Сценка: «Весёлый огород». Беседа с детьми про фрукты


материалы для игр, бесед и занятий с детьми дошкольного возраста

Фрукты: материалы для игр, бесед и занятий с детьми дошкольного возраста В этой статье Вы найдете: Беседу о фруктах. 10 речевых игр по теме «Фрукты». Пальчиковую гимнастику. Три идеи для физкультминуток . Подготовка к беседе. Перед детьми разные фрукты. Они называют их, определяют форму, цвета. Определяют на ощупь с закрытыми глазами. Под руками должны быть цветные картинки; искусственные фрукты Беседа. На чем растут фрукты? Как называется дерево, на котором растет определенный фрукт? Могут ли на яблоне расти сливы? А когда поспевают фрукты? Фрукты растут на фруктовых деревьях. Например, яблоки растут на яблоневых деревьях, груши — на грушевых. На сливовых деревьях растут сливы. Мандарины, апельсины, персики и абрикосы — это тоже фрукты. Они тоже растут на деревьях, но только там, где тепло. Фрукты. Задания для детей в картинках. Посмотрим, что внутри яблока, разрежем – одно вдоль, другое поперек. В чем сидят семечки и сколько их? А зачем семена нужны яблоне? А зачем нужна мякоть? Она охраняет семена. Какого цвета семена спелые? А неспелые? Какие семена у вишни? У сливы? Кто ест спелые плоды? Одни ли люди едят и любят их? Едят ли люди семена? Они выплевывают их. А птицы что едят? Семена попадают на землю, и что их них вырастает? Что попадается иногда в яблоках, в грушах, в сливах? Червячок. Как попал червячок в яблоню? Остается ли червячок в яблоке? Он прогрызает его и выходит (найти яблоко с ходом червяка). Из червяка делается куколка, а из куколки бабочка. Что мы делаем из фруктов? Из чего варим варенье? Видал ли кто сушеные фрукты? Показать и попробовать. Что еще делают из фруктов? Компот. Физкультминутка Будем мы варить компот Фруктов нужно много. Вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. (Н. Нищева) Какие плоды у дуба, у елки? Кто их собирает и ест? Это фрукты? Детские работы по теме «Фрукты». Лепка плодов, рисование их. Вырезание и наклеивание (аппликация). Вырезание картинок с фруктами из каталогов, журналов. Иллюстрация «Сбор яблок». Фруктовая лавка (изготовление вместе с детьми макета для детских игр) Практические материалы для занятий, бесед и игр с детьми по теме «Фрукты» Речевые игры с детьми дошкольного возраста по теме «Фрукты» Игра 1. Лесенка в саду. Подбери слово. Вместе с ребенком придумайте как можно слов о том, какие бывают фрукты. Например, будем сегодня играть со словом «яблоко» — «Какое может быть яблоко?», а в следующий раз со словом «груша» — «Какая бывает груша?». Подбирать слова можно по дороге, на прогулке, в автобусе или в машине. Но лучше всего – играя! Подсказка для взрослых Слова для игры: ароматный, большой, вкусный, безвкусный, кислый, сладкий, румяный, нежный, душистый, сочный, наливной, красный, желтый, золотистый, полосатый, зрелый незрелый, спелый, круглый, овальный, удлиненный, мягкий, твердый, гнилой, червивый, сушеный, крупный, мелкий, вареный, летний, ранний, скороспелый, южный. Игра 2. Я знаю. Первый игрок начинает: Я знаю много фруктов: яблоко. Второй игрок продолжает: я знаю много фруктов: яблоко и груша. Третий строит цепочку дальше: «Я знаю много фруктов: яблоко, груша и слива». Задача – продолжить цепочку и ничего не перепутать. Взрослый в игре может сделать преднамеренную ошибку, например, назвав вместо фрукта овощ. Заметят ли дети эту ошибку? Игра 3. Соберем фрукты в корзину. Каждый игрок называет один фрукт. Если он назвал правильно, то он кладет в корзинку кубик. Одно слово – это один кубик. Задача – наполнить корзинку словами – кубиками, вспомнив и назвав как можно большее число фруктов. Играть можно на время – нужно успеть заполнить корзинку за 2 минуты. Это достаточно большой промежуток времени, достаточный для выполнения задания. Что могут назвать дети: яблоко, груша, айва, алыча, ирга, абрикос, персик, слива, лимон, апельсин, грейпфрут, мандарин, гранат, ананас, хурма, банан, манго, авокадо, киви и другие фрукты. Игра 4. Классификация. Фрукты и овощи. Детям выдаются картинки с фруктами и овощами вперемешку. Нужно разложить в одну корзину фрукты, а в другую овощи. Игра 5. Что делают из фруктов? Веселые поварята. В начале игры вспоминаем все блюда, которые делают из фруктов. Вспомните самые любимые блюда Ваших детей и Вашей семьи. Подсказка для взрослых: из фруктов делают сок, компот, кисель, морс, джем, желе, варенье, повидло, мармелад, цукаты, изюм, курагу и другие сушеные фрукты, рахат-лукум. А дальше начинаем играть с детьми – «варить» любимое блюдо. Например, варим мармелад. И в это время говорим о мармеладе, учась образовывать прилагательные от существительных. Давайте сделаем мармелад из разных фруктов, и у нас получится (начинаем фразу, а дети подсказывают ответ). Мармелад из яблок – как мы его назовем? Яблочный. Мармелад из слив – какой? СлИвовый. (Частая ошибка – «сливочный»! Обратите внимание ребенка, что сливочный – это сделанный из сливок. А сделанный из слив – слИвовый). А из груш – ? Внимание! Здесь частые ошибки, правильный вариант — грУшевый. А из персиков – какой? Персиковый! Из абрикосов — ? Абрикосовый. Из апельсина — ? Апельсиновый. Из мандарина — ? Мандариновый. Игра 6. Назови ласково. Яблоко – ? Яблочко. Слива — ? — Сливка Абрикос — ? — Абрикосик. Груша — ? — Грушка. Апельсин — ? — Апельсинчик. Мандарин — ? — Мандаринчик. Лимон — ? Лимончик. Игра 7. Волшебники. Дайте ребенку в руки волшебную палочку и пусть он превратится в волшебника. В роли палочки может выступать обыкновенный карандаш, обернутый фольгой. Для красоты можно прикрепить к карандашу кисточку, колокольчик или другой атрибут волшебства. Задача наших маленьких волшебников – вырастить много фруктов. Злой волшебник заколдовал сад, и в нем выросло только одно яблоко. Но наш маленький волшебник взмахивает волшебной палочкой, и получилось много чего? Яблок! Была одна слива, взмах палочки, и получилось много? Слив. Вместо одного апельсина выросло много? Апельсинов. Был один ананас, а стало много чего? Ананасов. Была одна груша. А стало много? Груш. Висел на ветке один банан, а стало много? Бананов. В этой грамматической игре малыш знакомится с родительным падежом множественного числа имен существительных. Игра 8. Чего не стало. Выложите перед ребенком 6 картинок. На каждой картинке изображены фрукты: бананы, яблоки, груши, сливы, ананасы (можно взять другой перечень картинок). Пусть малыш закроет глаза, а Вы в это время уберёте одну из картинок. Чего не стало? Игра 9. Четвертый лишний. Лимон, мандарин, апельсин, огурец. Ананас, подберезовик, яблоко, груша. Груша, слива, фрукт, киви. Слива, груша, компот, яблоко. Обязательно спрашивайте детей, почему они выбрали именно это слово как лишнее. У детей своя логика, и она тоже имеет право на жизнь! Кроме того, умение объяснять и доказывать свою точку зрения, выстраивать аргументы очень важно в жизни и начинает развиваться у ребенка именно в дошкольном возрасте! Используйте эти возможности развития малышей! Игра 10. Угадай, у кого? В этой занимательной и веселой игре очень легко научиться правильно употреблять существительные в родительном падеже множественного числа. Это происходит так естественно! Детям нравится играть, они играют в игру много раз, и каждый раз развивают и закрепляют речевые умения без всяких назиданий, скучных упражнений или длинных объяснений — естественно и играючи! Для игры Вам понадобятся картинки, на каждой из которых изображено несколько фруктов. Вам нужны два одинаковых набора. Один из детей — ведущий. Ему выдается один набор картинок. Все участники игры берут по картинке из другого набора. Задача ведущего — отгадать, что у кого. Ведется такой диалог: - У тебя лимоны? Нет, у меня нет лимонов! У тебя апельсины? Нет, у меня нет апельсинов! У тебя яблоки? Нет, у меня нет яблок! У тебя груши? Нет. У меня нет груш! У тебя мандарины? Да, у меня мандарины. Заранее обговаривается, сколько вопросов может задать ведущий одному игроку. Обычно это 4-5 вопросов. Если он смог угадать, то дети меняются ролями в игре. Ведущий становится игроком, а ребенок, картинку которого отгадали идет отгадывать дальше. Если ведущий не отгадал с 4 вопросов, то он продолжает отгадывать. Можно играть в эту игру и в паре с малышом. Тогда взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает. Потом поменяйтесь ролями. Пальчиковая гимнастика по теме «Фрукты». 1. Апельсин. Загибаем пальчики поочередно. Мы делили апельсин. Много нас, а он один! Эта долька – для ежат, Эта долька – для ужат, Эта долька — для утят, Эта долька — для котят. Эта долька – для бобра, А для волка – кожура! 2. Фрукты. Разгибаем пальчики поочередно. Этот пальчик – апельсин, Он, конечно, не один. Этот пальчик – слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик – абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик – ананас, Фрукт для вас и для нас. Веселые физкультминутки: 1. Уборка урожая. Показать действия: несем лестницу, ставим лестницу, срываем груши, кладем в ящики, грузим в машину. 2. Как садовник яблоню выращивал. Показать действия: садовник копает яму, сажает яблону, белит ствол яблони, поливает, удобряет, делает обрезку, собирает плоды. 3. Яблоко. Вот так яблоко! Оно соку сладкого полно! ( встать, руки в стороны, потянуться) Руки протяните, яблоко сорвите! (руки вверх, потянуться вверх) Стал ветер веточку качать, трудно яблоко сорвать! ( руки вверх, наклоны в стороны) Подпрыгну, руку протяну и быстро яблоко сорву! (прыжки вверх, хлопок над головой)

ok.ru

План - конспект на тему "Фрукты". Младший дошкольный возраст.

Данные об авторе

Автор(ы): 

Гончаренко Ольга Николаевна

Место работы, должность: 

МБДОУ № 8, воспитатель, учитель - логопед (ГМР)

Регион: 

Ленинградская область Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

дошкольное образование

Уровень образования: 

специальное (коррекционное) образование

Целевая аудитория: 

Административный работник

Целевая аудитория: 

Воспитатель

Целевая аудитория: 

Методист

Целевая аудитория: 

Родитель

Целевая аудитория: 

Учащийся (студент)

Предмет(ы): 

Логопедия

Предмет(ы): 

Педагогика

Цель урока: 

1. Формировать положительное отношение к занятиям,..

2. Познакомить детей с гласным звуком [ы], закрепить понятие гласные звуки.

3. Обогащать словарь детей по теме "фрукты", развивать связную речь.

4. Развивать грамматически правильную речь детей, обучать использовать в речи простые предлоги.

5. Развивать речь,  память  и творческое воображение, внимание.

Тип урока: 

Урок закрепления знаний

Используемые учебники и учебные пособия: 

книга "По дороге к Азбуке" (ч. 1)

Используемая методическая литература: 

Т.Р. Кислова "По дороге к Азбуке". Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и ролителей к частям 1 и 2.

Используемое оборудование: 

Ежик и Лисенок, макеты деревьев с одним фруктом, фрукты для украшения (для каждого ребенка).

Используемые ЦОР: 

Презентация "Отгадай загадку про фрукты".

Краткое описание: 

Данный конспект занятия помогает раскрыть для детей понятие "фрукты". В ходое занятия дети побывают в саду, узнают, где именно растут фрукты, на каких деревьях. Дети смогут познакомиться с таким видом работы, как составление рассказа по серии сюжетных картинок. Занятие насыщено игровыми приемами. Так же в ходе занятия встречается использование презентации, т.е. в занятии используются современные инновационные технологии.

I. Организационный момент.

1.1. Приветствие: здороваемся с Ежиком и Лисенком.

1.2. Разминка "Вместе с нами, " (муз. Железнова).

1.3. Закрепление пройденного материала: Вспомните, с какими овощами мы познакомились на прошлом занятии? Какие овощи похожи на круг? На треугольник? Что можно приготовить из овощей?

II. Основная часть.

1. "Путешествие в сад".

- Грузовик затормозилю "Вот мы и приехали", - сказал водитель грузовика и, пожелав им счастливого пути, отправился дальше. Ежик и Лисенок увидели перед собой много - много деревьев, на котоых росли яблоки, груши, сливы.

Вдруг к ним подлетел воробей и стал сердито чирикать: "Чик - чирик, убирайтесь из нашего сада, вредители и поедатели фруктов! А не тоя позову других воробьев и мы вас прогоним. Чик - чирик!" "Но мы вовсе не вредители, - возразил ему Ежик. - И не собираемся портить ваши фрукты". "Мы всего лишь полюбуемся и пойдем своей дорогой", - добваил Лисенок.

"Если вы не вредители, то кто же вы такие, чик - чирик?" - уже не так ердито спросил воробей. "Мы игрушки, - , ответили Ежик и Лисенок. Воробей сразу же успокоился и извинился перед игрушками, что принял их за вредителей. А чтобы игрушки на него не обижались, предложил им прогуляться по саду, где растут фрукты.

2. Беседа по теме и наглядное отображение фруктовых деревьев.

- Какие вы знаете фрукты? Все ли фрукты встречаются в саду, в который пришли Ежик и Лисенок?

- Как называется дерево, на котором растут яблоки? Груши? Сливы? Апельсины? Лимоны?

- Какие фрукты к нам привозят из жарких стран? (апельсины, лимоны, бананы, виноград, мандарины, ананасы).

- Из каких частей состоит фруктовое дерево? Кто наносит вред фруктовым деревьям?

- Украсьте каждое дерево своими фрктами... яблоню украсим чем? (яблоками), грушевое дерево? (грушами), сливу? (сливами), апельсиновое дерево? (апельсинами), лимонное дерево? (лимонами).

3. Работа в книге (стр. 18 - 19).

- По дороге через фруктовый сад воробей рассказал Ежику и Лисенку о том, что у них недавно произошло. Рассмотрите картинки и расскажите сами, что случилось (дети составляют рассказ по серии сюжетных картинок).

- Кроме птиц, за фруктовым садом следят люди. Что они делают? Как ухаживают за деревьями?

4. Презентация "Отгадай загадку про фрукты".

- А теперь давайте поиграем. Я буду вам говорить загадку, если вы ее правильно отгадаете, то появится картинка.

5. Физкультминутка "Яблоко".

Вот так яблоко? (дети показывют руками огромное яблоко)

Оно соку сладкого полно (имитируют движение, как будто пьют сок)

Руку протяните (тянемся рукой вверх),

Яблоко сорвите (срываем яблоко, подпрыгивая).

Стал ветер веточку качать (дети поднимают руки вверх и раскачивают ими),

И трудно яблоко достать (дети пожимают плечами).

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву.

Вот так яблоко!

Оно соку сладкого полно!

6. Игра "Угости соком".

- Много фруктов в саду. Все фрукты спелые, сочные, из них можно выжимать сок.

сок из апельсинов -

сок из персиков -

сок из груши -

сок из сливы -

сок из яблок -

сок из винограда -

сок из лимона -

7. Знакомство со звуком [ы].

- В конце слова "ФРУКТЫ" слышится звук [ы]. Он гласный, поется.

банан - бананы            слива - сливы                

апельсин -                     груша -           

лимон -                           ананас - 

III.  Итог занятия.

IV. Домашнее задание: раскрасить фрукты.

 

 

 

Прикрепленный файлSize
Отгадай загадку. Фрукты..pptx684.66 KB

www.openclass.ru

Классный час "Овощи и фрукты полезные продукты"

Овощи и фрукты, полезные продукты

Цель: Систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах, их разнообразии; познакомить детей с витаминами, раскрыть их значение для здоровья человека; закрепить знание гигиенического правила о мытье овощей и фруктов перед едой.

Планируемые достижения учащихся: научиться приводить примеры овощей и фруктов, усвоить, что овощей и фруктов надо есть как можно больше, потому что в них много витаминов.

Оборудование: кроссворд, иллюстрации овощей, фруктов, загадки.

Ход урока:

  • Представьте-ка, что мы долго гуляли по лесу и очень проголодались. Поэтому давайте поговорим о еде. Что вы любите есть?

Дети рассказывают о своей любимой еде.

Я очень рада, что многие из вас любят овощи и фрукты. Их нужно есть как можно больше.

А почему нужно есть много овощей и фруктов вы сегодня узнаете, отправимся в путешествие.

Звучит песня «АНТОШКА». Ребята Антошка приглашает нас с вами в свой огород. Давайте посмотрим что он вырастил.

Антошка:

Над лугами рассвело,

Спрятались и туманы.

Ну а солнце тут как тут:

Припекает грядки,

Смотрит, как плоды растут,

Всё ли здесь в порядке….

Ведущий: Вот шагает к нам бутуз –

Спелый

Сахарный арбуз,

Гордый,

Руки в боки,

Круглый,

Толстощёкий.

Арбуз: Я, друзья, недаром гордый:

Сверху я зелёный, твёрдый,

Но зато внутри –

Веселей зари.

Не разбейте ненароком –

Брызну красным сладким соком.

Дети: Не хвались, Арбуз,

Не гордись, Арбуз!

Может, ты ещё

Нехорош на вкус.

Скоро мы тебя

Вновь проведаем,

И отведаем!…

Ведущий: Поглядите –

Вот качан,

Вот качан капусты:

Сто одёжек и тюрбан,

И внутри не пусто!

Капуста: Я, друзья, кочан капустный

Необыкновенно вкусный.

Я с макушки побелел,

Я уже вполне поспел.

Хоть варите,

Хоть солите,

Поступайте, как хотите

Я хрустящ и свеж –

Режь ножом и ешь!

Дети: Молодой Кочан,

Дорогой Кочан,

Не тужи – тебя

Мы положим в чан,

И засолим в прок,

И наварим щей,

Подадим на стол,

Угостим друзей.

Ведущий: Гляньте-ка на двух подруг,

На красные обновки…

Шире круг!

Шире круг!

Танцуют две морковки!

Морковки: Мы нарядны и стройны

И, конечно, всем нужны…

Всем мы дороги и любы.

Поострее были б зубы.

Нет, не всяким едокам

Мы, морковки, по зубам…

Дети: Вы, Морковочки, вкусны,

Вы, Морковочки, сочны,

Вас, Морковки дорогие,

Есть мы будем до весны.

Во дворе и за столом

Сладим с вами, разгрызём!

Ведущий: Слышите?

Смеётся лук

И говорит:

«Потеха!»

Отчего ты,

Милый друг,

Давишься от смеха?

Лук: Не морковь я,

Нет, я - злюка!

Стоит вам отведать лука –

Слёзы потекут рекой,

Я на грядке самый злой!

Дети: Не сердись, Лучок,

Не ершись, Лучок,

Все мы любим лук,

Полезай в горшок.

Будет суп вкусней

И салат – острей.

Ты по вкусу нам –

Полезай скорей!

Ведущий: Это что за молодец

И кто его подружка?

Это толстый огурец

И тонкая петрушка.

Огурец: Я превосходный огурец –

Зелёный,

Крупный,

Сладкий.

Мне надоело, наконец,

Лежать на чёрной грядке!

А что вы скажите о ней?

Не правда ли, дурнушка?

А хвост?

Мышиного длинней!

Ни дать, ни взять –

Петрушка!

Дети: Не сердись, Огурец,

Не бранись, Огурец!

Мы в лукошко

Положим тебя,

Молодец, ну чего ты в подружке

Дурного нашёл?

Не пора ли тебе и Петрушке

На стол?

Ведущий: Вот, кряхтя от груза,

Идёт к нам кукуруза.

Что желаешь, труженица?

Кукуруза: Дождь мне нужен проливной –

Истомил нещадный зной…

Ведущий: Дети, дадим овощам напиться. (С детьми проводиться хоровод «На улице дождь», музыка В. Добровольского).

На улице дождь, дождь на широкой сильный.

Ой, люшеньки, люли – на широкой сильный.

Не ситечком сеет – ведром поливает.

Ой, люшеньки, люли – ведром поливает.

Ведром поливает, землю прибивает,

Ой, люшеньки, люли – землю прибивает.

Ведущий: Хватит Дождичка, пожалуй,

Наши овощи пили довольно!

Чтобы туча убежала,

Позовём ветер вольный.

Дети: Ветер, ветер, ну-ка мчись,

К нам на помощь торопись!

Ведущий: Солнце выглянуло снова, землю греть оно готово. Подросли на грядке овощи в порядке.

Морковь: Когда нет долго дождя, овощи нужно поливать, чтобы росла и разрасталась, сладким соком наливалась зелень нежная у нас.

Ведущий: Ребята! На чём же растут наши овощи?

(Проводится беседа о том, что овощи растут на грядках, а грядки сделаны из почвы).

Огурец: Большая часть растений растёт на почве. Из неё мы берём воду и растворённые в ней питательные вещества, которые необходимы для жизни. А листья растений нам добывают пищу (бульоны, кисели и каши).

Репа: В некоторых почвах находиться очень мало этих веществ, они называются минеральными солями. Растение радо бы убежать отсюда, да не может, так как прикреплено оно корнём к почве. Овощи растут медленно, а порой совсем погибают. Не на каждой грядке могут вырасти вот такие овощи – сочные, большие, блестящие.

Ведущий: Овощи! Так какую вы любите почву?

Овощи: Тёмную, рыхлую, мягкую и влажную.

Ведущий: Что ещё вам нужно для роста?

Лук: Воздух, мы им дышим, так же, как вы.

Ведущий: Солнце, Вода, Воздух, Почва вырастили нам овощи. А вы, ребята, как им помогали?

(Проводится игра «Огород». Дети выполняют соответствующие движения).

Антошка:

За мной, за мной, ребята,

Вот вам грабли и лопата,

В огород сейчас пойдём,

В руки лейки мы возьмём.

Землю чёрную разроем,

Грядки быстренько устроим,

Посадим овощи быстрей,

Рук своих ты не жалей.

Летним вечером горячим

Босоногие поскачем

Поливать наш огород,

Разрыхлят наш огород.

Морковь:

Чтоб росла и разрасталась,

Сладким соком наливалась

Зелень нежная у вас,

Зелень нежная у вас!

Ведущий:

Как у наших у ворот

Мы вскопали огород.

На зелёной грядке

Выросли загадки.

(Ведущий с грядки достаёт загадки)

Невысокая, краснощёкая,

Жила на поле, спала в подполье,

А в дом попала – кормить нас стала.

(СВЕКЛА)

На белое тело кумач надела,

Хоть и ярко наряжена –

В землянку посажена.

(РЕДИС)

В длинной светлице

Сели в ряд сестрицы.

(ГОРОХ)

Ягода красная,

Ягода вкусная,

Режь да соли!

Ешь да хвали!

(ПОМИДОР)

Ведущий: Ребята! С какой грядки мы сорвали эти растения? Что там растёт?

Дети: Овощи!

Огурец: Свекла, редис, горох, помидор – тоже овощи. К овощам относятся и брюква, кабачок, петрушка, редька, укроп. Все эти овощи занимают ведущее место в пище человека, так как они очень полезны. В них содержится большое количество питательных веществ: сахара, крахмала, белков и витаминов.

ПОСЛОВИЦА: Не вырастишь овощей – не сваришь щей.

Ведущий: Так ребята, а ведь полезны не только овощи для человека нужны и ………..отгадайте сами (ЗАГАДКИ).

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:

На припёке у пеньков

Много тонких стебельков

Каждый тонкий стебелёк

Держит алый огонёк.

Разгибаем стебельки –

Собираем огоньки.

(земляника)

Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь, – слюнки потекут,

А раскусишь – кисло!

( клюква)

Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком?

(брусника)

Чёрных ягод пышный куст –

Хороши они на вкус!

(чёрная смородина)

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви её поди-ка:

Куст в колючках, будто ёж,

Вот и назван ……

(ежевика)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(малина)

Какие ягоды вы ещё знаете?

Ведущий: Друзья, можно сказать, что ягоды – маленькие клады витаминов. А ещё в них есть много – много других полезных веществ. Ягоды появляются в течение всего лета. Очень важно есть разные ягоды, ведь в каждой есть что-то своё, особенное.

Сообщения о фруктах

Апельсин: Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики –

Из далёкой Африки.

Банан:

  • заимствование из французского, а туда слово пришло из арабского языка, где banan – «палец». Можно предположить, что растение получило название по сходству плодов с пальцами рук. А вкус… пальчики оближешь!!!

Виноград: Ягоды зелёные,

А всеми хвалёные;

Растут с костями,

Висят кистями.

Сушёный (вяленый) виноград известен у нас как изюм.

К слову сказать, древние римляне вначале не обрезали виноградные кусты и лозы поднимались высоко, обвивая деревья.

А легенда гласит, что человека обрезать виноград научил … осёл, как-то раз объевший куст. К удивлению хозяина, именно на общипанной части куста выросло больше всего ягод…

Груша: В садочке есть плод,

Он сладок, как мёд,

Румян, как калач,

Но не круглый, как мяч, -

Он под самой ножкой

Вытянут немножко.

Яблоко: Круглое, румяное,

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

Яблоко упоминается в древней легенде об Адаме и Еве: по преданию, именно яблоко, запретный плод, сорвала Ева с древа познания в Эдемском саду.

Яблоко – один из древнейших плодов на земле и растёт повсюду.

__________________________________________________________

Теперь мы знаем, что полезными кроме овощей являются ещё и ягоды, и фрукты.

ЗАДАНИЕ: Кто больше всех назовёт – ФРУКТОВ? И чем они полезны?

Знакомство с витаминами

Ведущий: Овощей и фруктов нужно есть как можно больше, потому что в них много ВИТАМИНОВ и других полезных веществ. Без витаминов человек болеет!

«Вита» в переводе с латинского значит «ЖИЗНЬ». Существует более 15 видов витаминов.

А – витамин роста, повышает устойчивость организма к инфекционным заболеваниям, имеет большое значение для органов зрения. Содержится этот витамин в сливочном масле, молоке ,сметане, желтках яиц, моркови, помидорах.

С – самый известный витамин; при недостатке этого витамина, стенки сосудов становятся хрупкими, что ведёт к кровоточивости дёсен. Основные источники аскорбиновой кислоты – свежие фрукты, овощи, ягоды зелень.

Д – повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, способствует правильному отложению солей кальция и фосфора в костях. Достаточно много витамина Д в рыбьем жире, в печени рыб и морских животных.

Витамин А:

Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть

и иметь крепкие зубы, вам нужен я!

(морковь, капуста, помидоры).

Витамин В:

Если вы хотите быть сильными,

иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться

и плакать по пустякам, вам нужен я!

(свекла, капуста, яблоки, редис).

Витамин С:

Если вы хотите реже простужаться,

быть бодрыми, быстрее выздоравливать

при болезни, вам нужен я!

(лимон, чёрная смородина, красная смородина).

Ребята не забывайте перед едой хорошо мыть овощи и фрукты! А почему - подумайте сами.

Беседа: Почему нужно есть много овощей

и фруктов.

Огромную роль в питании играют ВИТАМИНЫ, которые принимают активное участие во всех процессах жизнедеятельности организма. Однако они полезны только в комплексе с другими питательными веществами.

Следует запомнить, что избыток, так же как и недостаток, витаминов очень вреден для организма. Поэтому дети должны получать самую разнообразную пищу, большое количество овощей, фруктов, соков и т.п.

Вода входит в состав всех органов и тканей, составляя основную массу крови, лимфы, пищеварительных соков. Для удовлетворения потребности в воде (50мг на 1 кг массы тела) в рацион питания детей нужно вводить жидкие блюда – чай, молоко, компот, супы, а также овощи, фрукты, ягоды, соки.

Для того чтобы пища хорошо усваивалась, она должна быть разнообразной, питательной, правильно и вкусно приготовлена. Есть нужно всегда в одно и тоже время с учётом интервалов между приёмами пищи не более 3-3,5 ч.

Привычка питаться в определённые часы способствует хорошему аппетиту, нормальному процессу пищеварения, предупреждает возникновение различных расстройств и заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Ну вот наше путешествие подошло к концу, я вместе с Антошкой прощаюсь с вами, но на последок разгадайте кроссворд.

doc4web.ru

беседы с маленькими детьми Л.К. Шлегер.

Овощи: беседы с маленькими детьми . Из опыта работы первых отечественных детских садов. История дошкольной педагогики в России — Л.К. Шлегер. Сказки об овощах для детей.

Ровно век назад в 1913 году в России  вышла книга «Материалы для бесед с маленькими детьми: пособие для детских садов» под редакцией известных педагогов – новаторов того времени Л.К. Шлегер и С. Т. Шацкого. В книгу вошли материалы для бесед с детьми – дошкольниками по темам «Времена года. Овощи. Фрукты», а также рекомендации по изготовлению игрушек вместе с малышами. Книга была составлена сотрудникам общества «Детский труд и отдых», которое было в то время настоящей лабораторией по созданию новых «дошкольных» методик воспитания и обучения малышей — методик, основанных на уважении личности ребенка и на идее его разностороннего развития в детском саду.

Эта книга долгое время была очень популярным пособием по обучению речи детей дошкольного возраста для воспитателей детских садов.

Предлагаю одну из бесед из книги «Материалы для бесед с маленькими детьми». Она не утратила своей актуальности до сих пор. Даже наоборот! В наше время, когда всё больше и больше мы отходим от реального мира в мир виртуальный, и даже малыши познают мир не в жизни, а по картинкам в презентациях и видео, эта беседа напоминает нам простые истины обучения малышей и развития их способностей. Это истины, открытые и обозначенные уже век назад:

  • В беседе максимальную активность должны проявлять дети, а не взрослый. Взрослый лишь дирижер, который детскую активность направляет своими вопросами.
  • Вопросы взрослого в беседе должны не просто констатировать факты (назови форму, цвет, размер и т.д.), а учить ребенка думать, находить взаимосвязи явлений, размышлять, сравнивать, делать самостоятельные выводы и обосновывать свое мнение, показывать ребенку новые стороны уже известных ему предметов.
  • В беседе обязательно должен использоваться наглядный материал – предметы или картинки (или «каталоги» — дореволюционный вариант современных рекламных журналов). Причем очень хорошо, если предметы для беседы (в данном случае овощи) дети сами принесут с огорода.
  • Беседа обобщает те впечатления, которые уже получены ребенком в реальной жизни.
  • Беседа тесно связана с другими видами деятельности детей – рисованием, лепкой, аппликацией, игрой, слушанием произведений художественной литературы.
  • Беседа не должна быть заучиванием фактов, сообщаемых взрослым, а должна быть общим обсуждением и рассуждением детей вместе со взрослым и самостоятельным размышлением и исследованием — открытием ребенка!  (Мое примечание – ох, как редко это встречается сейчас в «развивающих методиках» в изобилии имеющихся в сети и в магазинах. И как часто в 21 веке люди стали уходить совсем в другие  задачи – в заучивание с ребенком кучи фактов или натаскивании его на запрограммированный круг упражнений. В результате получаем вместо ребенка «ходячую энциклопедию», не имеющую своего мнения, не желающую думать, но зато легко управляемую и с претензией на несуществующую «гениальность»).

Наши предки были мудры. Свою методику обучения маленьких детей они строили не на собственных амбициях, а на результатах внимательного наблюдения за природой малыша и его природным развитием. И нам есть чему у них поучиться!

Давайте перенесемся на 100 лет назад и  побываем в детском саду 1913 года на беседе с детьми по теме «Овощи». Конечно, сейчас есть уже другие исследования в дошкольной педагогике и сейчас эту беседу можно было бы провести  совсем по-другому — еще более интересно и результативно, но ведь это были первые шаги дошкольной педагогики! И они были в очень правильном направлении! А идеи,  заложенные в этой беседе по теме «Овощи» актуальны и сейчас!

Текст беседы приведен в авторском варианте Л.К. Шлегер. Мои примечания выделены курсивом.

Дополнительный материал к беседе — загадки об овощах Вы найдете в статье  «Загадки»

«Сходите с детьми на рынок, в овощную лавку, если это возможно, или пусть сами принесут разные овощи: морковь, картофель, репу, огурец, горох, бобы, лук, свеклу, редьку.

Хорошо иметь под руками каталоги садовых растений, картины или открытки.

Беседа

Какие вы знаете овощи? У каких овощей мы едим корешки, а у каких вершки? У каких едим луковицу? У каких едим листья? Рассмотрите кочан капусты, у которого сохранились кочерыжка и корни. Покажите кочан цветной капусты.

У каких овощей мы едим семена? (Горох, бобы). В чем лежат зерна гороха, бобов? (В стручке). Что сделается с стручком, когда зерна поспеют? Какого цвета сырой горох? Какого цвета спелый?

У каких овощей мы едим плоды? (Огурцы, арбуз, дыня, тыква). Какие овощи сладкие? Отчего они сладкие?

В каком виде мы едим овощи? (В сыром и вареном)

(Мое примечание – здесь хорошо было бы выяснить, в каких знакомых ребенку блюдах есть овощи – рагу, борщ, щи, шаньги и т.д.)

Растут ли овощи зимой? Откуда же мы берем их зимой? (Мое примечание – это очень важный вопрос! Вопрос проблемный и требует от ребенка найти самостоятельно вариант решения противоречия. Если ребенок ответит «Зимой мы овощи берем из магазина», то нужно спросить: «А откуда овощи взялись зимой в магазине, ведь они зимой не растут?». Пусть малыш выскажет предположение. После его предположения задайте следующий вопрос). Как их сохраняют? (В сухом прохладном подвале). (Мое примечание  — в современном варианте в овощехранилище).

Что мы делаем с огурцами, капустой? (Мое примечание – наверное, имеется ввиду, что огурцы мы солим, а капусту квасим). Сушеные овощи показать. (Мое примечание –сейчас можно показать сушеную морковь или лук, которые продаются в магазине).

Как называется место, где растут овощи? (Огород). Был ли кто на огороде? Что нужно делать, чтобы овощи хорошо росли?

Пусть дитя узнают каждый на ощупь, по вкусу (Мое примечание – имеется ввиду игра – «угадай на ощупь» с завязанными глазами и аналогичная игра с завязанными глазами «угадай овощ на вкус»).

Детские работы

  • Дети делают овощи,
  • Раскрашивают их;
  • Вырезают из цветной бумаги и наклеивают,
  • Рисуют.
  • Вырезают из каталогов.

Благодаря этому они привыкают отыскивать в книге то, что им в данный момент нужно.

  • Устраивают огороды,
  • Делают инструменты, нужные для огорода: лопаты, лейки, грабли.
  • Делают овощную лавку, торговца с лотком (мое примечание – имеется ввиду материал для детской игры)
  • Луковицу рисуют,
  • Сажают одну в землю, другую в стеклянный стакан, чтобы можно было наблюдать за ростом корешков в воде.

Литература для детей

Дедка и репка (современный вариант названия сказки «Репка»).

 Репка (в обработке К.Д. Ушинского)

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытащить не может.Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытащить не могут.Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.Кликнула Жучка Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.Кликнула Машка мышку. Мышка за Маку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — вытянули репку.

Мужик и медведь (современный вариант названия сказки «Вершки и корешки» — Вам она знакома по одноименному мультфильму

Мультфильм «Вершки и корешки»

Пятеро в одном стручке Г.Х. Андерсена — современное название «Пятеро из одного стручка».

Пятеро из одного стручка

Как дед Мирон репку сеял.

Ясное утро Флерова.

Воспитателю и заинтересованному родителю: вопрос на засыпку.

1.Можно ли сейчас использовать беседы Л.К. Шлегер? Как? Что в беседе об овощах Вы бы оставили бы прежним, а что бы изменили?

2. Отличается ли и чем структура современной беседы с детьми и беседы с детьми Л.К. Шлегер? Чем? Одинакова ли последовательность вопросов в беседе об овощах Шлегер Л.К. и в беседах в соответствии с современными требованиями?

Советую почитать:

Фрукты: материалы для игр, бесед и занятий с детьми

Из чего сделана одежда: как рубашка в поле выросла. Рассказы в картинках, видео и развивающие задания для детей.

Цветы и травы в стихах, картинках, рассказах и заданиях для детей.

Полезные практические материалы для игр и занятий с детьми по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром Вы найдете в рубриках:

Мир вокруг нас

Развитие речи ребенка 3-4 лет

Интересную и полезную информацию по истории дошкольной педагогики Вы также найдете в статьях серии «Детский сад 100 лет назад»:

Дары Фребеля: первые в мире обучающие и развивающие игры для воспитания детей в детском саду.

Воспитание стиля. Е.И. Тихеева.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

rodnaya-tropinka.ru