КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ. Дыхательная гимнастика по теме фрукты


КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ

НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА

ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

Тема «Овощи»

Разговоры овощей. Произносить слоговые сочетания от имениПомидора(хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, пы-по!». Огурец: «Пы-бы, по-бо». Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту».

Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.

Тема «Фрукты»

Нюхаем садовые цветы (розы, хризантемы). Вдох через нос, выдох ртом.

Сбор урожая. Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция – стоять прямо. Поднять руки – вдох. Кладем яблоки в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох.

Сорвали и попробовали айву. Невкусная айва: «Фа-фо, фы-фу».

Маша и Даша в саду. Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились: «О-о-о-о-о!». Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: «Ав-ав-ав-ав!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)

Разговоры фруктов. Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу: «Фу-фа-фу!» Вишни просят Скворцов не клевать их: «Пта-пты-пто, пта-пты-пто, пта-пту-пты».

Яблоки падают на траву: «Бам-бом-бум!»

Тема «Человек. Семья»

Бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело: «О-о-о-о-о-ох! У-у-у-у-ух!»

Учим маленького брата говорить слоги: «Ка-га, ко-го, ку-гу. Кто-кты, кта-кту».

Тема «Человек»

Плач ребенка. Произносить звук а (громко, тихо, шепотом, затем в одной тональности).

Мама качает малыша. Произносить: «А-а-а-а-а-а».

Эхо. Заблудились мы в лесу, закричали все: «Ау-у-у!»(Громко.)

Никто не отзывается, лишь эхо откликается: «Ау-у-у!» (Тихо.)

Малыш учится говорить. Произносить слоги: «Мна-мно, мны-мну, пи-пя-пе, би-бя-бюю»

Тема «Строители»

Приколачиваем оконные рамы. Сверлим дырки дрелью. Произносить на одном выдох звуки: «Т-т-т-т-т-т, д-д-д-д-д-д», а затем слоги: «Та-да-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-тук-тук».

Шагаем по этажам.Произносить слова первый, второй, третий, четвертый, пятый, повышая голос, сопровождая движением руки (поднимаемся по лестнице), понижая голос (спускаемся).

Произносить предложения с разной интонацией: «Ах, какой дом!», «Какой это дом?», «Вот такой дом!».

Тема «Одежда»

Шитье одежды. Шьем и напеваем песенки: «Ля-ли-ле, ли-ля-лю».

Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), произнести на одном выдохе слоги: «Ой-ой-ой-ой!

А затем предложения:

«Ой, ой, ой, болит пальчик мой!»,

«Уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!».

Тема «Посуда, продукты питания»

Пьем коктейль через трубочку. (Вдох) Вытянуть губы узкой «воронкой». (Выдох)

Дуем на горячий чай. Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох).

Пыхтящий чайник. Произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!»

Тема «Домашние птицы»

Птичьи голоса. Произносить слоговые сочетания и фразы на одном выдохе, изменяя тон голоса. Курица: «Ко-ко-ко-ко». Цыплята: «Пи-пи-пи-пи-пи». Курица: «Куд-кудах, снеслась в кустах». Утка: «Кря-кря-кря-кря, где здесь вода?»

Тема «Домашние животные»

Звукоподражание животным. Изменять голос по силе и высоте.

Корова: «Му-у-у-у-у, молока кому?» (Громко, низким голосом.)

Теленок: «му-у-у-у». (Тихо, высоким голосом.)

Кошка: «Мяу-мяу-мяу». (Тихо, высоким голосом.)

Разговор Теленка и Котенка. «Мле-мли-мля», «Мяу-мяу-мяу», «Пли-пля-пле».

Тема «Зима»

Вьюга.

Старая, седая, с ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет Бабой Ягой.

Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.)

Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)

Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.)

Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш». Стихает вьюга «С-с-с-с-с-с».

Тема «Дикие животные»

Ежики принюхиваются.

Волк воет: «У-у-у-у-у». (Произносить тихо и громко.)

Кто как голос подает. Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых-пых».

Разговор Лисы и Зайца.

«Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су, Зайка, где ты был?»

- «В лесу. За-са-за-са, ты не съешь меня, Лиса?»

Тема «Дикие животные жарких стран»

Слон пьет воду. Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох (под счет «раз», «два», «три»), затем выдох (под счет от «одного» до «пяти»).

Рычание тигра и тигренка. Раскатисто произносить звук р-р-р-р-р: тигр – громко, низким голосом, тигренок – тихо, высоким голосом.

Произносить фразу «Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувством (испуг, радость, удивление).

Тема «Птицы»

Птицы поют.

Удод: «Уп-уп-уп-уп».

Щегол: «Пить-пиль-пить».

Снегирь: «Фью-фью-фью».

Осоед: «Кине-е-кине-е».

Перепелятник: «Кик-кик-кик».

Коростель: «Крэк-крэк-крэк».

Камнешарка: «Тюке-тюке, тюке-тюке».

Вальдшнеп: «Хорк-хорк-хорк-хорк».

Поморник: «Кри-кри-кри, кр-р-р».

Клуша (чайка): «Га-ак-аг-аг, гре, гри».

Произнести названия четырех-шести птиц на одном выдохе. Например: сова, снегирь, синица, чиж…

Тема «Транспорт»

Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш.

Насос. Произнесение звука с-с-с-с-с.

Машины едут по мокрой мостовой. Произесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».

Гудит поезд. Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту».

Сигналит машина. Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би».

Тема «Бытовая техника и инструменты»

Звуки работающих электромашин: пылесоса, холодильника, стиральной машины. «Дж-дж-дж-дж-дж-дж», «Дз-з-з-з-з-з».

Разговор Холодильника с Миксером: «Хла-хло-хлу» - «Вжи-вжа-вжо».

«Цветы»

Дети вдыхают аромат цветка.

На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу: «Очень приятный запах. Очень ароматный цветок»

Тема «Весна»

Каплями забулькав,

Плакала сосулька:

- Я хотела сесть повыше,

Я хотела влезть на крышу,

Я ступила на карниз

И боюсь свалиться вниз!

Кап! Кап! Кап!

Н. Полякова

Диалог Зимы и Весны

Говорит Весна:

- Сестра, уходить тебе пора!

А Зима Весне в ответ:

- Нет! Нет! Нет! Нет!

Говорит Весна тогда:

- С крыши капает вода?

= Да! Да! Да! Да!

- Тают горки во дворах?

= Ах! Ах! Ах! Ах!

- А на речке треснул лед?

= Вот так! Так вот!

А. Лойко

infourok.ru

Дыхательная гимнастика

 

 

 

Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания

Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом.

Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.  

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию

правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей.

Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры,

улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

 

При занятиях необходимо соблюдать следующие правила      

Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.    

Выдох должен быть длительным, плавным.     Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками).    

Затем усложните упражнение: во время выдоха язык пусть лежит на нижней губе.                  

Не переусердствуйте! Достаточно 3 – 5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

Футбол

Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота - два кубика.

Ребенок дует на «мяч», пы­таясь «забить гол». Вата дол­жна оказаться между куби­ками.  

Ветряная мельница    

Для этой игры необходи­ма игрушка - мельница из песочного набора или вер­тушка. Ребенок дует на ло­пасти игрушки, взрослый сопровождает его действия стихотворным текстом:

Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч!                                               А. С. Пушкин

Снегопад  

Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предло­жите ребенку устроить снего­пад у себя дома.Положите «снежинку» на ладошку ре­бенку. Пусть он правильно сдует ее.

Снег, снег кружится, Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись как снежок.  А. Барто

Листопад  

Вырежьте из тонкой цвет­ной бумаги желтого и крас­ного цветов осенние листья: дубовые, кленовые, березо­вые (можно использовать на­стоящие листья деревьев).

Предложите ребенку устроить листопад дома, сдувая ли­сточки аналогично снежин­кам с ладони.             .

Бабочка  

Вырежьте из бумаги не­сколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Про­изнесите вместе с малы­шом русскую народную по­говорку:

Бабочка-коробочка, Полети на облачко, Там твои детки -На березовой ветке!

Затем предложите подуть на бабочку длительным плав­ным выдохом, «чтобы она полетела».

Кораблик  

Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните ребёнку, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. Заканчивая игру, произнесите вме­сте с ребенком:

Ветер, ветерок, Натяни парусок! Кораблик гони До Волги-реки!                                              Русская народная поговорка  

Живые предметы  

Возьмите любой предмет (карандаш, машинка  или деревянную катушку от использованных ниток). Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность (например, поверхность стола). Пред­ложите ребенку плавно подуть на карандаш, машинку или катушку. Предмет покатится по направлению воздушной струи.

Задуй свечу  

Предложите ребенку задуть горящую свечу. Во время вы­полнения им упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью.

Одуванчик  

Упражнение проводится на улице во время цветения одуванчиков(если нет аллергии). Взрослый предлагает ребёнку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Следите за правильностью выдоха!

 

Шторм в стакане  

Необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладётся соломинка, конец которой опускается в стакан с водой.

Ребёнок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижны.

Чей пароход гудит лучше?  

Для игры необходимы стеклянные пузырьки. Взрослый один пузырёк берёт себе, а другой даёт ребёнку. Взрослый показывает, как можно погудеть в пузырёк. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребёнку. Если гудок не получается, значит, ребёнок не соблюдает одно из данных требований.

Дыхательно – голосовые упражнения

(примерный комплекс)

Каждое упражнение выполняется по 3 – 10 раз.      

Глубокий вдох через нос – продолжительный выдох через рот.      

«Заморозим подбородок» - втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.      

«Заморозим ладошку» - растянуть сомкнутые губы, тыльную сторону ладони подставить под подбородок, длительно дуть на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони.       Повторить упр.2,3 с дополнением: шёпотом произносить слог ФА на одном усиленном выдохе.      

«Погреем ладошки» - руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см от рта, дуть тёплым воздухом на ладони.      

Повторить предыдущее упражнение с дополнением: шёпотом на одном усиленном выдохе произносить слог ХА.      

Длительное произнесение на одном выдохе гласных звуков сначала тихим, затем громким голосом: А (Э), У (О), Ы, И.  

Последовательность произнесения может меняться. В течение нескольких дней звуки проговариваются вместе со взрослым, но обязателен контроль положения артикуляционной позы (губ) в зеркале. В дальнейшем (через неделю, две, месяц…) участие взрослого сводится только к беззвучному показу ребёнку артикуляционной позы гласного звука.

Ребёнок отгадывает и самостоятельно произносит.      

Произнесение на одном выдохе сочетаний из 2, затем 3 гласных звуков:

АУ, УА, АО, ОА, АИ, ИА, УИ, ИУ …

АУИ, АИУ, УАИ, УИА, АОИ, АИО, ОАИ, ОИА…      

Произнесение на одном выдохе одинаковых слогов: 

ФА – ФА, ХА - ХА… ФА – ФА – ФА, ХА – ХА - ХА…  ФА - ФА --------- ФА – ФА – ФА…  ХА - ХА ---------- ХА – ХА – ХА   Произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными:  ХА – ХО – ХИ…  ХО- ХИ – ХА…  ХИ – ХА – ХО…    ФА – ФО – ФУ – ФЫ…  ФО – ФУ – ФЫ – ФА…  ФУ - ФЫ – ФА – ФО…  ФЫ – ФА – ФА - ФУ…  

Примечание: берутся звуки Х,Ф так как они наиболее легки в произношении и практически почти всегда бездефектны.

 

 

  

 

  

 

  

 

 

madou11reutov.ru

"Фрукты", "Одежда", "Посуда", "Домашние животные", "Зима"

Разделы: Работа с дошкольниками

Приготовьте рабочее место для проведения занятий, следите, чтобы освещение было достаточным, поза ребенка – удобной, на столе лежали необходимые принадлежности. Перед началом коррекционного занятия обсудите с детьми будущую работу в соответствии с лексической темой и заинтересуйте их. Во время работы поощряйте детей, подводите к рассуждениям, используя комментарии своих действий. Следите за осанкой, за правильным захватом фломастера, карандаша или ручки, за силой нажима. Если в работе используете ножницы, напоминайте о технике безопасности. Выполняйте корригирующую гимнастику для глаз, для кисти рук, упражнения для плечевого пояса, физминутки. После завершения работы обсудите, проанализируйте результаты проделанного, похвалите ребят.

Тема “Фрукты”

Коррекционно-образовательные цели.

Закреплять умение рисовать круги, овалы, выполняя штриховку.

Закреплять умения выполнять артикуляционную, мимическую, пальчиковую и дыхательную гимнастику.

Закреплять образование относительных прилагательных.

Коррекционно-развивающие цели.

    1. Развивать артикулярную моторику, мимическую мускулатуру, жевательно-артикуляционные мышцы, мышцы губ, языка, умение переключаться из одной артикуляционной позы в другую.
    2. Развивать графические функции, используя рисование кругов овалов в центре листа.
    3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Коррекционно-воспитательные цели.

Прививать аккуратность при выполнении графического задания.

Оборудование: картинки с изображением фруктов, корзинка для фруктов, листы бумаги 12х12, цветные карандаши.

Ход занятия

    1. Организационный момент
    2. На столе у педагога картинки с изображением предметов. Педагог предлагает выбрать картинки с изображением фруктов. Садится тот, кто выполнил задание педагога.

    3. Мимические упражнения
    4. Представьте, что вы едите тот фрукт, который изображен на вашей картинке. Выразите свое состояние мимикой. (Дети передают эмоциональное состояние сладкое яблоко, сладкая груша, ароматный апельсин, кислый лимон и т.д.). Но вдруг вы увидели в своем фрукте червяка. Выразите свое состояние.

      Следующая ситуация, когда фрукт свалился на голову (дети складывают фрукты в корзину).

    5. Упражнения для мышц шеи
    6. Развитие дыхания:

      Вдох носом – повернуть голову влево. Увидели очень большое яблоко. Выдох ртом с произношением звука о-о-о. Повернуть голову направо. Какая огромная груша!

      Выдох носом, выдох ртом.

    7. Игровое упражнение “Жуем твердую грушу”
    8. Упражнения для губ, щек и языка
    9. Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.

      Банан. Улыбнуться. Приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

      Язык пролезает через щель в заборе в сад. “Широкий” язык с силой протискивается между зубами.

      Колья забора острые – вот такие. Показать “острый” язык. По очереди высовывать то “широкий”, то “узкий” язык.

      Язычок-листок прикрыл яблочка бочок. Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу.

      Качели. В саду мы увидели качели. Поднимать язык вверх и опускать вниз, высунув его изо рта.

      Чашечка. Сделать из языка “чашечку”. В Наташину чашечку я налью апельсиновый сок, в Сашину – яблочный сок, в Лерину – сливовый. Какой сок налить тебе, Глеб? Соня?

    10. Пальчиковая гимнастика:

Палец толстый и большой В сад за сливами пошел. Указательный с порога Указал ему дорогу. Средний пальчик – самый меткий. Он сбивает сливы с ветки. Безымянный поедает, А мизинчик – господинчик В землю косточки сажает.

7. Педагог предлагает взять листочки бумаги и в центре листа нарисовать любой фрукт.

8. Итог занятия

Дети оценивают работы друг друга.

Тема “Одежда”

Коррекционно-образовательные цели.

Закреплять умения выполнять различные виды штриховки.

Закреплять умения выполнять артикуляционную, мимическую, пальчиковую гимнастику.

Упражнять в употреблении притяжательных местоимений - мой, моя.

Коррекционно-развивающие цели.

Развивать графические функции, используя разные виды штриховки.

Развивать мелкую моторику пальцев.

Развивать артикуляционную моторику, речеслуховую память, творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные цели.

Воспитывать бережное отношение к вещам, одежде, головным уборам.

Оборудование: альбомные листы, цветные карандаши, ножницы, различные виды орнамента

Ход занятия

    1. Организационный момент
    2. Педагог ведет детей по кругу, выполнил действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения (у детей на головах шляпы, кепки, шапки с кисточками, платки).

      Ляпы-тяпы

      По дороге в Ляпы-тяпы Шли гуськом четыре шляпы Шляпу старую с пером (похлапывать по шляпам) Звали дедушку Петром. Шляпу с кисточкою синей (правая рука вверху работает кисть) Звали бабушку Аксиньей, Шляпу с красной ленточкой (руки внизу, размахивать вперед назад) Звали внучкой Леночкой. Ну а шляпу с козырьком (левую руку приложить к козырьку) Звали внуком Игорьком. По дороге в Тяпы – Ляпы Шли гуськом четыре шляпы.

      Дети снимают головные уборы, с правой стороны на стол складывают головные уборы, которые относятся к слову мой. С левой стороны дети складывают головные уборы, которые относятся к слову моя.

    3. Мимические упражнения
    4. Педагог предлагает передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль.

      Показать: вы радуетесь покупке новой одежды, удивляетесь необычному наряду, восхищаетесь новым костюмом мамы, печалитесь, нечаянно порвав одежду.

    5. Упражнения для мышц шеи
    6. Испачкали платье и рассердили маму.

      Прижать ладони к ушам. Наклонять голову из стороны в сторону, с сопротивлением рук, произнося: “Ай-ай-ай!”

      Выразить смущение.

    7. Упражнения для губ
    8. Застегивание и расстегивание молнии.

      Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до пяти (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).

      Большие пуговицы и маленькие пуговицы.

      Максимально округлит губы (большая пуговица), вытянуть губы “трубочкой” (маленькая пуговка).

      Иголочка. Вытянуть “острый” язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до “пяти-шести”).

      Воротник с широкими и острыми краями. Чередовать положения “широкого” и “узкого” языка. Положить “широкий” язык на нижнюю губу (“круглый воротничок”). Вытянуть “острый” язык – “воротничок с острыми краями”.

      Шитье на разных швейных машинках. Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить Д-д-д-д (шьем на электрической швейной машинке), Т-т-т-т (шьем на ручной швейной машинке).

      Строчка. Кончик языка “иголочка” ритмично касается верхней губы начиная с угла рта.

    9. Развитие дыхания и голоса

Пальчиковая гимнастика

Шитье одежды. Шьем и напеваем песенки: “Ля-ли-ле, ли-ля-лю”.

Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), произнести на одном выдохе слоги:

“Ой-ой-ой, болит пальчик мой.

Уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!”

Ручки погладили, потерли, встряхнули, про боль забыли.

6. В сказочной стране “Ляпы-тяпы” не хватает еще одного головного убора шапки с помпоном. Дети предлагают нарисовать шапку с помпоном, украсив ее орнаментом, а помпон нарисовать штриховкой, и отправить в сказочную страну.

Тема “Посуда”

Коррекционно-образовательные цели.

Закреплять умение выполнять штриховку в разных направлениях.

Закреплять умение выполнять артикуляционную пальчиковую гимнастику, закреплять согласование количественных числительных один, одна с существительными в роде.

Коррекционно-развивающие цели.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, используя штриховку в двух направлениях: сверху вниз и слева направо.

Коррекционно-воспитательный цели.

Воспитывать бережное отношение к посуде.

Оборудование: цветные карандаши, альбомные листы.

Ход занятия

    1. Организационный момент
    2. Педагог предлагает сесть тому, кто назовет предметы, которые относятся к посуде.

    3. Мимические упражнения
    4. (дети показывают друг другу)

      Выразить мимикой свое огорчение – разбили чашку.

      Радость – купили новую посуду.

      Неудовольствие – много грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке К. Чуковского.

    5. Упражнения для мышц шеи
    6. Посмотрите, что в кастрюле? Опустить голову вниз “Какая посуда стоит на полке?”. Повернуть голову вправо, влево с произнесением звуков а, э.

    7. Упражнения для губ, щек
    8. Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой “трубочкой”.

      Самовар. Надувать обе щеки одновременно.

    9. Упражнения для языка
    10. Подготовим чашечки для чая, кофе, сока.

      Чья “чашечка” глубже?

      Язык “чашечкой” снаружи и внутри рта.

      Чашка и блюдце на столе

      Чашка и блюдце на столе.

      Чередовать позиции: язык “чашечкой” и язык “на донышке”.

      Острый ножик и глубокий ковшик.

      Чередовать артикуляционные позиции: “острый” язык и язык “чашечкой”.

      Ручка чайника. Спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю десну.

    11. Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. Мы посуду перемыли, Только чашку мы разбили, Ковшик тоже Развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали – Так мы маме помогали.

7. Педагог предлагает вырезать из бумаги, сложенной вдвое посуду (вазу, нож, ложку, поднос и др.).

Игра “Скажи правильно” - Что ты делаешь Лера?

Я вырезаю одну вазу,

Я вырезаю один нож,

Я вырезаю одну ложку,

Я вырезаю один поднос.

Закрасить посуду, используя цветные карандаши, в двух направлениях: сверху вниз и слева направо (См. альбом т. “Посуда”)

8. Итог занятия. Дети оценивают свои работы и предлагают организовать выставку посуды

Тема “Домашние животные”

Коррекционно-образовательные цели.

Закреплять понятия о вертикальных и горизонтальных линиях.

Закреплять умение рисовать тонкими линиями простым карандашом.

Закреплять технику обрывания.

Закреплять образование уменьшительно-ласкательных существительных.

Коррекционно-развивающие цели.

    1. Развивать глазомер.
    2. Развивать артикуляционную моторику, мимическую мускулатуру мелкой моторики. Развивать зрительное, речеслуховое, слуховое, тактильное восприятие, творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные цели.

Прививать любовь к домашним животным.

Оборудование: цветные карандаши, альбомный лист, ножницы, бумага разной фактуры (бархатная, картон).

Ход занятия

    1. Организационный момент
    2. Отгадайте загадку.

      Гладишь – ласкается, Дразнишь – кусается. (Собака)

      Что за зверь со мной играет? Не мычит, не ржет, не лает, Нападает на клубки, Прячет в лапке коготки. (Кошка)

      Не спеша шагает к речке, В шубе ей тепло, как в печке. Подойдет она к избе И зовет меня: “Бе-бе!”. (Овца)

      Кто это? (Домашние животные) .

      Назови ласково:

      Щенок – щеночек

      Теленок – теленочек

      Поросенок – поросеночек

      Жеребенок – жеребеночек

      Козленок – козленочек

      Ягненок – ягненочек

    3. Мимические упражнения
    4. Выразить мимикой эмоции: страх, испуг, сострадание, боль.

      Представить, как мальчик гладит собаку, девочка испугалась сердитого бульдога, голодного котенка, просящего молочко у своей хозяйки.

      Выразить состояние хозяйки, у которой пропала кошка.

    5. Упражнения для мышц шеи
    6. Кошка умывается. Повернуть голову влево – облизать верхнюю губу, повернуть голову вправо – облизать нижнюю губу.

      Бодливый козленок. Круговые движения головой.

    7. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц, для щек и губ.
    8. Корова и теленок жуют жвачку. Имитировать жевание.

      Котенок зевает. Широко открыть рот. Делать круговое движение нижней челюстью – подбородком рисовать букву “О”.

      Бульдог сердится. Выдвигать вперед нижнюю челюсть, рот открыт. Прикусывать верхнюю губу нижними зубами.

      Собака рассердилась – у нее хотят отнять косточку. Прикусывать нижнюю губу верхними зубами.

      Фырканье лошади. Вибрация губ.

    9. Упражнения для языка
    10. Кошка лакает молоко. Высунуть “широкий” язык изо рта. Поднять кончик языка вверх “чашечкой” и спрятать язык в рот.

      Теленок сосет молоко. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка подводить под верхнюю губу и со щелканьем отрывать.

    11. Пальчиковая гимнастика:

Собака.

У собаки острый носик, Есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

7. Педагог показывает картинку с изображением конуры.

Что это? Как называется? Кто здесь живет?

Педагог предлагает посмотреть на трафарет и спрашивает, фигуру какого животного напоминает детям отверстие трафарета. Затем раздает детям трафареты и просит обвести пальцем контуры отверстия, держа трафарет на весу, несколько раз. Затем просит детей взять в руки карандаши и в том же положении – на весу - обвести отверстие по контуру. Далее трафарет фиксируется на бумаге и обводится по контуру карандашом, карандаш при этом плотно прижат к контуру трафарета. Получилась собака, затем педагог предлагает применить технику обрывания. А конуру нарисовать двумя руками (правой, левой) одновременно, исходя из одной точки (крыша). Нанести штриховку тонкими линиями простым карандашом. Вырезать вход.

8. Итог занятия

Оцениваются работы детей. Использовать в театрализованной деятельности.

Тема “Зима”

Коррекционно-образовательные цели.

    1. Закреплять понятие о вертикальных и горизонтальных линиях.
    2. Упражнять в правильной артикуляции изолированных согласных на одном выдохе, меняя тембр и громкость голоса.

Закрепить технику симметричного, силуэтного, многослойного, ажурного вырезывания.

Коррекционно-развивающие цели.

Развивать глазомер, пространственную ориентацию.

Развивать интонационную выразительность, речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук.

Коррекционно-воспитательные цели.

Воспитывать любовь к неживой природе и к прекрасному.

Оборудование: бумага разной фактуры, простой карандаш, ножницы.

Ход занятия

    1. Организационный момент
    2. Педагог предлагает сесть тому, кто сможет изобразить деда Мороза.

      Дед Мороз проспал в постели, Встал, сосульками звеня: - Где вы, вьюги и метели? Что не будите меня?

    3. Упражнения для щек, губ и языка
    4. Снеговик радуется снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

      Грустный снеговик весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

      Сосулька. Высунуть “острый” язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до 5).

      Санки- ледянки. Сделать язык “чашечкой”.

      Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка “горочкой”.

      Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

    5. Развитие речевого дыхания и голоса
    6. Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: “З-з-з-з-з” (с усилением звука). Застоном лес от вьюги: “М-м-м-м” (Тихо, высоким голосом). Тяжело стонут дубы: “М-м-м-м” (Громко, низким голосом). Стонут березы: “М-м-м-м” (Тихо, высоким голосом). Шумят ели: “Ш-ш-ш-ш”. Стихает вьюга: “С-с-с-с”.

    7. Пальчиковая гимнастика
    8. “Мы во двор пошли гулять”

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Мы во двор пошли гулять.

    Бабу снежную лепили,

    Птичек крошками кормили,

    С горки мы потом катались,

    А еще в снегу валялись.

    Все в снегу домой пришли.

    Съели суп и спать легли.

    (Загибают пальчики по одному)

    (“Идут” по столу указательным и средним пальчиками)

    (Лепят комочек двумя ладонями)

    (“Крошат хлебушек” всеми пальчиками)

    (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

    (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

    (Отряхивают ладошки)

    (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку)

  1. Педагог спрашивает, как можно украсить группу к Новогоднему празднику?

Дети предлагают украсить группу снежинками.

Показывает несколько образцов снежинок на бумаге разной фактуры. Дети выбирают.

Дети вырезают и украшают группу, любуясь своими работами.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Дыхательная гимнастика по лексическим темам

Спорт«Теннис»Стоя, ноги на ширине плеч, согнуты в коленях. Отбивать правой рукой воображаемый мяч (вдох), на выдохе отрывисто произносить «Та – та – та!»

«Настольный теннис»Стоя, ноги на ширине плеч, левая рука на поясе. Отбивать правой рукой воображаемый мяч (вдох), на выдохе отрывисто произносить «Пта – пта – пта!»

«Бадминтон»Имитировать движения руки с ракеткой (вдох), на выдохе произносить «За – за – за! За – за – за!»

«Футбол» Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».

«Конькобежец»Стоя, ноги вместе, руки «в замке» за спиной, туловище слегка отклонено вперёд. Подражая движениям конькобежца, сгибать то правую, то левую ногу, при этом всем телом разворачиваться в сторону согнутой ноги (вдох), на выдохе произносить «Крр – крр!»

«Лыжник»Стоя, ноги слегка расставлены, колени согнуты. Имитировать ходьбу на лыжах (вдох), на выдохе произносить «М – м – м!»

«Пловцы»Стоя, руки перед грудью, ладони повёрнуты вперёд. Вдох – вытягивать вперёд, в стороны, вниз. На выдохе произносить «Э! Э! Э!»

«Баскетбол»сидя на полу по – турецки, кисть ведущей руки у плеча, другая на поясе. Вдох – руку вытянуть вперёд и вверх, на выдохе произносить «Ба – ба – ба!»

«Бокс»Стоя, руки согнуты в локтях, ладони сжаты в кулак. Вдох – руки поочерёдно выбрасывать вперёд, на выдохе произносить «Да – да – да!»

«Футбол»Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребёнок, дуя на шарик, должен загнать его в ворота.

«Вратарь»Ноги на ширине плеч, слегка согнуты, руки перед собой. Прыжок влево (вправо) вверх, руками «ловить мяч» - вдох; на выдохе произносить «Гол!» Повторить 3 – 4 раза.

«Свисток судьи»Поднести «свисток» ко рту – вдох. На выдохе произносить «С – с – с!»

ФутболСказала тётя:Фи, футбол!Сказала мама:Фу, футбол!Сестра сказала:Ну, футбол!А я ответил:Во, футбол!

«Осень»

«Ветер – ветерок – буря»«На улице подул ветер. Сначала слабый, потом всё сильнее и сильнее, и вскоре началась буря». Ребёнок спокойно вдыхает, затем плавно начинает выдыхать, имитируя ветер: сначала выдох лёгкий, почти неслышный, затем струя выдыхаемого воздуха становится сильнее и сильнее. Можно при выдохе произносить звук [у]. Щёки не надувать.

«Листочки»Для игры нужны вырезанные из бумаги листья деревьев. Ребёнок держит листок в правой руке, подносит ко рту, делает вдох, затем спокойно дует на листок. Листок шевелится в руке. Следить, чтобы щёки не надувались.Можно сдувать листочки со стола, пока они все не окажутся на полу.

«Вдыхаем аромат леса»Вдох носом, пауза, под счёт «раз, два, три» выдох ртом.

«Ветерок кружит листочки». Чей листок улетит дальше? Катать по столу катушку или пузырек.

«Ветерок качает листок». Губы в улыбке, зубы разомкнуты. Дутье на высунутый язык, лежащий на нижней губе.

«Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые». Дутье на листочки. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2), продолжительный выдох ртом.

«Дождик»Попеременно выставлять прямые руки вперёд – «ловить капли» - вдох; на выдохе произносить «Кап – кап – кап!»; попеременно выставлять прямые руки вперёд – «ловить капли» - вдох; на выдохе произносить «Так – так – так!» Повторить 3 – 4 раза

«Идём по лужам»Ходьба на месте – вдох; на выдохе произносить «Хлюп – хлюп – хлюп!»Ходьба на месте – вдох; на выдохе произносить «Шлёп – шлёп – шлёп!»Повторить 3 – 4 раза

«Вода в лужах»На вдохе плавно покачивать руками внизу вправо – влево; на выдохе произносить «Буль – буль – буль!» Повторить 3 – 4 раза

«Погреем пальчики»Дети вдыхают, делают паузу, затем при выдохе «греют пальцы», дуют на них, длительно произнося [ш] [ф] [х].

weburok.com

Развитие речевого дыхания и голоса



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Разговоры овощей. Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, пы-по!» Огурец: «Пы-бы, по-бо». Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту».

Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.

Речевая зарядка

«Ох! Ох! Ох!» — ворчит Горох. Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах». Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!»

Огорченные овощи. Морковь: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не выдергивает!» Картофель: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не копает!»

 

О. Психогимнастика. Пластические этюды

Изобразить капусту на грядке; кабачок, подставивший солнышку бочок; соленые огурцы в банке.

Сажаем огород. Выполнять действия в соответствии с содержанием текста.

Мы лопатки взяли, Семена рядами

Грядки раскопали. Дружно мы сажали.

Грабли в руки взяли, А потом водою

Грядки разровняли. Теплой поливали.

Уборка урожая. Показать: вы срезаете капусту, копаете картофель, выдергиваете морковь и свеклу, лущите фасоль и горох.

Образно-пластическое творчество детей

Угадайте, что я делаю. Педагог показывает действия, например: мытье и чистку овощей, шинкование капусты и др. Затем действия придумывают и показывают дети.

Тема «Фрукты»

Развитие мелкой моторики

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворений. С веток ягоды снимаю И в лукошко собираю. Ягод — полное лукошко! Я попробую немножко. Я поем еще чуть-чуть — Легче будет к дому путь. Я поем еще малинки. Сколько ягодок в корзинке? Раз, два, три, четыре, пять... Снова буду собирать. И. Лопухина

 

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний пальчик — самый меткий:

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

Поочередно загибать пальчики сначала правой, а затем левой руки.

Апельсин

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька — для ежат,

Эта долька — для ужат,

Эта долька — для утят,

Эта долька — для котят,

Эта долька — для бобра,

А для волка — кожура.

Он сердит на нас — беда.

Разбегайтесь кто куда!

 

Мимические упражнения

Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, запаха розы, аромата яблока.

Сладкое яблоко. Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву.

Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко.

Яблоко свалилось нам на голову.

Упражнения для мышц шеи. Развитие дыхания

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Игровое упражнение «Жуем твердую грушу».

Упражнения для губ и щек

Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.

Спрячет сливу за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.

Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.

Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

Упражнения для языка

Язычок пролезает через щель в заборе в сад. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.

Колья забора острые — вот такие. Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.

Язык «лопаткой» положи

И спокойно подержи.

Язык «колышком» потом

Потянем тонким острием.

Язычок-листок прикрыл яблочка бочок. Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу. Качели. В саду мы увидели качели.

На качелях я качаюсь

Вверх — вниз, вверх — вниз.

Поднимаюсь, опускаюсь

Вверх — вниз, вверх — вниз.

Поднимать язык вверх и опускать вниз, высунув его изо рта.

Чашечка. Сделать из языка «чашечку». «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину — яблочный, в Димину — сливовый. Какой сок налить тебе, Саша?»

megapredmet.ru

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ гимнастика | РЕЧЕВАЯ гимнастика | КАК ПРАВИЛЬНО ДЫШАТЬ | Упражнения для ДЫХАНИЯ | РЕЧЕВОЕ дыхание

ПОПУЛЯРНЫЕ СТРАНИЦЫ

Добро пожаловать! Логопедический сайт «Болтунишка» - сайт для логопедов и заботливых родителей!

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков. Непосредственно постановкой звуков должен заниматься только логопед!

Большая опасность заключается в том, что многие родители считают, что могут развить у ребенка правильное произношение путем повторения различных скороговорок.Но необходимо помнить о том, что сначала ребенок должен научиться произносить изолированные звуки, и лишь потом закреплять их в словах.

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.

  • футболСкатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
  • ветряная мельницаРебенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
  • снегопадСделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
  • листопадВырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
  • бабочкаВырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
  • корабликДуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
  • одуванчикПредложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
  • шторм в стаканеПредложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

Техника выполнения упражнений:

  • воздух набирать через нос
  • плечи не поднимать
  • выдох должен быть длительным и плавным
  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
  • нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

Данный комплекс артикуляционных упражнений прислала нам Арсеневская Ольга Николаевна, музыкальный руководитель МДОУ № 21 города Новотроицка.

>>> Скачать комплекс артикуляционных упражнений УТРО С КОТИКОМ МУЗИКОМ (документ Word).

Если вы хотите подробно узнать о речевой гимнастике, рекомендуем вам обратиться к соответствующей литературе. >>> смотреть раздел книжки

Этот комплекс профилактических упражнений для верхних дыхательных путей нам также прислала Арсеневская Ольга Николаевна.

Весёлое лесное путешествие

Паровоз привез нас в лес.Чух-чух-чух! Чух-чух-чух! (ходьба с согнутыми в локтях руками)

Там полным-полно чудес. (удивленно произносить «м-м-м» на выдохе,одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)

Вот идет сердитый еж:П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф! (низко наклониться, обхватив руками грудь - свернувшийся в клубок ежик)

Где же носик? Не поймешь.Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Вот веселая пчела детям меда принесла.З-з-з! З-з-з!Села нам на локоток,З-з-з! З-з-з!Полетела на носок.З-з-з! З-з-з! (звук и взгляд направлять по тексту)

Пчёлку ослик испугал:Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!На весь лес он закричал:Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а! (укрепление связок гортани, профилактика храпа)

Гуси по небу летят,Гуси ослику гудят:Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! (медленная ходьба, руки-крыльяподнимать на вдохе, опускать со звуком)

Устали? Нужно отдыхать,Сесть и сладко позевать. (дети садятся на ковер и несколько раз зевают,стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарати деятельность головного мозга)

>>> Скачать КОМПЛЕКС ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ.

ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАШИ КОНТАКТЫ

ВСЯКОЕ-РАЗНОЕ

НАШИ ПАРТНЕРЫ

НАШИ ДРУЗЬЯ

ПОМОЩЬ САЙТУ

www.boltun-spb.ru

Увлекательная беседКа: Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Развиваем речевое дыхание

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Речевое дыхание

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.  Упражнения для развития правильного речевого дыхания.  читать далее...

besedka174.blogspot.com