую ладонь держать "ковшиком", указательным пальцем правой руки "мешать" компот) Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. (загибать пальцы по одному, начиная с большого пальца) Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. (левую ладонь держать "ковшиком", указательным пальцем правой руки "мешать" компот) 17. Развитие логического мышления (учимся отгадывать загадки). В шкурке желтой, кислый он, Называется - ... (Лимон) В шкурке золотистой, Сладкий и душистый. (Апельсин) Схож он с бусами немножко, Каждый листик - как ладошка. Был зеленым, а поспел он - Стал янтарным, синим, белым. (Виноград) 18. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение (любое). Яблоко. Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою. Яблоко я пополам разломлю, Яблоко с другом своим разделю. (Я. Аким) Наш сад. Прекрасен наш осенний сад. В нем слива есть и виноград. На ветках, как игрушки, И яблоки, и груши. А к ночи веет холодок И желтый лист шуршит у ног. Плоды мы утром соберем И всех соседей созовем. И солнышку помашем, "Спасибо, осень!" - скажем. (У. Рашид) Для занятий хорошим подспорьем будет альбом № 1 "Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР". Автор Н. Э. Теремкова, стр. 1-4. См. также: Логопедические домашние задания на другие недели >>>

на главную стр.

det-1446-127322.narod.ru

ТЕМА НЕДЕЛИ - Фрукты. Новости 11 "Старшая группа". Государственное учреждение образования "Ясли-сад № 91 г. Гродно"

Рассмотрите с ребенком фрукты. Назовите их.

Развитие речи

1.Развитие словаря.

Названия.  Фрукты, яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, косточка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, урожай, компот, джем, варенье, сок, сухофрукты; дорожка, удобрение, вредители, огород, грядка, земля, посадка, полив .

Признаки. Красный, зелёный, жёлтый, оранжевый, нежно- розовый, тёмно- фиолетовый, спелый, неспелый, созревший, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, солёный, маринованный; консервированный, сырой, варёный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, шершавый, мягкий, твёрдый, душистый, ароматный, овощной, фруктовый, почищенный, нарезанный, натёртый, отжатый, высушенный, замороженный, отварной, тушёный, жареный.

Действия. Сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, окапывать, поспевать, собирать, брызгать, удобрять, защищать, выдёргивать, выкапывать, срезать, мыть, набирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, сушить, замораживать, выжимать, резать.

2.Игра «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе.

Яблоко – яблочко – яблочки. Груша – грушка – грушки.Лимон – лимончик – лимончики. Апельсин – апельсинчик – апельсинчики.

По образцу слова. Мандарин, абрикос, вишня, банан, дерево, сад, ветка.

 

3.Игра «Один – много». Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

Яблоко – яблоки – яблок. Груша – груши – груш.Слива – сливы – слив. Персик – персики – персиков.

По образцу слова. Абрикос, хурма, вишня, апельсин, лимон, фрукт, сад, косточка, дерево, ветка, пальма, семя, сок.

4.Игра «Назови, какой, какая?»

Дерево с яблоками – яблоневое, яблоня,… грушами – грушевое, груша, … сливами – сливовое, слива,… персиками – персиковое, персик, … абрикосами – абрикосовое, абрикос; пальма с бананами – банановая.

 

5.Игра «Скажи наоборот». Поиск антонима.

Перец большой, а абрикос маленький,

у яблока семечек много, а у сливы — … (одна – косточка),

апельсин круглый, а банан — … (длинный),

лимон кислый, а персик — … (сладкий),

апельсин больше, а мандарин — … (меньше).

 

6.Игра «Посчитай». Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Одно яблоко – два яблока – пять яблок,

одно красное яблоко – два красных яблока – пять красных яблок,

одна груша – две груши – пять груш,

одна зелёная груша – две зелёных груши – пять зелёных груш,

один жёлтый банан – два жёлтых банана – пять жёлтых бананов.

 

7.Расскажи о своём любимом фрукте.

Если ребёнок затрудняется, даём ему план рассказа.

Я люблю _______________, он (она) __________ цвета, _________ формы,

 

8.Игра «Сравни овощи и фрукты».

*назови овощи и фрукты синего (жёлтого) цвета;

*назови овощи и фрукты круглой (овальной) формы; квадратной (овощей и фруктов квадратной формы не бывает).

Два круга – большой и маленький.

*Сравни эти круги. Что у них одинаковое? (Цвет и форма.)

*Чем они различаются? (Размером: один – большой, другой – маленький.)

Большой синий круг и маленький синий квадрат.

 

9. Пальчиковая гимнастика:

Мы делили апельсин.Много нас, а он один.Эта долька – для ежа.Эта долька – для стрижа.Эта долька – для утят.Эта долька – для котят.Эта долька – для бобра.А для волка – кожура.Он сердит на нас – беда!Разбегайтесь – кто куда!

 

ddu91grodno.schools.by

ТЕМА НЕДЕЛИ - Фрукты. Новости 11 "Старшая группа". Государственное учреждение образования "Ясли-сад № 91 г. Гродно"

Рассмотрите с ребенком фрукты. Назовите их.

Развитие речи

1.Развитие словаря.

Названия.  Фрукты, яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, косточка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, урожай, компот, джем, варенье, сок, сухофрукты; дорожка, удобрение, вредители, огород, грядка, земля, посадка, полив .

Признаки. Красный, зелёный, жёлтый, оранжевый, нежно- розовый, тёмно- фиолетовый, спелый, неспелый, созревший, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, солёный, маринованный; консервированный, сырой, варёный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, шершавый, мягкий, твёрдый, душистый, ароматный, овощной, фруктовый, почищенный, нарезанный, натёртый, отжатый, высушенный, замороженный, отварной, тушёный, жареный.

Действия. Сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, окапывать, поспевать, собирать, брызгать, удобрять, защищать, выдёргивать, выкапывать, срезать, мыть, набирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, сушить, замораживать, выжимать, резать.

2.Игра «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе.

Яблоко – яблочко – яблочки. Груша – грушка – грушки.Лимон – лимончик – лимончики. Апельсин – апельсинчик – апельсинчики.

По образцу слова. Мандарин, абрикос, вишня, банан, дерево, сад, ветка.

 

3.Игра «Один – много». Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

Яблоко – яблоки – яблок. Груша – груши – груш.Слива – сливы – слив. Персик – персики – персиков.

По образцу слова. Абрикос, хурма, вишня, апельсин, лимон, фрукт, сад, косточка, дерево, ветка, пальма, семя, сок.

4.Игра «Назови, какой, какая?»

Дерево с яблоками – яблоневое, яблоня,… грушами – грушевое, груша, … сливами – сливовое, слива,… персиками – персиковое, персик, … абрикосами – абрикосовое, абрикос; пальма с бананами – банановая.

 

5.Игра «Скажи наоборот». Поиск антонима.

Перец большой, а абрикос маленький,

у яблока семечек много, а у сливы — … (одна – косточка),

апельсин круглый, а банан — … (длинный),

лимон кислый, а персик — … (сладкий),

апельсин больше, а мандарин — … (меньше).

 

6.Игра «Посчитай». Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Одно яблоко – два яблока – пять яблок,

одно красное яблоко – два красных яблока – пять красных яблок,

одна груша – две груши – пять груш,

одна зелёная груша – две зелёных груши – пять зелёных груш,

один жёлтый банан – два жёлтых банана – пять жёлтых бананов.

 

7.Расскажи о своём любимом фрукте.

Если ребёнок затрудняется, даём ему план рассказа.

Я люблю _______________, он (она) __________ цвета, _________ формы,

 

8.Игра «Сравни овощи и фрукты».

*назови овощи и фрукты синего (жёлтого) цвета;

*назови овощи и фрукты круглой (овальной) формы; квадратной (овощей и фруктов квадратной формы не бывает).

Два круга – большой и маленький.

*Сравни эти круги. Что у них одинаковое? (Цвет и форма.)

*Чем они различаются? (Размером: один – большой, другой – маленький.)

Большой синий круг и маленький синий квадрат.

 

9. Пальчиковая гимнастика:

Мы делили апельсин.Много нас, а он один.Эта долька – для ежа.Эта долька – для стрижа.Эта долька – для утят.Эта долька – для котят.Эта долька – для бобра.А для волка – кожура.Он сердит на нас – беда!Разбегайтесь – кто куда!

 

ddu91grodno.schools.by

формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Государственное учреждение образования

«Лидский специальный детский сад №1 для детей с трудностями в обучении»

Речевые игры по теме: «ФРУКТЫ»
  • Игра «Большой - маленький»
Задача: формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть фрукты разного размера и соответственно их назвать (показать, если ребенок не говорит).

Например: Это яблоко. – Это яблочко. Покажи яблочко, покажи яблоко. И т.д.

  • Игра «Узнай на вкус»
Задача: Развивать вкусовые ощущения. Пополнять активный словарь детей новыми понятиями.

Ребенку завязывают глаза и предлагают узнать, какой фрукт он кушает.

  • Игра «Посчитай»
Задача: Формировать умение согласовывать числительное один с существительными разного рода.

Ребенку предлагают посчитать фрукты.

(всех фруктов по одному: персик, банан, слива, груша, яблоко, апельсин).

Например: Одна груша. Одно яблоко. Один апельсин. И т.д.

  • Игра «Я сорвал(а)»
Задача: Практиковать в образовании винительного падежа единственного числа существительных.

Беседа: В саду растут фруктовые деревья. Давай представим, что мы срываем с них фрукты.

- Что ты сорвал(а)? - Я сорвал(а) грушу (или грушу).

  • Игра «Мой, моя, моё»
Задача: Упражнять в согласовании существительных с местоимениями мой, моя, моё, мои.

Перед ребенком фрукты. Взрослый предлагает рассказать, какие фрукты купили для любимого сына (дочки).

Например: Это мой апельсин. Это моё яблоко. Это мои сливы. И т.д.

  • Игра «Назови цвет»
Задача: Практиковать в согласовании существительных с прилагательными вроде, закреплять знания основных цветов.

Взрослый предлагает назвать цвет каждого фрукта.

Например: Желтая груша, синяя слива, зеленое яблоко, красная вишня и т.д.

flatik.ru