Артикуляционная гимнастика по лексиЧеским темам. Артикуляционная гимнастика по теме фрукты


ТЕМА ЗАНЯТИЯ ФРУКТЫ | Малышок

5 Март 2018      Ольга      Главная страница » В помощь логопеду      Просмотров:   197 Материалы для логопедических занятий 

для детей старшего дошкольного возраста

Тема занятия ФРУКТЫ

Развитие общей и мелкой моторики

Упражнение «В сад за сливами» (пальчиковая гимнастика).

Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец – самый меткий, он сбивает сливы с ветки.

Безымянный собирает, а мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает. (Поочередно загибать пальцы правой, а затем левой руки.)

Упражнение «Компот» (координация речи с движениями).

Будем мы варить компот Дети маршируют, образуют круг,
Фруктов нужно много. Вот:  
Будем яблоки крошить, «крошат»,
Грушу будем мы рубить. «рубят»,
Отожмем лимонный сок, «отжимают»,
Слив положим в кипяток. «кладут»,
Варим, варим мы компот. приседают,
Угостим честной народ. хлопают в ладоши.

Упражнение для развития мелкой моторики:

Натюрморт «Дары осени» – обрывание по контуру фруктов из цветной бумаги и наклеивание их в альбом.

«Волшебный песок» – рисование овощей и фруктов на песке пальцем.

«Узнай, что это?» – определение овощей и фруктов на ощупь по плоскостным трафаретам из наждачной бумаги.

«Что выросло у нас?» – выкладывание овощей и фруктов пластилиновыми жгутиками по контуру.

Развитие лексико-грамматического строя и связной речи

Загадки (отгадывание и толкование)

Родилась она зеленой

На цветущей белой кроне.

А потом росла, краснела.

Как созрела – посинела. (Слива.)

Колобок висит все лето

Среди зеленых веток.

Ударит гулко оземь,

Когда наступит осень. (Яблоко.)

Висит на веточке красиво

Сочная желтая и синяя … (слива).

Хоть и очень кислый он,

В чай положим мы … (лимон).

Круглое, румяное,

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко.)

Апельсина брат родной:

С золотистой кожурой,

Дольки в тонкой оболочке.

Только меньше фрукт росточком. (Мандарин.)

Для начинки пирога

Подойдет нам курага.

А какой душистый плод

Людям курагу дает? (Абрикос.)

Отгадай мою загадку:

Плод душистый, мягкий, сладкий,

Чуть изогнутый на вид.

Желтой кожурой покрыт.

Лакомство для обезьян,

Мы зовем его… (банан).

Этот плод продолговатый

Витаминами богатый.

Его варят, его сушат –

Называется он …(груша).

Это круглый плод большой

С ярко-красной кожурой.

В южных странах он растет,

Сок рубиновый дает. (Гранат.)

Он с оранжевою кожей,

Что на солнышко похожа,

А под кожурою – дольки.

Посчитаем, сколько?

Дольку каждому дадим,

Все по долечке съедим. (Апельсин.)

 

Упражнение «Кто больше назовет блюд» (расширение лексических запасов по изучаемой теме).

Дети должны назвать блюда, которые можно приготовить из овощей и фруктов.

Упражнение «Найди по описанию» (развитие слухового внимания и логического мышления).

Педагог подробно описывает один из представленных фруктов (форма, цвет, величина, окраска, вкус, какой на ощупь, какой снаружи, какой внутри) и предлагает детям его назвать и показать.

Упражнение «Про что можно так сказать?» (формировать навыки языкового анализа и словоизменения).

Вкусный, сочный, ароматный.

Вкусная, сочная, ароматная.

Вкусное, сочное, ароматное.

Вкусные, сочные, ароматные.

Развитие артикуляционного и дыхательного аппарата

Упражнение «Жуем твердую грушу» (развитие жевательно-артикуляционных мышц).

Упражнение «Щечки-яблочки» (для губ и щек).

Ваши щечки круглые, как яблочки. Надуть обе щеки.

Упражнение «Спрячем сливу за щеку» (для губ и щек).

Надувать попеременно правую и левую щеки.

Упражнение «Круглая виноградинка» (развитие артикуляционной моторики).

Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.

Упражнение «Банан» (развитие артикуляционной моторики).

Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

Упражнение «Яблоки и груши» (дыхательная гимнастика).

– Увидели очень большое яблоко. (Вдох носом – повернуть голову налево, выдох ртом с произношением звука о-о-о.)

– Какая огромная груша! (Вдох носом – повернуть голову направо, выдох ртом.)

Упражнение для развития мимических морщин.

Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, запаха розы, аромата яблока.

Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву.

Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко, яблоко свалилось нам на голову.

Пластические этюды.

«Садовник». Изобразить действия садовника: как он копает ямки, сажает плодовые деревья, белит стволы деревьев, делает обрезку, опрыскивает деревья и т. д.

«Уборка урожая». Имитация действий: как вы ставите лестницу, срываете яблоки, складываете в ящики, грузите ящики в машину, везете в магазин.

См. также: Конспект логопедического занятия ФРУКТЫ

Пальчиковый игротренинг Тема «Овощи»

Логопедические занятия с заикающимися. Конспект логопедического занятия. Овощи.

    

mallishok.ru

Картотека на тему "Артикуляционная гимнастика"

Артикуляционная гимнастика

Карточка 1

«Рыбка шевелит губами» 

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Смыкать и размыкать губы.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 2

«Птенцы»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Широко открывать и закрывать рот.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 3

«Улыбка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Растянуть губы в стороны, не показывая зубов.            

(удерживать до 10).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 4

«Трубочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 5

«Улыбка-трубочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Чередовать до 10 раз.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 6

«Лопаточка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе под счет: до 5, до 10…

Артикуляционная гимнастика

Карточка 7

«Вкусное варенье»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 8

«Заборчик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 9

«Бублик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 10

«Шарик»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Надуть щёки, сдуть щёки.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 11

«Часики»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 12

«Лошадка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз).

Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр…,вибрируя губами (5 раз).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 13

«Качели»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 14

«Непослушный язычок» 

Цель: развитие артикуляционного аппарата, расслабление мышц языка

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя»,

«пя-пя-пя»… (10 раз).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 15

«Веселая змейка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать (8-10 раз).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 16

«Пятачок»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево…(8-10 раз).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 17

«Посчитаем нижние зубки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 18

«Сдуй ватку с ладошки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 19

«Котенок лакает молоко»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 20

«Поиграем на губах»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Через губы вдуваем воздух, периодически их смыкая: б-б-б-б.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 21

«Иголочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 22

«Крестик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и работать им слева-направо (из угла в угол), потом вверх-вниз (к верхней губе, к нижней) (5-6 раз).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 23

«Расческа»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 24

«Загнать мяч в ворота»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать пальцами.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 25

«Кто дальше загонит мяч»

(выработка плавной, непрерывной струи,

идущей по середине языка)

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла по середине языка, и сдуть ватку на противоположной стороне стола.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 26

«Паровозик свистит»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Высунуть вперед край языка и через него подуть на горлышко пузырька.

Пузырек засвистит.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 27

«Почистим за нижними зубами»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за нижними зубами и поводить им из стороны в сторону.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 28

«Киска сердится»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончиком языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выдвигает спинку.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 29

«Парашютик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

На кончик носа положить ватку,широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 30

«Барабанщик»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."

Артикуляционная гимнастика

Карточка 31

«Гармошка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать шарокий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 32

«Блинчик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот,положить широкий язык на нижнюю губу.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 33

«Орешки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

Артикуляционная гимнастика

Карточка 34

«Пароход гудит»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Губы в улыбке, открыть рот,с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

Артикуляционная гимнастика

Карточка 35

«Маляр»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Губы в улыбке, приоткрыть рот,кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 36

«Поймаем мышку»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Губы в улыбке, приоткрыть рот,произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 37

«Лягушка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Растянуть губы в улыбке и показать, какой широкий рот у лягушки.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 38

«Хоботок»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

вытянуть губы вперед, трубочкой – получится хоботок, как у слоненка.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 39

«Горка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 40

«Чашечка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 41

«Грибок»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Спинка языка – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 42

«Домик»

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 43

«Зайчик»

Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 44

«Окошко»

Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.

Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд..

Артикуляционная гимнастика

Карточка 45

«Обезьянка»

Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд..

Артикуляционная гимнастика

Карточка 46

«Бульдог»

Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 47

«Хомячок»

Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд..

Артикуляционная гимнастика

Карточка 48

«Парус»

Цель: удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.

Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд..

infourok.ru

Артикуляционная гимнастика по лексиЧеским темам

Из книги: Е А Пожиленко "Артикуляционная гимнастика " Тема "Посуда, пища" 1. Развитие мелкой моторики Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворений. К Жене гости прибежали. Все друг другу руки жали. — Здравствуй, Жора! — Здравствуй, Жанна! — Рад, Сережа! — Рад, Снежана! — Не хотите ль пирожок? — Может коржика кусок? Иль рожок? Вот драже вам на ладошку, Все берите понемножку. С ручек все стряхнули крошки И захлопали в ладошки.                 Е. Карельская   Мышка зернышко нашла И на мельницу снесла. Намолола там муки, Испекла всем пирожки: Мышонку — с капустой, Мышонку — с картошкой, Мышонку — с морковкой, Мышонку — с морошкой. Для большого толстяка Все четыре пирожка: С капустой, с картошкой, С морковкой, с морошкой.            И. Лопухина   Раз, два, три четыре, Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. Мы посуду перемыли, Только чашку мы разбили, Ковшик тоже Развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали — Так мы маме помогали.                   Н. Нищева  2. Мимические упражнения Выразить мимикой свое огорчение — разбили чашку, радость — купили новую посуду, неудовольствие — много грязной посуды. Показать состояние грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке К. Чуковского. Чудесные превращения. Изобразить кипящий чайник; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; разбившуюся чашку; чайник с заваренным чаем.   3. Упражнения для мышц шеи Посмотрите, что в кастрюле? Опустить голову вниз. «Какая посуда стоит на полке?» Повернуть голову вправо, влево с произнесением звуков а, э.     4.Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц  Жуем твердую морковь. Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.   5.  Упражнения для щек и губ Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой». Самовар. Надувать обе щеки одновременно.   6.  Упражнения для языка Подготовим чашечки для чая, кофе, сока. Чья «чашечка» глубже? Язык «чашечкой» снаружи и внутри рта. Чашка и блюдце на столе. Чередовать позиции: язык «чашечкой» и язык «на донышке». Острый ножик и глубокий ковшик.  Чередовать артикуляционные позиции: «острый» язык и язык «чашечкой». Ручка чайника. Спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю десну. Пирожок. Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «трубочку».   7. Развитие речевого дыхания и голоса Пьем коктейль через трубочку. (Вдох.) Вытянуть губы узкой « воронкой ». (Выдох.) Дуем на горячий чай. Вытяну

educontest.net