конспект урока «Этюд овощей и фруктов на контрастном фоне» Живопись, 2 класс Преподаватель: Куприченкова Н. В. Этюд фруктов на контрастном фоне


Microsoft Word - программа живопись с 4 класса срок 4 года с 2014.docx

%PDF-1.3 % 106 0 obj > endobj 153 0 obj >stream 2018-05-24T18:35:49ZWord2018-05-24T21:35:49+03:002018-05-24T21:35:49+03:00Acrobat PDFMaker 15 for Wordapplication/pdf<li xml:lang="x-default">Microsoft Word - программа живопись с 4 класса срок 4 года с 2014.docx</li> uuid:203b7a0b-c0a8-6d44-9f9b-8e774e98a2bfuuid:837f73c1-97bb-6f44-b6d9-dad61347f183 endstream endobj 105 0 obj > endobj 3 0 obj > endobj 52 0 obj > endobj 85 0 obj > endobj 84 0 obj > endobj 89 0 obj > endobj 93 0 obj > endobj 97 0 obj > endobj 101 0 obj > endobj 102 0 obj >stream xZɎ9WK 6ڙ,>ۅYJp8#1|gMx ] icy"Owt?;yC&gҪo`tQ-?LcDGƅum#y1m;wdCN5Groо T1 Zzurt- tZn2ז:`2t[eTΘ5ލ#;k^szK;jc.32.Fō-aғڞ_H%

nj&ԈxlAzy!=mƌ_}܌7

srtdshi.ru

конспект урока «Этюд овощей и фруктов на контрастном фоне» Живопись, 2 класс Преподаватель: Куприченкова Н. В.

«ЖИВОПИСЬ» для 1-5 классов 1 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учереждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа им.д.и.каратанова» предпрофессиональная образовательная программа для детских художественных

Подробнее

Сочетание цветов в одежде

Сочетание цветов в одежде сегодня мы узнаем, как подобрать одежду по цвету, комбинировать предметы гардероба и правильно сочетать цвета в одежде для создания гармоничных ансамблей. Сочетание цветов У каждой

Подробнее

Кружок - рисунок, живопись, композиция

Пояснительная записка Кружок - рисунок, живопись, композиция Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы,

Подробнее

Разработка урока. План

Разработка урока «Несложный натюрморт на яркой контрастной драпировке» во 2 классе ДХШ Задание Тема: Задача: Натюрморт из 2-3х предметов на яркой контрастной драпировке /предметы домашнего обихода, овощи,

Подробнее

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) 1. Пояснительная записка. Главная цель художественного образования развитие личности школьника, его творческих способностей, формирование его духовной культуры, приобщение

Подробнее

«Тональное решение натюрморта»

ПЛАН- КОНСПЕКТ открытого урока на тему «Тональное решение натюрморта» для учащихся 2-го класса (8-9 лет). Преподаватель: Машинская Ю.В. МАОУ ДОД ДШИ 6 г.хабаровск 2013г. ПЛАН- КОНСПЕКТ открытого урока

Подробнее

1.Организационные указания

1.Организационные указания 1.1. Абитуриенты, поступающие на специальность 540201 Дизайн, проходят вступительное испытание творческой направленности. 1.2. Целью экзамена является выявление уровня теоретической

Подробнее

Учебная программа по предмету. «Живопись»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждения дополнительного образования детей «Рефтинская детская школа искусств» Учебная программа по предмету «Живопись» дополнительной образовательной программы

Подробнее

«ЖИВОПИСЬ» для 1-5 классов 2 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учереждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа им.д.и.каратанова» предпрофессиональная образовательная программа для детских художественных

Подробнее

ОП.04. Живопись с основами цветоведения

Министерство образования Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет» Институт сервиса и управления

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая программа базового уровня по изобразительному искусству для обучающихся 6 А класса 2016-2017 учебного года составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного

Подробнее

Основы изобразительной грамоты

Министерство культуры Московской области Управление по культуре, делам молодежи, физической культуре и спорту Администрации подольского муниципального района Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

Подробнее

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Детская школа искусств имени Н. Г. Рубинштейна» УТВЕРЖДАЮ директор «ДШИ им. Н.Г.Рубинштейна»

Подробнее

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) 1. Пояснительная записка. Главная цель художественного образования развитие личности школьника, его творческих способностей, формирование его духовной культуры, приобщение

Подробнее

«Живопись» ПО.01.УП.05.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА 4 ИМЕНИ Г.С.МЕТЕЛЕВА» ПО.01.УП.05. «Живопись» Программа учебного предмета для обучающихся

Подробнее

Структура программы учебного предмета

Рыбалово, 2015г. Структура программы учебного предмета 1. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; Срок реализации учебного предмета; Объем учебного

Подробнее

«Декоративный натюрморт»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г.БУЙНАКСКА» План-конспект открытого занятия: «Декоративный натюрморт» Педагог ИЗО - студии: Магомедова М.А. г.буйнакск,

Подробнее

Учебный план Срок обучения 2 года

2 Учебный план Срок обучения 2 года Наименование предметных областей и учебных предметов Аудиторные занятия (в часах) Групповые занятия Индивидуальные занятия Распределение по годам обучения 1-й класс

Подробнее

Информационная карта

Информационная карта Место проведения: ГБОУ СОШ 1256 с углубленным изучением английского языка Срок реализации: 1 год Количество детей: 8-12 чел Возраст детей: 7-9 лет Продолжительность занятий : 1 ч Образовательная

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая программа по композиции составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего образования, с последующими

Подробнее

«РИСУНОК» для 1-5 классов 3 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учереждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа им.д.и.каратанова» предпрофессиональная образовательная программа для детских художественных

Подробнее

Методическое пособие «Бисер и цвет»

Областное бюджетное учреждение дополнительного образования «Областной центр развития творчества детей и юношества» Методическое пособие «Бисер и цвет» Составила: Педагог дополнительного образования: Харченко

Подробнее

Содержание. Пояснительная записка

Содержание 1. Пояснительная записка 2. Календарно-тематический поурочный план 3. Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству

Подробнее

1. Организационные указания

1. Организационные указания 1.1. Абитуриенты, поступающие на специальность 54.03.01 Дизайн, проходят вступительное испытание творческой направленности. 1.2. Целью экзамена является выявление уровня теоретической

Подробнее

«Рисунок» в Детской художественной школе

1 Департамент культуры города Москвы Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Московский городской Центр детского творчества «Культура и Образование» Дополнительная

Подробнее

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ЖИВОПИСЬ

МИНИСТЕРСТО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ ГБОУ СПО КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ Сушкеева Е.Ж. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ЖИВОПИСЬ Методические указания для студентов по специальности 072601

Подробнее

ТРЕНИНГ ПО ЦВЕТУ Открытый урок

ТРЕНИНГ ПО ЦВЕТУ Открытый урок Теория цвета На этом уроке мы познакомимся с теорией цвета и основными понятиями и характеристиками цвета, которыми вы сможете пользоваться в повседневной жизни при составлении

Подробнее

«ЖИВОПИСЬ» для 1-5 классов 3 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учереждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа им.д.и.каратанова» предпрофессиональная образовательная программа для детских художественных

Подробнее

docplayer.ru

Урок живописи в 1-м классе по теме "Этюд овощей и фруктов на контрастном фоне"

Цель урока: Выполнить с натуры этюды овощей и фруктов на контрастном фоне.

Задачи:

Обучающая - Научить ставить задачу тонального решения в живописной постановке и выполнять ее; познакомить с контрастом, использованием его в живописных произведениях мастеров; изучить изменение локального цвета предмета под воздействием освещения и тени, влияние рефлексов.

Развивающая - развить у детей способность видения градаций светотеневого тона в живописи, многообразие цветовых оттенков.

Воспитывающая - воспитать творческое отношение к изобразительной деятельности, умение видеть прекрасное в окружающей жизни, усидчивость, аккуратность.

Тип урока: комбинированный

Оборудование для урока:

Для учителя: Зрительный ряд:дидактические таблицы: «Группы гармонических сочетаний контрастных цветов», «Изменение основных цветов под влиянием солнечного освещения и тени», «Изменение натурального цвета под воздействием освещения», «Контраст»;живописные произведения: И. Левитан «Март», «Золотая осень», К. Коровин «На террасе», «Бумажные фонари», К.Моне «Руанский собор»;Литературный ряд: А.Дмитриев «Печальная лошадь»лучшие работы учащихся учебные постановкиДля ученика: акварельная бумага (формат А3), кнопки, карандаш, ластик, кисти № 5,6, краски акварельные, палитра, белая бумажная полоска.

Задание: Выполнить этюды овощей и фруктов на контрастном фоне:

  1. красный перец на зеленой драпировке;
  2. желтое яблоко на синей драпировке.

План урока.

  1. Организационный момент. Подготовка детей к восприятиюнового материала 1-2 мин.
  2. Теоретическая часть: выявление проблемы и объяснение нового материала, необходимого для решения поставленных задач. 15 мин.
  3. Анализ задания 2-3 мин.
  4. Практическая работа учащихся 60 мин.
  5. Анализ и оценка работ 10 мин.
  6. Подведение итогов урока и задание на дом 1-2 мин.

Всего: 1час 30 мин.

Конспект урока

(На доске вывешиваются дидактические таблицы, картины художников, детские работы. Ученики сидят за мольбертами, на мольбертах кнопками закреплена бумага формата А3 (вертикально). На табуретках около каждого ученика приготовлены акварельные краски, кисти, палитра, вода для рисования).

I. Оргмомент. Подготовка детей к восприятию нового материала.

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок живописи у нас будет посвящен контрасту. На этом уроке мы с вами познакомимся с контрастными цветами и выполним этюды овощей и фруктов на контрастном фоне.

Мы с вами изучили многие законы колористики, познакомились с цветовым кругом, с теплыми и холодными цветами, узнали, что цвет может быть светлым и темным, ярким и приглушенным. На прошлом уроке узнали о родственных цветах, писали этюды в сближенной цветовой гамме.

- Кто же ответит: какие цвета называют родственными?

- А какие группы родственных цветов вам знакомы?

Ответы детей: Цвета, которые находятся в одной четверти цветового круга.Желто-оранжевые, сине-зеленые и т.д.

Правильно, а вот те цвета, которые находятся напротив друг друга в цветовом круге принято считать контрастными. Находясь рядом они только усиливают свою силу, свою насыщенность. Работа с таблицами 5,6,7

II. Теоретическая часть: выявление проблемы и объяснение нового материала, необходимого для решения поставленных задач.

Контраст в переводе с итальянского – «противоречие, противопоставление». В изобразительном искусстве контрастом называется сочетание противоположных друг другу качеств и свойств, либо цвета, либо фактур красочного слоя, либо различных живописных приемов. Например: темный цвет – светлый цвет; теплый – холодный; округлые линии – угловатые линии; крупные живописные мазки – мелкие мазки. Таблица 1, 8

И в жизни тоже, как и в живописи много противоположностей. Я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы слушайте его внимательно и затем постарайтесь ответить, какие контрасты-противоположности вы нашли в этом произведении.

Печальная лошадь Алексей Дмитриев

Однажды я вышел на людную площадь И рядом увидел печальную лошадь. Средь шума и смеха, тиха и бледна, С букетом фиалок стояла она. И я, поклонившись, шепнул ей: - Простите. Ответьте, прошу, отчего вы грустите? Сегодня ведь праздник, а в праздник всегда Обида не в счет и беда - не беда! Печальная лошадь, вздохнув, отвечала: - Я нынче впервые на площадь попала. В обычные дни я ее обхожу - До ночи тележку с дровами вожу. Но я вдруг решила не жить из-под палки - Ушла от тележки, купила фиалки И в новом пальто, позабыв про дела, Взяла и сегодня на площадь пришла. Мне б очень хотелось дождаться салюта, Но только салюта все нет почему-то..... Как жаль, ведь пора за тележкой идти - мне нужно вернуться домой к девяти. Не скоро на площадь я выберусь снова, Все буду работать и ждать выходного, И, может быть, снова салют пропущу.... Вам ясно теперь, отчего я грущу? Что мог я сказать? И что толку в ответе, Раз лошади плохо живется на свете?... Хотел я уйти. Распрощался. И тут над площадью с грохотом вспыхнул салют. И будто за все ожиданья подарок, Салют был прекрасен и сказочно ярок. Счастливая лошадь, а с ней детвора В восторге кричали: "Салюту - ура!" Пусть кто-то, услышав, не сдержит насмешки. Рассказ мой для тех, кто устал от тележки, Рассказ для того, кто тележку везет, - Пускай же хоть в сказке ему повезет.

- Какие примеры вы можете привести?

Ответы детей: радость – печаль,быстро – медленно,большой - маленький и т.д.

Действительно контраст может быть тоновой или по светлоте и цветовой: между теплыми и холодными оттенками, между дополнительными цветами (противоположными на цветовом круге), между хроматическими и ахроматическими цветами. Основными наиболее яркими, сильными цветовыми контрастами теплых и холодных цветов являются следующие пары: желтый – фиолетовый; оранжевый – синий; красный – зеленый; белый – черный. Работа с дидактическими таблицами 1,7 «Контраст», «Группа гармонических сочетаний контрастных цветов»

Художники используют в своих работах закон цветового контраста, чтобы выразить свое эмоциональное отношение, состояние и, конечно же, стараются очень гармонично соединить эти яркие цвета. Вот посмотрите на эту картину – здесь использован так называемый «осенний контраст», олицетворяющий собой «золото» осенней листвы и отчаянно синее небо. Анализ и просмотр картины И.Левитана «Золотая осень» К.Коровина, К. Моне

- Постарайтесь определить пары контрастных цветовых сочетаний, на которых основывается цветовая гармония этих картин…

Помимо закона контраста хроматических цветов есть закон контраста ахроматических цветов – так называется повышение цветности красочных пятен в картине за счет сопоставления их с серым или черным цветом. В тоже время ахроматический серый цвет, находясь рядом с цветным фоном, приобретает окрашенность контрастными оттенками. Например:

серое пятно в окружении красного цвета воспринимается серо-зеленоватым оттенком;

серое пятно в окружении желтого цвета окрашивается легким синеватым оттенком.

И сегодня мы с вами на уроке будем выполнять этюды фруктов именно в контрастной гамме, вам предстоит написать ярко-желтое яблоко на синей драпировке, и красный перец на зеленой. Помимо такой сложной задачи – как сгармонировать яркие цвета вам необходимо решить и другую – передать тональность постановки, объем предметов и освещение.

- Какие основные градации светотени вам знакомы? Ответы детей: свет, полутень, тень и т.д.

- Что такое рефлекс?

- Что такое собственная тень?

- Что такое локальный цвет предмета?

- Какой же локальный цвет у перца?

- Как же он изменяется под воздействием освещения и тени?

Ответы детей: на свету локальный цвет теплеет, в тени – холоднее.

Работа с дидактическими таблицами 2,3,4 «Изменение локального цвета предмета под влиянием освещения и тени», «Схема разработки освещённых и теневых плоскостей формы предмета», «Воздушная перспектива отдельно взятого предмета»

У вас у каждого есть полоски. Итак, давайте попробуем подобрать локальный цвет перца, теперь подберем цвет перца на свету и цвет теневой части. Мы видим, что локальный цвет не может быть одним и на свету и в тени, он изменяется от теплого к холодному. Но стоит не забывать о тесной взаимосвязи предмета с окружающей средой, а этого можно достичь только через рефлексы.

III. Анализ задания

Итак, послушайте задание. Для успешного выполнения работы вам необходимо:

  1. закомпоновать два изображения в листе;
  2. выявить светотеневые градации изменения освещенности предмета по его форме и отметить их карандашом;
  3. выполнить этюд, передать цветом объем предметов, соблюдая тональные отношения (светлый предмет на темном фоне, темный предмет на светлом фоне), связать контрастные предметы с окружающей средой, при помощи рефлексов.

В итоге будет оцениваться, как вы умеете: передавать многообразие цветовых оттенков предмета, лепить форму предмета, передавать освещение, работая над рефлексами, пространство, аккуратно выполнять заливки. Приложение №2 Демонстрация детских работ.

IV. Практическая работа учащихся

Во время самостоятельной работы учащихся учитель следит за выполнением задания, проявляет индивидуальный подход к учащимся, комментирует их действия, исправляет ошибки (компоновка, плоскостное изображение и т.д.), помогает советами. По окончании ученики выставляют готовые работы.

V. Анализ и оценка работ

Итак, вы выполнили этюды овощей и фруктов на контрастном фоне, сейчас мы посмотрим работы и попытаемся оценить их по следующим критериям:

  1. Композиционное размещение в листе;
  2. Решение локального цвета - объём, форма предмета;
  3. Связь со средой;
  4. Аккуратность работы.

Игровой момент: за каждый успешный критерий - жетон (чем больше жетонов, тем выше оценка).

VI. Подведение итогов урока и задание на дом

Судя по вашим работам, большинство из вас не плохо справились с заданием, в своих этюдах вы грамотно, применили закон цветового контраста, сумели гармонично сочетать яркие, насыщенные цвета и показать форму и освещение предметов.

- Ребята, с какими цветами вы познакомились сегодня на уроке? Что узнали нового о цветовом контрасте? Какие пары контрастных цветов вы запомнили?

К следующему уроку вам необходимо подобрать на палитре понравившиеся пятна контрастных цветов среди окружающих вас предметов, тканей, интерьера и т.д. и рассказать о них на следующем занятии.

До свидания.

Список рекомендуемой литературы

  1. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. - М.: Просвещение, 1977.
  2. Визер В.В. Живописная грамота. Основы искусства изображения. - СПб.: Питер, 2006.
  3. Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве.- СПб.: Питер, 2006.
  4. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1984.
  5. Иванова О.В. Акварель: Практические советы. – М.: «Издательство АСТ», 2001.
  6. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. - СПб., 1999.
  7. Неменский Б.М.Искусство и просвещение. - М.: Просвещение, 1987.
  8. Орловский Г.И. Учить смотреть и видеть.- М: Просвещение, 1987.
  9. Программа министерства культуры. Живопись. - М., 1982.
  10. Ростсвцев Н.Н. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. - М: Просвещение, 1987.
  11. Сокольникова Н.М. Основы живописи. - Обнинск: титул, 1996.
  12. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. - М.: Просвещение, 1986 

Приложения

poznanie21.ru

Методическая разработка на тему:Натюрморт на контрастные сочетания цвета.

МКОУДО «Кореневская детская школа искусств имени А.М.Руденко».

Курской области Кореневского района

Методическая разработка по живописи

для 1-го класса отделения ИЗО (9-11 лет)

Тема: «Натюрморт на контрастные сочетания цвета »

9 часов (3 занятия по 3 учебных часа)

разработала: преподаватель отделения ИЗО Шапкина С.Н.

п. Коренево 2017

Содержание.

1     Введение.

2.      Основная часть.

3.      Заключение.

4.      Список использованных источников.

5.      Приложения.

Введение.

 Методическая разработка на контрастные сочетания цвета в натюрморте предназначена для обучающихся первого класса отделения ИЗО.

Данная разработка направлена на повышение качества преподавания натюрморта благодаря применению дополнительных учебных и методических заданий, в том числе информационных.

  Сегодня, когда осуществляется переход к гуманно-личностной педагогике, неотъемлемым свойством которой является развитие творческого потенциала учащегося, эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческой свободы каждого ученика, формирует творческую личность и готовит ее к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.      Творческое развитие, саморазвитие может и должно стать одной из главных стратегий и принципов современной педагогики. Развитию творческой свободы, повышению уровня овладения творческой деятельностью, творческому саморазвитию, как и другим видам деятельности, можно и нужно учить школьников. Как это сделать? Этот вопрос занимает многих преподавателей.    Каждый  ребенок уникален и талантлив - это  целый мир нереализованных возможностей. Задача учителя заключается в  том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка. В детстве рисуют все. Известно почему - человек пытается осознать видимое и отобразить это. Но не у всех получается, ведь нужно знать, как рисовать, с чего начать и что использовать. Рисование развивает пространственное мышление, воображение, эстетический вкус, воспитывает трудолюбие.   Общие возрастные особенности у каждого  ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его индивидуальности. Один ребенок может быть более  эмоциональным, другой - менее. Память, мышление, внимание могут быть самыми различными у разных детей.     Наиважнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Творчество детей всегда насыщенно яркими положительными эмоциями. Благодаря этому обстоятельство творчество обладает большой притягательной силой для обучающихся. Яркие эмоции становятся основой формирования острой потребности детей не только в конечном продукте творчества, но, главное, в осуществлении самого этого процесса в известной мере независимо от решения частных задач. Творческая работа – это возможность выразить языком различных материалов свой восторг перед окружающим миром или показать его неприятие.

Детям нужна благоприятная психологическая обстановка для творчества. Терпение, доброжелательность, сочувствие, ненавязчивость, поддержка — это атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей детей.Соблюдение границ личности ребёнка. Чрезмерная опека и навязанная помощь может заглушить творчество.Учить ребёнка думать. Думающий человек стремиться познавать мир, учиться выбирать для себя знания нужные и полезные.Научить ребёнка — смотреть, чтобы видеть красоту окружающего мира, слушать, чтобы услышать других, говорить, чтобы услышали, быть самим собой, уважать каждого человека и его труд.     Известно, что ребенок любит играть и не любит учиться, игровая форма организации занятия активизирует детей. Рисование – самый доступный способ совместить приятное с полезным: ребенок воспринимает рисование как игру, причем более увлекательную, чем серьезнее к ней относится учитель. Поэтому создание игровых ситуаций на уроке, распределение ролей игры постоянное условие в процессе обучения.     Ребенок, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета. Научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует.     Помогают развитию чувства цвета занятия живописью. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение различных оттенков - все это процессы, в которых много приятных ощущений. Преподавателю изобразительного искусства в своей практике приходиться сталкиваться с множеством проблем и вопросов, касающихся методики преподавания таких понятий, как цвет, контрасты, светлота, насыщенность, нюанс цвета.

Как научить ребёнка видеть цвет, воспринимать его, манипулировать с ним - это лишь немногие вопросы, на которые приходится искать ответы на протяжение всей педагогической деятельности.

Проработав преподавателем 7 лет в школе искусств на отделении ИЗО я наблюдаю, что лишь немногие дети 1-го года обучения с удовольствием смешивают краски, для большинства обучающихся 1-х классов не свойственно смешивать цвета, они пользуются краской из баночки, не утруждая себя смешиванием цвета, нахождением его оттенков. Отношение ребёнка к цвету очень просто, он воспринимает цвет как знак, у него солнце жёлтое, небо синее, трава зелёная. Если в набор красок вместо жёлтого цвета мы поместим любую производную от жёлтого (охра, зеленовато - жёлтый, разбелённый жёлтый), она его удовлетворит для раскрашивания солнца. При этом обучающийся может рисовать охристо-грязным цветом, а про себя проговаривать: "Солнышко у меня жёлтенькое". Другим примером является то, когда ребёнок на вопрос: "Какого цвета небо?" отвечает: "Голубое", а изображает его на бумаге синим (той краской, которая находится в наборе красок). Из этого можно сделать вывод: задуманный образ цвета не соответствует реально используемому в рисунке, ребёнок этого не замечает. На занятиях живописи следуя программе ведётся поэтапное ознакомление обучающихся с цветоведением, но многим детям сложно находить разнообразие цветовых оттенков, и применять их в лепке объёма предметов. Поэтому я решила найти новый метод (проблемный, поисковый) осваивания обучающимися цветового многообразия, научиться видеть цветовые нюансы, контрасты цвета. Изучая подробнее эту задачу по методической литературе и интернет ресурсам я нашла новый подход к решению данной задачи –это разложение цветового пятна на оттенки. Работа будет требовать аккуратности, нахождение большого количества цветового оттенка, а торопыг будет сдерживать в спешке быстрее закончить работу, так как дети 8-9 лет стремятся быстрее увидеть результат своей работы, совершенно не прилагая усилия к живописному многообразию цвета.

.      Основная часть.

  Тема: «Натюрморт на контрастные сочетания цвета »

Тема по плану общеразвивающей общеобразовательной программы для обучающихся отделения ИЗО 1-го класса. 3 занятия по 3 часа (9часов).

Цели:

1.Закрепление понятия «локальный цвет». Постановка глаза у детей на восприятие цветовых отношений больших локальных пятен.

2. Разложение каждого цветового пятна на оттенки ( разных по тону, теплохолодности и насыщенности).

Задачи:

Обучающие:

  • закрепить полученные знания о свойствах акварельных красок;

  • формировать умение согласовывать цветовые сочетания, интерес и потребности в использовании цвета в творчестве через эмоционально-образное изучение возможностей цвета;

Развивающие:

  • развивать умения обучающихся воспринимать цвета и правильно воспроизводить их по трем параметрам: цветовому тону, насыщенности и светлоте

Воспитывающие:

  • Воспитывать творческое отношение к изобразительной деятельности;

  • Воспитывать эстетический вкус, умение видеть прекрасное в окружающей жизни, усидчивость, аккуратность.

Рекомендации по организации и методике изучения темы.

  • изучение теоретических и практических основ цветоведения осуществляется в тесной взаимосвязи с показом практического использования их в творчестве мастеров живописи;

  • формирование целостного представления о многообразии цвета осуществляется посредством изучения свойств локальных (простых, сложных) цветов и их оттенков при доминантном изучении свойств одного какого-либо цвета в каждом тематическом блоке уроков;

  • реализация взаимосвязи процессов восприятия и цветовоспроизведения достигается посредством разработки и введения специальных комплексных упражнений, направленных на формирование умений тонкой зрительной дифференцировки цветовых оттенков и овладение техническими приемами воспроизведения их в изобразительной деятельности;

  • на уроках используются: разнообразный натурный материал, упражнения, учебные таблицы, дидактические материалы;

  • осуществляется индивидуальный подход к формированию цветовосприятия и цветовоспроизведения.

Материалы: бумага формат А3, акварель, кисть для акварели, баночка для воды, палитра, салфетка.

Тип урока: комбинированный, теория – 1 час, практика 8 часов

Технологии обучения: проблемное, групповое, личностно-ориентированное.

Формы обучения: индивидуально-групповая; практические.

Методы обучения: словесные, наглядные, проблемные (частично –поисковый), личностные;

Прогнозируемые результаты: — развитие практических навыков акварельной живописи в натюрморте;

— поиск цветовых отношений;

— формирование реальных представлений о своих художественных способностях.

Зрительный ряд: репродукция работ художников, педагогический рисунок (техника работы в акварели по сухому листу), цветовой круг, таблицы по светлоте, тону, насыщенности и теплохолодности цветов, этапы выполнения натюрморта.

живописные произведения. И. Левитан «Март», «Золотая осень», К. Коровин «На террасе», «Бумажные фонари», К.Моне «Руанский собор»;

Теоретическая база.Организации проведения уроков по цветоведению уделяли внимание многие педагоги. Интересные методические разработки имеются у таких авторов, как Э. И. Кубышкиной, Н. Н. Ростовцева, Б.М. Неменского, Т. Я. Шпикаловой и других. Ими даётся глубокий анализ методики организации и проведения уроков по цветоведению в условиях современной школы.Так, Э. И. Кубышкина подробным образом рассмотрела подготовку к урокам по цветоведению и живописи; Б. М. Неменский раскрывает особенности организации процесса обучения цветоведению через восприятие окружающей действительности и искусства; Т. Я. Шпикалова раскрыла роль значимости использования наглядности на уроках по цветоведению.

Теория: рассказ о природе света и цвета, спектральном круге, восприятии цвета глазом и методе бокового виденья, просмотр методического пособия.

План реализации методической цели и задач:

I. Просмотр методического материала с пояснениями.

II. Практическая часть.

  1. Скомпоновать натюрморт в листе.

  2. Нарисовать предметы в характере

  3. Этюд на большие цветовые отношения. 2 часа. Формат А3.

  4. Этюд на разложение каждого локального пятна на оттенки, не разрушая его цельности (цветовой характеристики пятна). 6 часов. Формат А3.

Последовательность ведения этюда на большие цветовые отношения:

Учебная постановка из овощей и фруктов на контрастном фоне:

Красный помидор на зелёной драпировке, желтая груша на синей драпировке.

  1. Используя метод бокового виденья (восприятия цвета через соседний цвет) прописать фон: смотрим на предметы – чувствуем общий оттенок фона.

  2. Прописать предметы обобщенными локальными пятнами: смотрим на фон – чувствуем цвет предмета.

  3. Написать общий цвет плоскости, концентрируя взгляд на предметах.

  4. Прописать собственные и падающие тени, общим цветовым пятном, концентрируя взгляд на освещенных участках предметов.

Давая понятие о цветовой гармонии, о многообразии цветовых оттенков, холодных и теплых, дополнительных и сближенных цветах, нужно объяснить, что такое тон в живописи, локальный цвет.

Содержание урока:

(На доске вывешиваются дидактические таблицы, картины художников, детские работы. Ученики сидят за мольбертами, на мольбертах кнопками закреплена бумага формата А3 с подготовительным рисунком под живопись. На табуретках около каждого ученика приготовлены акварельные краски, кисти, палитра, вода для рисования).

I. Оргмомент. Подготовка детей к восприятию нового материала.

Сегодня урок живописи у нас будет посвящен контрасту. На этом уроке мы с вами познакомимся с контрастными цветами и выполним этюды овощей и фруктов на контрастном фоне.

Мы с вами изучили многие законы колористики, познакомились с цветовым кругом, с теплыми и холодными цветами, узнали, что цвет может быть светлым и темным, ярким и приглушенным, отличаться по светлоте и насышенности. А вот те цвета, которые находятся напротив друг друга в цветовом круге принято считать контрастными. Находясь рядом они только усиливают свою силу, свою насыщенность. Работа с таблицами .

II. Теоретическая часть: выявление проблемы и объяснение нового материала, необходимого для решения поставленных задач.

Контраст в переводе с итальянского – «противоречие, противопостовление. В изобразительном искусстве контрастом называется сочетание противоположных друг другу качеств и свойств, либо цвета, либо фактур красочного слоя, либо различных живописных приемов. Например: темный цвет – светлый цвет; теплый – холодный; округлые линии – угловатые линии; крупные живописные мазки – мелкие мазки. Таблица.

И в жизни тоже, как и в живописи много противоположностей. Лето и зима, осень и весна. Какие контрасты-противоположности вы нашли в этом примере.

Выяснили, что контраст может быть тоновой по светлоте и цветовой: между теплыми и холодными оттенками, между дополнительными цветами (противоположными на цветовом круге), между хроматическими и ахроматическими цветами. Основными наиболее яркими, сильными цветовыми контрастами теплых и холодных цветов являются следующие пары : желтый – фиолетовый; оранжевый – синий; красный – зеленый; белый – черный. Работа с дидактическими таблицами «Контраст», «Группа гармонических сочетаний контрастных цветов»

Художники используют в своих работах закон цветового контраста, чтобы выразить свое эмоциональное отношение, состояние и, конечно же, стараются очень гармонично соединить эти яркие цвета. Вот посмотрите на эту картину – здесь использован так называемый «осенний контраст», олицетворяющий собой «золото» осенней листвы и отчаянно синее небо. Анализ и просмотр картины И.Левитана «Золотая осень»

- Постарайтесь определить пары контрастных цветовых сочетаний, на которых основывается цветовая гармония этой картины…( А.Лентулов «У Иверской церкви», А.Матисс «Женщина в шляпе»)

И сегодня мы с вами на уроке будем выполнять этюд фруктов именно в контрастной гамме, вам предстоит написать желтую грушу на синей драпировке, и красный помидор на зеленой драпировке. Помимо такой сложной задачи – как гармонично прописать яркие цвета вам необходимо решить и другую – передать тональность постановки, объем предметов и освещение.

- Какие основные градации светотени вам знакомы? Ответы детей: свет, полутень, тень и т.д.

- Что такое рефлекс?

- Что такое собственная тень?

- Что такое локальный цвет предмета?

- Какой же локальный цвет у перца?

- Как же он изменяется под воздействием освещения и тени?

Ответы детей: на свету локальный цвет холодный, в тени – теплее.

У вас у каждого есть полоски белой бумаги. Итак, давайте попробуем подобрать локальный цвет перца, теперь подберем цвет перца на свету и цвет теневой части. Мы видим, что локальный цвет не может быть одним и на свету и в тени, он изменяется от холодного к тёплому. Но стоит не забывать о тесной взаимосвязи предмета с окружающей средой, а этого можно достичь только через рефлексы.

Перед началом работы используя личностно-ориентированные технологии, которые характеризуются гуманистической и психотеропевтической направленностью,стараюсь дать всем положительный настрой на работу в начале урока (шутки, юмор, пожелание успеха,нацеливаю на то, что у них всё обязательно получится), подбадриваю слабых, неуверенных в себе учащихся. Стараюсь  проявлять внешне выраженное, материализованное в словах, мимике, пластике, действиях. Расположить каждого ребенка вниманием, заботой, нежностью, признательность, восхищением. Общение с классом начинается еще на перемене.

III. Анализ задания

Итак, послушайте задание. Для успешного выполнения работы вам необходимо:

  1. Выполнить этюд. передать цветом объем предметов, соблюдая тональные отношения (светлый предмет на темном фоне, темный предмет на светлом фоне), связать контрастные предметы с окружающей средой, при помощи рефлексов.

  2. Вспомним этапы ведения работы в цвете.

На первом этапе работы краской начнём с общей цветовой характеристики натюрморта,

На втором этапе живописи моделируется объёмная форма всех предметов и передаётся их освещённость. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещённых сторон. На цвет теней влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более тёмными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.

На третьем этапе работы продолжаем моделирование объёмной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумаге мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещённости.

На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Работа завершена.

В итоге будет оцениваться, как вы умеете: передавать многообразие цветовых оттенков предмета, лепить форму предмета, передавать освещение, работая над рефлексами, пространство, аккуратно выполнять заливки

IV. Практическая работа учащихся

Во время самостоятельной работы учащихся слежу за выполнением задания, проявляя индивидуальный подход к учащимся, комментируею их действия, исправляю ошибки, помогает советами. Используя здоровьесберегающие технологии слежу за осанкой детей за мольбертом, методом сравнения работы с постановкой- переводится взгляд ребёнка с ближнего рисунка на дальний план, в связи с чем тренируется зрения обучающегося. Во время работы ребёнок может встать со своего места, что бы поменять воду в баночке, поставить свою работу к постановке что бы сравнить с натурной постановкой со своего рабочего места, что также способствуе смене деятельности, небольшому отдыху. Соблюдаю психологический климат на уроке (взаимоотношения среди обучающихся, сотрудничество), эмоциональные разрядки (шутки, улыбка, музыкальная минутка). Использую мотивацию деятельности (похвала, поддержка, соревновательный момент), слежу за температурой и свежестью воздуха в аудитории, освещением и чистотой. По окончании ученики выставляют свои работы.

V. Анализ и оценка работ

Итак, вы выполнили этюды овощей и фруктов на контрастном фоне, сейчас мы посмотрим работы и попытаемся оценить их по следующим критериям:

  1. Решение локального цвета - объём, форма предмета;

  2. Связь со средой;

  3. Аккуратность работы.

VI. Подведение итогов урока.

Преподаватель проводит просмотр и обсуждение работ учащихся на данном этапе выполнения задания.

Используются методы: поощрения, метод создания ситуции успеха, и интереса к дальнейшей работе над заданием.

- Ребята, с какими цветами вы познакомились сегодня на уроке? Что узнали нового о цветовом контрасте? Какие пары контрастных цветов вы запомнили?

На следующем уроке вам необходимо продолжить работу над 3 и 4 этапам ведения работы, и мы приступим к усложнению задачи.

Последовательность ведения этюда на разложение каждого локального пятна на оттенки:

Учебная постановка из предметов быта и фруктов тёплой цветовой гаммы на холодном фоне драпировки.

  1. Предварительный рисунок разбить на клетки по форме предметов, включая фон и плоскость.

  2. Найти цветовые оттенки фона, заполняя клетки цветом, от контура предметов.

  3. Прописать оттенки предметов по клеткам, учитывая форму предметов, цветовые рефлексы и отражения предметов (влияние цвета предметов друг на друга и плоскость), а так же собственные и падающие тени.

  4. Прописать оттенками плоскость рядом с предметами и дальше.

Преподаватель обучает последовательному ведению работы над натюрмортом: уметь закомпановать, грамотно нарисовать предметы постановки и завершить работу, обращая особое внимание на решение поставленной художественной задачи.

Преподаватель подчеркивает необходимость композиционного решения листа, а также призывает стараться видеть большими цветовыми отношениями, анализировать влияние одного цвета на другой, чувствовать изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и характера освещения.

Учитель описывает технические возможности акварельных красок, рассказывает, что в окружающей среде один и тот же предмет под влиянием этой среды, не меняя своего локального цвета, приобретает различные оттенки. Писать красками — это значит видеть всю сложность цветовых взаимоотношений, это значит учиться видеть и передавать соотношения цвета: теплого и холодного, темного и светлого и учиться брать эти цветовые соотношения в гармонии. В работе необходимо найти разницу между освещенной и теневой стороной предмета. Для создания объема в предметах необходимо учесть, что при дневном освещении свет на предметы падает холодный, а тени будут тёплыми; Таким образом, сочетание теплого и холодного на свету или в тени, а также при переходе из одной формы в другую, помогает передать объем изображаемого предмета. Для наилучшего понимания разницы теплых и холодных оттенков цвета учащимся предлагается такое наглядное пособие как шкала теплохолодности . Также цвет может менять светлоту, насыщенность.

Спектральный круг.

Сделаем три важных для живописца вывода.

Первый — восприятие цветов зависит от того окружения, в котором цвета находятся (как в натуре, так и в картине).

Второй — передавая цвета натуры, живописец сравнивает их друг с другом и добивается того, чтобы в картине они воспринимались в тех же взаимных отношениях, как и в натуре. Правильность цветовых отношений, и в первую очередь отношений по светлоте (в терминологии художников — тональных отношений), играет важнейшую роль в решении любой живописной задачи, будь то передача освещения, объемности формы, пространства, материала.

Третий — в живописи можно решить любую цветовую задачу, несмотря на; ограниченность красочной палитры, если использовать взаимодействие цветов. И цвета меняются в зависимости от освещения.

Перед практической работай обучающимся предлагается решить проблему в самостоятельном определении пары контрастных цветовых сочетаний по живописным произведениям. И. Левитана «Март», «Золотая осень», К. Коровина «На террасе», «Бумажные фонари», К.Моне «Руанский собор»;

Практическая работа

. Для успешного выполнения работы обучающимся необходимо:

  1. выполнить этюд. передать цветом объем предметов, соблюдая тональные отношения (светлый предмет на темном фоне, темный предмет на светлом фоне), связать контрастные предметы с окружающей средой, при помощи рефлексов.

  2. Вспомнить этапы ведения работы в цвете.

На первом этапе работы краской начнём с общей цветовой характеристики натюрморта,

На втором этапе живописи моделируется объёмная форма всех предметов и передаётся их освещённость. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещённых сторон. На цвет теней влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более тёмными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.

  1. На третьем этапе работы продолжаем моделирование объёмной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумаге мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещённости.

  2. На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Рисунок завершён.

Во время самостоятельной работы учащихся учитель следит за выполнением задания, проявляет индивидуальный подход к учащимся, комментирует их действия, исправляет ошибки , помогает советами. По окончании ученики выставляют готовые работы.

Работы обучающихся к первому заданию на большие цветовые отношения

Обучающиеся справились с заданием каждый в меру своих индивидуальных способностей. Уяснили для себя, что каждый предмет имеет свой локальный цвет, который в освещенной и в теневой части приобретает множество оттенков, а также влияние контраста дополнительных цветов на локальный цвет. Приступая к следующему заданию на разложение каждого локального пятна на оттенки следует повторить понятие о цветовой гармонии, о многообразии цветовых оттенков, холодных и теплых, дополнительных и сближенных цветах .

Следующее задание с проблемной ситуацией - частично- поисковый метод.

Обучающиеся уже хорошо усвоили, что локальный цвет предметов изменяется на свету и в тени, что контрастные по цвету предметы можно гармонично вписать в постановку при помощи рефлексов от драпировки и соседних предметов. Любой цвет в соседстве с другим цветом зрительно изменяет свои свойства. В нашем случае цвета предметов являясь дополнительными, в соседстве друг с другом изменяют свой цветовой тон в сторону дополнительного цвета, и таким образом появляется большое количества цветовых оттенков. И теперь перед обучающимися ставиться проблема- разложение каждого локального пятна на оттенки. Нужно самостоятельно найти как можно больше цветовых оттенков на каждом предмете, не забывая о форме предмета и его освещённости.

Иллюстрации к этюдам на разложение каждого локального пятна на оттенки.

Учебная постановка.

Проложение учащимся первых цветовых оттенков освещённой и теневой частей кувшина.

В виду разных индивидуальных способностей, обучающиеся по разному справляются с поставленной задачей.

Разложение каждого локального пятна на цветовые оттенки

по квадратикам с учетом освещения предметов.

.

Критерии успешности выполнения практической работы:

  1. Выразительная композиция.

  2. Тоновой разбор.

  3. Нахождение множества оттенков.

  4. Выполнение работы живописными пятнами.

  5. Нахождение разницы между коричневыми, желтыми и оранжевыми предметами.

  6. Передача объема и пространства.

Исходя из представленных критериев, практическая работа была выполнена учащимися с разной степенью успешности в зависимости от усвоения обозначенных правил и законов, изученных в ходе проведения беседы по теме урока.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Преподаватель:

— С какими трудностями вы столкнулись при выборе цветов соответствующих многоцветной гармонии? (Выбор цветов и оттенков на этюде и соответствие цветов и оттенков в постановке )

— Какой этап был самым трудным? ( определить степень завершённости)

— Какой этап был самым интересным? (Деталировка, просмотр работ и сравнение себя с другими)

— Какие перспективы обозначились у каждого по этому виду художественной деятельности?

( Есть желание ещё повторить эту работу, написать другую)

Заключение 

В процессе выполнения практической части работы на тему «Натюрморт на контрастные сочетания цвета » были решены учебные и творческие задачи, был получен незаменимый опыт, необходимый для дальнейшего изучения программы по живописи, практики, а также для разработки методики обучения рисованию натюрморта.

  • В процессе наблюдения за практической деятельностью детей в выполнения работы было выявлено, что новая форма работы над изучением контраста в цвете формирует умение согласовывать цветовые сочетания, интерес и потребности в использовании цвета в творчестве через эмоционально-образное изучение возможностей цвета; развивает умения обучающихся воспринимать цвета и правильно воспроизводить их по трем параметрам: цветовому тону, насыщенности и светлоте, воспитывает творческое отношение к изобразительной деятельности, эстетический вкус, умение видеть прекрасное в окружающей жизни.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся, было установлено, что учащиеся по разному справились с поставленными задачами, но все работы были намного живописнее по цвету, чем работы сделанные ранее. Таким образом, можно отметить, что в опыт, полученный обучающимися при выполнении практической работы в новой форме поможет видеть многообразие цветовых оттенков при помощи рефлексов соседних предметов и драпировки в последующих учебных работах.

Список литературы 

  1. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты. Книга. — М.: «Просвещение», 1989. — 192с.

  2. Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. Научно-популярная литература. — СПб.: Питер, 2007. — 191с.

  3. Волков Н.Н. Цвет в живописи. Книга. — М.: «Искусство», 1985. — 480с.

  4. Голубева О.Л. Основы композиции. Учебное пособие — 2-е изд. — М.: «Искусство», 2004. — 175с.

  5. Зайцев Н.Н. Наука о цвете и живопись. Книга. — М.: «Искусство», 1986. — 147с.

  6. Иттен И. Искусство цвета. Книга. — Издатель Д. Аронов, 2007. — 96с.

  7. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания. Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: «Агар», 1998. — 334с.

  8. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений — 4-е изд. — М.: «Просвещение», 2011. — 175с.

  9. Неменский Б. М., Горяева Н.А., Неменская Л.А. и др. / Под ред. Неменского Б. М. Изобразительное искусство художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений. 1-9 классы. — М.: «Просвещение», 2005. — 140с.

  10. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Метод. пособие. — М.: Центр пед. образования, 2008. — 270с.

  11. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. — М.: «Просвещение», 1982 — 158с.

  12. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учебник. — М.: Агар, 2000. — 251с.

  13. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. Книга. – М.: Изд-во НИИ школьных технологий, 2004. — 224с.

  14. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Часть 1. Основы рисунка. Учебник для учащихся 5-8 классов. М.: «Московские учебники», 1998. — 95с.

  15. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Часть 3. Основы композиции. М.: «Московские учебники», 1998. — 79с.

  16. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: рисунок. Живопись. Нар. искусство. Декор. искусство. Дизайн: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. — 4-е изд., стер. — М.: «Академия», 2008. — 365с.

  17. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — 4-е изд. — М.: «Академия», 2008. — 312с.

  1. Сайт: Библиотекарь.ру – ttp://www.bibliotekar.ru/kVenecianov/index.htm

  2. Сайт: Журнал «Русское искусство» – http://www.rusiskusstvo.ru/

  3. Сайт: Интернет библиотека электронных книг Elibrus – http://elibrus.lgb.ru/psi/shtml

  4. Сайт: Методсовет – http://metodsovet.su/

  5. Сайт: Открытый класс – http://www.openclass.ru/

  6. Сайт: Открытый класс – http://www.openclass.ru/node/215682

  7. Сайт: Социальная сеть работников образования «Наша сеть» – http://nsportal.ru/

  8. Сайт: Фестиваль педагогических идей – http://festival.1september.ru

  9. Сайт: Художникам.ру – http://hudozhnikam.ru/nauka_o_cvete/59.html

  10. Сайт: Энциклопедия искусств – http://www.artprojekt.ru/

infourok.ru

конспект урока «Этюд овощей и фруктов на контрастном фоне» Живопись, 2 класс Преподаватель: Куприченкова Н. В.

конспект урока «Этюд овощей и фруктов на контрастном фоне» Живопись, 2 класс Преподаватель: Куприченкова Н. В.

Конспект урока: «Этюд овощей и фруктов на контрастном фоне» Живопись (2 класс) Преподаватель: Куприченкова Н.В. Цель урока: Выполнить с натуры этюды овощей и фруктов на контрастном фоне. Задачи: Обучающая - научить ставить задачу тонального решения в живописной постановке и выполнять ее; познакомить с контрастом, использованием его в живописных произведениях мастеров; изучить изменение локального цвета предмета под воздействием освещения и тени, влияние рефлексов. Развивающая развить у детей способность видения градаций светотеневого тона в живописи, многообразие цветовых оттенков. Воспитывающая воспитать творческое отношение к изобразительной деятельности, умение видеть прекрасное в окружающей жизни, усидчивость, аккуратность. Тип урока: комбинированный Оборудование для урока: Для учителя: Зрительный ряд: дидактическая таблица «Контраст»; живописные произведения: И. Левитан «Март», «Золотая осень»; учебные постановки; лучшие детские работы. Для учащихся: акварельная бумага ( формат А3 ), кнопки, карандаш, ластик, кисти, краски акварельные, палитра, белая бумажная полоска. Задание: Выполнить этюды овощей и фруктов на контрастном фоне: 1. Красный перец на зеленой драпировке; 2. Желтое яблоко на синей драпировке. План урока. I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Подготовка детей к восприятию материала 2-3 мин. II. Теоретическая часть: выявление проблемы и объяснение нового материала, необходимого для решения поставленных задач 25 мин. III. Анализ задания 3-5 мин. IV. Практическая работа учащихся 70 мин. V. Анализ и оценка работ 15 мин. VI. Подведение итогов урока 2-3 мин. Всего : 120 мин.

Конспект урока ( На доске вывешиваются дидактические таблицы, картины художников, детские работы. Ученики сидят за мольбертами, кнопками закреплена бумага формата А 3 ( вертикально). На табуретках около каждого ученика приготовлены акварельные краски, кисти, палитра, вода для рисования). I. Оргмомент. Здравствуйте, ребята! Сегодня урок живописи у нас будет посвящен контрасту. На этом уроке мы с вами познакомимся с контрастными цветами и выполним этюды овощей и фруктов на контрастном фоне. Мы с вами изучили многие законы колористики, познакомились с цветовым кругом, с теплыми и холодными цветами. На прошлом уроке узнали о родственных цветах, писали этюды в сближенной цветовой цветовой гамме. - Кто ответит: какие цвета называют родственными? - А какие группы родственных цветов вам знакомы? Ответы детей: Цвета, которые находятся в одной четверти цветового круга. Желто- оранжевые, сине- зеленые и т.д. Правильно, а вот те цвета, которые находятся напротив друг друга в цветовом круге принято считать контрастными. Находясь рядом они только усиливают свою силу, свою насыщенность. II. Теоретическая часть: выявление проблемы и объяснение нового материала, необходимого для решения поставленных задач. Контраст в переводе с итальянского «противоречие, противопоставление». В изобразительном искусстве контрастом называется сочетание противоположных друг другу качеств и свойств, либо цвета, Либо фактур красочного слоя, либо различных живописных приемов. Например темный цвет светлый цвет; теплый холодный; округлые линии угловатые линии; кругпные живописные мазки мелкие мазки. И в жизни тоже, как и в живописи много противоположностей. - Какие примеры вы можете привести? Ответы детей: радость печаль, быстро медленно, большой маленький и т.д. Действительно контраст может быть : между теплыми и холодными оттенками, между дополнительными цветами ( противоположными на цветовом круге), между хроматическими и ахроматическими цветами. Основными наиболее яркими, сильными цветовыми контрастами теплых и холодных цветов являются следующие пары: желтый-фиолетовый; оранжевый-синий; красный-зеленый. Работа с таблицей. Художники используют в своих работах закон цветового контраста, чтобы выразить свое эмоциональное отношение, состояние и, конечно же, стараются очень гармонично соединить эти яркие цвета. Вот посмотрите на эту картину здесь использован так называемый «осенний контраст», олицетворяющий собой «золото» осенней листвы и синее небо. Анализ и просмотр картины И. Левитана «Золотая осень», К. Коровина - Постарайтесь определить пары контрастных цветовых сочетаний, на которых основывается цветовая гармония этих картин Помимо закона контраста хроматических цветов, есть закон контраста ахроматических цветов так называется повышение цветности красочных пятен в картине за счет сопоставления их с серым

или черным цветом. В тоже время ахроматический серый цвет, находясь рядом с цветным фоном, приобретает окрашенность контрастными оттенками. Например: Серое пятно в окружении красного цвета воспринимается серо-зеленоватым оттенком; Серое пятно в окружении желтого цвета окрашивается легким синеватым оттенком. И сегодня мы с вами на уроке будем выполнять этюды фруктов именно в контрастной гамме, вам предстоит написать ярко-желтое яблоко на синей драпировке, и красный перец на зеленой. Помимо такой сложной задачи как с гармонировать яркие цвета вам необходимо решить и другую передать тональность постановки, объем предметов и освещение. - Какие основные градации светотени вам знакомы? Ответы детей: свет, полутень, тень и т.д. - Что такое рефлекс? - Что такое собственная тень? - Что такое локальный цвет предмета? - Какой же локальный цвет у перца? - Как он изменяется под воздействием освещения и тени? Ответы детей: на свету локальный цвет теплее, в тени холоднее. У вас у каждого есть полоски. Итак, давайте попробуем подобрать локальный цвет перца, теперь подберем цвет перца на свету и цвет теневой части. Мы видим, что локальный цвет не может быть одним и на свету и в тени, он изменяется от теплого к холодному. Но стоит не забывать о тесной взаимосвязи предмета с окружающей средой, а этого можно достичь только через рефлексы. III. Анализ задания Итак, послушайте задание. Для успешного выполнения работы вам необходимо: 1. Закомпоновать два изображения в листе.

2. Выявить светотеневые градации изменения освещенности предмета по его форме и отметить их карандашом 3. Выполнить этюд, передать цветом объем предметов, соблюдая тональные отношения (светлый предмет на темном фоне, темный предмет на светлом фоне), связать контрастные предметы с окружающей средой, при помощи рефлексов. В итоге будет оцениваться, как вы умеете: передавать многообразие цветовых оттенков предмета, лепить форму предмета, передавать освещение, пространство. Демонстрация детских работ. IV. Практическая работа учащихся Во время самостоятельной работы учащихся учитель следит за выполнением задания, проявляет индивидуальный подход к учащимся, комментирует их действия, исправляет ошибки (компоновка, плоскостное изображение и т.д.), помогает советами. По окончании ученики выставляют готовые работы. V. Анализ и оценка работ Итак, вы выполнили этюды овощей и фруктов на контрастном фоне, сейчас мы посмотрим работы и попытаемся оценить их по следующим критериям: 1. Композиционное размещение в листе; 2. Решение локального цвета объем, форма предмета; 3. Связь со средой; 4. Аккуратность работы. VI. Подведение итогов урока и задание на дом Судя по вашим работам, большинство из вас не плохо справилось с заданием, в своих этюдах вы грамотно применили закон цветового контраста, сумели гармонично сочетать яркие, насыщенные цвета и показать форму и освещение предметов. - Ребята, с какими цветами вы познакомились сегодня на уроке? Что узнали нового о цветовом контрасте? Какие пары контрастных цветов вы запомнили? К следующему уроку вам необходимо подобрать на палитре понравившиеся пятна контрастных цветов среди окружающих вас предметов, тканей и т.д. и рассказать о них на следующем занятии.

docplayer.ru

Урок живописи в 1-м классе по теме Этюд овощей и фруктов на контрастном фоне

  • Калачёва Юлия Александровна, учитель живописи и ДПИ

Разделы: МХК и ИЗО

Цель урока: Выполнить с натуры этюды овощей и фруктов на контрастном фоне.

Задачи:

Обучающая — Научить ставить задачу тонального решения в живописной постановке и выполнять ее; познакомить с контрастом, использованием его в живописных произведениях мастеров; изучить изменение локального цвета предмета под воздействием освещения и тени, влияние рефлексов.

Развивающая — развить у детей способность видения градаций светотеневого тона в живописи, многообразие цветовых оттенков.

Воспитывающая — воспитать творческое отношение к изобразительной деятельности, умение видеть прекрасное в окружающей жизни, усидчивость, аккуратность.

Тип урока: комбинированный

Оборудование для урока:

Для учителя: Зрительный ряд:дидактические таблицы: «Группы гармонических сочетаний контрастных цветов», «Изменение основных цветов под влиянием солнечного освещения и тени», «Изменение натурального цвета под воздействием освещения», «Контраст»;живописные произведения: И. Левитан «Март», «Золотая осень», К. Коровин «На террасе», «Бумажные фонари», К.Моне «Руанский собор»;Литературный ряд: А.Дмитриев «Печальная лошадь»лучшие работы учащихсяучебные постановкиДля ученика: акварельная бумага (формат А3), кнопки, карандаш, ластик, кисти № 5,6, краски акварельные, палитра, белая бумажная полоска.

Задание: Выполнить этюды овощей и фруктов на контрастном фоне:

  • красный перец на зеленой драпировке;
  • желтое яблоко на синей драпировке.
  • План урока.

  • Организационный момент. Подготовка детей к восприятиюнового материала 1-2 мин.
  • Теоретическая часть: выявление проблемы и объяснение нового материала, необходимого для решения поставленных задач. 15 мин.
  • Анализ задания 2-3 мин.
  • Практическая работа учащихся 60 мин.
  • Анализ и оценка работ 10 мин.
  • Подведение итогов урока и задание на дом 1-2 мин.
  • Всего: 1час 30 мин.

    Конспект урока

    (На доске вывешиваются дидактические таблицы, картины художников, детские работы. Ученики сидят за мольбертами, на мольбертах кнопками закреплена бумага формата А3 (вертикально). На табуретках около каждого ученика приготовлены акварельные краски, кисти, палитра, вода для рисования).

    I. Оргмомент. Подготовка детей к восприятию нового материала.

    Здравствуйте, ребята! Сегодня урок живописи у нас будет посвящен контрасту. На этом уроке мы с вами познакомимся с контрастными цветами и выполним этюды овощей и фруктов на контрастном фоне.

    Мы с вами изучили многие законы колористики, познакомились с цветовым кругом, с теплыми и холодными цветами, узнали, что цвет может быть светлым и темным, ярким и приглушенным. На прошлом уроке узнали о родственных цветах, писали этюды в сближенной цветовой гамме.

    — Кто же ответит: какие цвета называют родственными?

    — А какие группы родственных цветов вам знакомы?

    Ответы детей: Цвета, которые находятся в одной четверти цветового круга.Желто-оранжевые, сине-зеленые и т.д.

    Правильно, а вот те цвета, которые находятся напротив друг друга в цветовом круге принято считать контрастными. Находясь рядом они только усиливают свою силу, свою насыщенность. Работа с таблицами 5,6,7

    II. Теоретическая часть: выявление проблемы и объяснение нового материала, необходимого для решения поставленных задач.

    Контраст в переводе с итальянского – «противоречие, противопоставление». В изобразительном искусстве контрастом называется сочетание противоположных друг другу качеств и свойств, либо цвета, либо фактур красочного слоя, либо различных живописных приемов. Например: темный цвет – светлый цвет; теплый – холодный; округлые линии – угловатые линии; крупные живописные мазки – мелкие мазки. Таблица 1, 8

    И в жизни тоже, как и в живописи много противоположностей. Я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы слушайте его внимательно и затем постарайтесь ответить, какие контрасты-противоположности вы нашли в этом произведении.

    Печальная лошадь Алексей Дмитриев

    Однажды я вышел на людную площадьИ рядом увидел печальную лошадь.Средь шума и смеха, тиха и бледна,С букетом фиалок стояла она.И я, поклонившись, шепнул ей:— Простите. Ответьте, прошу,отчего вы грустите?Сегодня ведь праздник, а в праздник всегдаОбида не в счет и беда — не беда!Печальная лошадь, вздохнув, отвечала:— Я нынче впервые на площадь попала.В обычные дни я ее обхожу —До ночи тележку с дровами вожу.Но я вдруг решила не жить из-под палки —Ушла от тележки, купила фиалкиИ в новом пальто, позабыв про дела,Взяла и сегодня на площадь пришла.Мне б очень хотелось дождаться салюта,Но только салюта все нет почему-то…..Как жаль, ведь пора за тележкой идти —мне нужно вернуться домой к девяти.Не скоро на площадь я выберусь снова,Все буду работать и ждать выходного,И, может быть, снова салют пропущу….Вам ясно теперь, отчего я грущу?Что мог я сказать? И что толку в ответе, Раз лошади плохо живется на свете?…Хотел я уйти. Распрощался. И тутнад площадью с грохотом вспыхнул салют.И будто за все ожиданья подарок,Салют был прекрасен и сказочно ярок.Счастливая лошадь, а с ней детвораВ восторге кричали: «Салюту — ура!»Пусть кто-то, услышав, не сдержит насмешки.Рассказ мой для тех, кто устал от тележки,Рассказ для того, кто тележку везет, —Пускай же хоть в сказке ему повезет.

    — Какие примеры вы можете привести?

    Ответы детей: радость – печаль,быстро – медленно,большой — маленький и т.д.

    Действительно контраст может быть тоновой или по светлоте и цветовой: между теплыми и холодными оттенками, между дополнительными цветами (противоположными на цветовом круге), между хроматическими и ахроматическими цветами. Основными наиболее яркими, сильными цветовыми контрастами теплых и холодных цветов являются следующие пары: желтый – фиолетовый; оранжевый – синий; красный – зеленый; белый – черный. Работа с дидактическими таблицами 1,7 «Контраст», «Группа гармонических сочетаний контрастных цветов»

    Художники используют в своих работах закон цветового контраста, чтобы выразить свое эмоциональное отношение, состояние и, конечно же, стараются очень гармонично соединить эти яркие цвета. Вот посмотрите на эту картину – здесь использован так называемый «осенний контраст», олицетворяющий собой «золото» осенней листвы и отчаянно синее небо. Анализ и просмотр картины И.Левитана «Золотая осень» К.Коровина, К. Моне

    — Постарайтесь определить пары контрастных цветовых сочетаний, на которых основывается цветовая гармония этих картин…

    Помимо закона контраста хроматических цветов есть закон контраста ахроматических цветов – так называется повышение цветности красочных пятен в картине за счет сопоставления их с серым или черным цветом. В тоже время ахроматический серый цвет, находясь рядом с цветным фоном, приобретает окрашенность контрастными оттенками. Например:

    серое пятно в окружении красного цвета воспринимается серо-зеленоватым оттенком;

    серое пятно в окружении желтого цвета окрашивается легким синеватым оттенком.

    И сегодня мы с вами на уроке будем выполнять этюды фруктов именно в контрастной гамме, вам предстоит написать ярко-желтое яблоко на синей драпировке, и красный перец на зеленой. Помимо такой сложной задачи – как сгармонировать яркие цвета вам необходимо решить и другую – передать тональность постановки, объем предметов и освещение.

    — Какие основные градации светотени вам знакомы? Ответы детей: свет, полутень, тень и т.д.

    — Что такое рефлекс?

    — Что такое собственная тень?

    — Что такое локальный цвет предмета?

    — Какой же локальный цвет у перца?

    — Как же он изменяется под воздействием освещения и тени?

    Ответы детей: на свету локальный цвет теплеет, в тени – холоднее.

    Работа с дидактическими таблицами 2,3,4 «Изменение локального цвета предмета под влиянием освещения и тени», «Схема разработки освещённых и теневых плоскостей формы предмета», «Воздушная перспектива отдельно взятого предмета»

    У вас у каждого есть полоски. Итак, давайте попробуем подобрать локальный цвет перца, теперь подберем цвет перца на свету и цвет теневой части. Мы видим, что локальный цвет не может быть одним и на свету и в тени, он изменяется от теплого к холодному. Но стоит не забывать о тесной взаимосвязи предмета с окружающей средой, а этого можно достичь только через рефлексы.

    III. Анализ задания

    Итак, послушайте задание. Для успешного выполнения работы вам необходимо:

  • закомпоновать два изображения в листе;
  • выявить светотеневые градации изменения освещенности предмета по его форме и отметить их карандашом;
  • выполнить этюд, передать цветом объем предметов, соблюдая тональные отношения (светлый предмет на темном фоне, темный предмет на светлом фоне), связать контрастные предметы с окружающей средой, при помощи рефлексов.
  • В итоге будет оцениваться, как вы умеете: передавать многообразие цветовых оттенков предмета, лепить форму предмета, передавать освещение, работая над рефлексами, пространство, аккуратно выполнять заливки. Приложение №2 Демонстрация детских работ.

    IV. Практическая работа учащихся

    Во время самостоятельной работы учащихся учитель следит за выполнением задания, проявляет индивидуальный подход к учащимся, комментирует их действия, исправляет ошибки (компоновка, плоскостное изображение и т.д.), помогает советами. По окончании ученики выставляют готовые работы.

    V. Анализ и оценка работ

    Итак, вы выполнили этюды овощей и фруктов на контрастном фоне, сейчас мы посмотрим работы и попытаемся оценить их по следующим критериям:

  • Композиционное размещение в листе;
  • Решение локального цвета — объём, форма предмета;
  • Связь со средой;
  • Аккуратность работы.
  • Игровой момент: за каждый успешный критерий — жетон (чем больше жетонов, тем выше оценка).

    VI. Подведение итогов урока и задание на дом

    Судя по вашим работам, большинство из вас не плохо справились с заданием, в своих этюдах вы грамотно, применили закон цветового контраста, сумели гармонично сочетать яркие, насыщенные цвета и показать форму и освещение предметов.

    — Ребята, с какими цветами вы познакомились сегодня на уроке? Что узнали нового о цветовом контрасте? Какие пары контрастных цветов вы запомнили?

    К следующему уроку вам необходимо подобрать на палитре понравившиеся пятна контрастных цветов среди окружающих вас предметов, тканей, интерьера и т.д. и рассказать о них на следующем занятии.

    До свидания.

    Список рекомендуемой литературы

  • Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. — М.: Просвещение, 1977.
  • Визер В.В. Живописная грамота. Основы искусства изображения. — СПб.: Питер, 2006.
  • Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве.- СПб.: Питер, 2006.
  • Волков Н.Н. Цвет в живописи. — М.: Искусство, 1984.
  • Иванова О.В. Акварель: Практические советы. – М.: «Издательство АСТ», 2001.
  • Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. — СПб., 1999.
  • Неменский Б.М.Искусство и просвещение. — М.: Просвещение, 1987.
  • Орловский Г.И. Учить смотреть и видеть.- М: Просвещение, 1987.
  • Программа министерства культуры. Живопись. — М., 1982.
  • Ростсвцев Н.Н. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. — М: Просвещение, 1987.
  • Сокольникова Н.М. Основы живописи. — Обнинск: титул, 1996.
  • Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. — М.: Просвещение, 1986 
  • Приложения

    class.chernykh.net

    Этюды на тему фруктов | Jayo

    Этюды на тему фруктов

    Доброго времени суток! Поставили по сути сделано ть зарисовки-этюды на тему овощей и так сказать фруктов. На одном листке фрукты, необходимо построит колорит каждого фрукта на сближенных цветовых оттенках, на втором листке овощи, на контрастных диаметрально противоположных.Насколько я поняла, надо взять к примеру желтые фрукты, фиолетовые овощи. а вообще-то как построить колорит на сближенных оттенках? Не ругайтесь, только безусловно начинаю рисовать. Растолкуйте задачу пожалуйста 😉

    Best Teremiz

    Bad229У них уже есть чаевые, которые я давал вчера? «Непрерывный цвет» — яблоко-зеленый цвет (разных оттенков), желтый-зеленый, янтарно-зеленый виноград, зеленый перец, и, в частности, и т. д.) На фоне бледно-зеленые драпировки и оливково-зелеными стенами, например. ) Размышлять здесь можно относительно очень долго. Car UdubuliФруктов. Этюд акварелью.Я голосую за ваше мужество. Проблема не уникальная.. Главное не сдаваться… Mers GukodubВсегда думал, акварель-это самый плохой материал, а какбы вместо этого конкретно у меня просто руки из одного места. Спасибо за видео. Stason DutedeКогда, чтобы собственно говоря был похож на реальный, мне показалось, что так скажем кисть на реальном, что-бы погладить 😀 Neodim OdibelИ что это ручка? Beluchi TezeLis алек-арт, видео-понятно, что за один сеанс. Я про душу спросили, сколько часов понадобилось написать. Stason66БЛОГ: Пишу просто Этюд Цветов / Тест бумага Canson С человеком меньше чем за пять секунд дела, и исходя из опыта, априори, оставь меня в идей, может ввести на пять лет не хватит. Самое главное, не сдаваться… Obok Ta4kin Вдумайтеся в: фруктов, этюды, тему. Нравится нам это или нет, есть над чем априори думать…

    (Visited 1 times, 1 visits today)

    jayo.ru