АРЧИМБОЛЬДО – ПРЕДТЕЧА СЮРРЕАЛИЗМА. Арчимбольдески из фруктов рисовать


Овощные картины Джузеппе Арчимбольдо и скульптуры Филипа Хааса

У художника Бьяджо Арчимбольдо в 1526 году в городе Милане (Италия) родился сын - Джузеппе Арчимбольдо, который праславился  своими аллегорическими картинами и стал основателем маньеризма. Картины Арчимбольдо  могут казаться шутливыми, гротескными, но благодаря тому, что флора и фауна выписана вплоть до мельчайших деталей, его работами восхищаются на протяжении столетий. В 1562 году, приняв приглашение от короля Германии Максимилиана II  Джузеппе становится придворным живописцем, на долгие годы покидает Италию. Уже в 1563 году из под его кисти миру начинают являться знаменитые аллегории времён года. Циклы сразу и по достоинству оценил весь двор, их повторение начинают заказывать придворные, чтобы дарить своим иностранным политическим союзникам. В 1570 году его оправляют в Прагу, ко двору наследника Максимилиана II Рудольфу. Монарх бесконечно благоволит ему и даже жалует дворянский титул, с правом иметь собственный герб. И наконец  в 1588 году Арчимбольдо возвращается в Милан, где получает  ещё один почётный титул — пфальцграфа, что поставило его в один ряд с великим Тицианом. В течение многих десятилетий Джузеппе был хорошо известен и любим элитой общества. Тем не менее, после его смерти в 1593 году, о его невероятных картинах забыли на века, а помогли вернуть  интерес к полотнам  — сюрреалисты, которые оценили его новаторские идеи.

Картины  Арчимбольдо вдохновляют и в наше время. Так американский художник и кинорежиссер Филип Хаас (Philip Haas) в 2012 году создал художественную инсталляцию «Времена года», ставшая скульптурной переработкой цикла картин итальянского художника. Каждая из четырех скульптур, размером 4,5 х 4 х 3 метра, состоит из разнообразных природных форм – цветы, плющ, мох, грибы, овощи, фрукты, деревья, кора, ветви, листья – вместе образующих портреты людей. Инсталляция «The Four Seasons»  олицетворяла собой Зиму, Весну, Лето и Осень. Первоначально скульптуры были представлены в лондонском музее изобразительного искусства — Картинной галерее Далвич, затем арт-инсталляция показывалась в американских музеях.

Сидящий образ лета

Осень

Зима

Четыре сезона в одной голове

Лето (последователь)

Дама хорошего вкуса (имитатор)

Император Рудольф II в образе Вертумна

Садовник - натюрморт

Причудливый портрет

Портрет - Натюрморт

Зима

Весна

Лето

Осень

www.livemaster.ru

АРЧИМБОЛЬДО – ПРЕДТЕЧА СЮРРЕАЛИЗМА | ARTотека еды

Джу­зеп­пе Арчим­боль­до (1526–1593)  был при­двор­ным худож­ни­ком трех импе­ра­то­ров —  Фер­ди­нан­да I, Мак­си­ми­ли­а­на II и Рудоль­фа II и, как бы сей­час ска­за­ли, уни­вер­саль­ным арт-дирек­то­ром. Он созда­вал костю­мы для при­двор­ных празд­ни­ков, зани­мал­ся оформ­ле­ни­ем и поста­нов­кой раз­но­об­раз­ных тор­жеств, тур­ни­ров и коро­на­ций, раз­ра­ба­ты­вал и усо­вер­шен­ство­вал раз­лич­ные меха­низ­мы, про­ек­ти­ро­вал фон­та­ны и созда­вал вит­ра­жи. Имен­но служ­ба в Пра­ге при дво­ре ярко­го и амби­ци­оз­но­го Рудоль­фа II ста­ла пери­о­дом рас­цве­та худож­ни­ка.

Рудольф II, меце­нат и покро­ви­тель наук и искус­ства, при­влек к сво­е­му дво­ру мно­же­ство неор­ди­нар­ных лич­но­стей – худож­ни­ков, поэтов, уче­ных, а так­же магов, оккуль­ти­стов  и алхи­ми­ков. При нем в Пра­ге рабо­та­ли аст­ро­но­мы Иоганн Кеплер и Тихо Бра­ге, худож­ни­ки Бар­то­ло­ме­ус  Шпран­гер и Ханс фон Аахен,  скуль­пто­ры Адри­ан де Врис и Джам­бо­ло­ньи.  Им была осно­ва­на одна из пер­вых кунст­ка­мер – пред­ше­ствен­ни­ца совре­мен­ных музеев. Ста­ра­ни­я­ми Арчим­боль­до она попол­ни­лась мно­ги­ми ред­ко­стя­ми и дико­вин­ка­ми, а так­же кар­ти­на­ми Дюре­ра и Брей­ге­ля.

Арчим­боль­до – ярчай­ший визу­а­лист эпо­хи позд­не­го Воз­рож­де­ния, создал свой соб­ствен­ный при­чуд­ли­вый стиль. Его порт­ре­ты – это вир­ту­оз­ные кол­ла­жи из ово­щей, фрук­тов, цве­тов, рыб, живот­ных и пред­ме­тов. Затей­ли­вая и фан­тас­ма­го­ри­че­ская фор­ма осно­вы­ва­ет­ся на  педан­тич­ной точ­но­сти дета­лей.

-

Каж­дое рас­те­ние, каж­дая тра­вин­ка, каж­дый цве­ток узна­ва­ем с науч­ной точ­ки зре­ния. Его кар­ти­на “Вес­на”, напри­мер, содер­жит 80 иден­ти­фи­ци­ру­е­мых рас­те­ний, а “Вода” — 60 реч­ных и мор­ских видов.Пер­вые извест­ные порт­ре­ты-кол­ла­жи были пред­став­ле­ны импе­ра­то­ру Мак­си­ми­ли­а­ну на Новый 1569 год. Один цикл кар­тин назы­вал­ся “Вре­ме­на года”, а дру­гой, в кото­рый вошли зем­ля, вода, огонь и воз­дух, “Четы­ре эле­мен­та”. Алле­го­ри­че­ские кар­ти­ны пол­ны визу­аль­ных калам­бу­ров, а так­же лест­ных наме­ков на вели­чие

-

Габс­бур­гов, спо­соб­ных управ­лять даже при­ро­дой и сти­хи­я­ми. Мак­си­ми­ли­а­ну так понра­ви­лись эти обра­зы, что в 1571 году был устро­ен костю­ми­ро­ван­ный празд­ник, где импе­ра­тор и при­двор­ные были оде­ты в костю­мы эле­мен­тов и вре­мен года. Импе­ра­тор играл зиму.Джу­зеп­пе Арчим­бол­до – мастер опти­че­ской иллю­зии. В его вре­мя осо­бен­ной попу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись

кар­ти­ны-пере­вер­ты­ши — повер­ни­те их на 180 гра­ду­сов и пред вами пред­ста­нет совер­шен­но дру­гое изоб­ра­же­ние. Так на кар­ти­нах Арчим­боль­до повар сам ста­но­вит­ся блю­дом, а садов­ник пре­вра­ща­ет­ся в кор­зи­ну с пло­да­ми.

Наи­бо­лее извест­ная рабо­та Арчим­боль­до – порт­рет Рудоль­фа II, при­ем­ни­ка Мак­си­ми­ли­а­на, в обра­зе Вер­тум­на, древ­не­ита­лий­ско­го бога вре­мён года, рас­ти­тель­но­сти и пре­об­ра­зо­ва­ний. Инте­рес­но, что на порт­ре­те изоб­ра­жен поча­ток куку­ру­зы, на ту пору экзо­ти­че­ско­го рас­те­ния толь­ко при­ве­зен­но­го из Ново­го Све­та. Кар­ти­на настоль­ко понра­ви­лась импе­ра­то­ру, что он награ­дил худож­ни­ка титу­лом пфальц­гра­фа и зна­чи­тель­ным денеж­ным содер­жа­ни­ем.

Арчим­боль­до слу­жил семье Габс­бур­гов на про­тя­же­нии более 25 лет.  В 1587 году после мно­го­чис­лен­ных просьб он был отпу­щен импе­ра­то­ром Рудоль­фом со служ­бы и вер­нул­ся в род­ной Милан, где и умер в 1593 году.

Попу­ляр­ность Арчим­боль­до была огром­на, но про­шло вре­мя, кунст­ка­ме­ра была раз­граб­ле­на во вре­мя Трид­ца­ти­лет­ней вой­ны (1618–1648), ряд кар­тин Арчим­боль­до были выве­зе­ны в Шве­цию, неко­то­рые осе­ли в част­ных кол­лек­ци­ях, а неко­то­рые попро­сту исчез­ли. Худож­ник и его рабо­ты были забы­ты более чем на 300 лет.

Сюр­ре­а­ли­сты спас­ли Арчим­боль­до от пол­но­го забве­ния и даро­ва­ли ему посмерт­ное член­ство в сво­ем клу­бе. В 1930 году фран­цуз­ский жур­нал сюр­ре­а­ли­стов  Minotaure опуб­ли­ко­вал репро­дук­ции его работ, а Аль­фред Барр — исто­рик искус­ства и пер­вый дирек­тор Музея совре­мен­но­го искус­ства в Нью-Йор­ке, орга­ни­зо­вал показ работ худож­ни­ка на выстав­ке под назва­ни­ем “Фан­та­сти­че­ское искус­ство, дадизм и сюр­ре­а­лизм”. Ман Рэй, Рене Магритт и Дали утвер­жда­ли, что рабо­ты Арчим­боль­до  ста­ли для них источ­ни­ком вдох­но­ве­ния. По сло­вам Саль­ва­до­ра Дали, Джу­зеп­пе Арчим­боль­до явил­ся пред­те­чей сюр­ре­а­лиз­ма.

В 21 веке попу­ляр­ность Арчим­боль­до про­дол­жа­ет рас­ти, а его идеи нахо­дят после­до­ва­те­лей и под­ра­жа­те­лей. Так в 2012 году  в лон­дон­ском музее изоб­ра­зи­тель­но­го искус­ства — Dulwich Picture Gallery экс­по­ни­ро­ва­лась серия скульп­тур  “Четы­ре сезо­на”.  Автор арт-про­ек­та  аме­ри­кан­ский худож­ник, сце­на­рист и режис­сер  Филипп Хаас (Philip Haas), вдох­нов­лен­ный рабо­та­ми вели­ко­го манье­ри­ста, создал свою вер­сию вре­мен года. Трех­мет­ро­вые Зима, Вес­на, Лето и Осень были впер­вые пред­став­ле­ны ауди­то­рии на поляне музей­но­го пар­ка, после чего начал­ся трех­лет­ний тур по музе­ям и бота­ни­че­ским пар­кам США.

Дру­гой нью-йорк­ский фото­ху­дож­ник Klaus Enrique Gerdes создал серию фото­ра­бот под общим назва­ни­ем “Арчим­боль­до”, где попы­тал­ся повто­рить рабо­ты вели­ко­го масте­ра, исполь­зуя реаль­ные фрук­ты, ово­щи и цве­ты.

 

.Стиль “а-ля Арчим­боль­до” не раз исполь­зо­вал в сво­их экс­пе­ри­мен­тах извест­ный англий­ский фото­ху­дож­ник Карл Уор­нер. Хотя, в основ­ном, он спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся на “про­дук­то­вых пей­за­жах” или как он их назы­ва­ет -“Foodscapes”, то есть «ланд­шаф­ты из еды»(комбинация слов еда (food) и ланд­шаф­ты (Landscapes). Кро­ме это­го, он созда­ет заме­ча­тель­ные ани­ма­ци­он­ные корот­ко­мет­раж­ки, где в каче­стве пер­со­на­жей и мате­ри­а­лов исполь­зу­ет то же про­дук­ты. С опи­са­ни­ем его твор­че­ства мож­но озна­ко­мить­ся в ста­тье “Карл Уор­нер и его кар­ти­ны из еды”.

www.art-eda.info

Джузеппе Арчимбольдо | Музей дома

07 01 2012      гид       9 коммент.

Автопортрет

Родился в Италии,  в семье, претендующей на избранность. Предки его были художниками-живописцами и священнослужителями. Судьбу художника предсказывали и Джузеппе, однако просто писать красками портреты ему было скучно, даже если это изображения итальянских дожей или европейских королей.

Период взросления Арчимбольдо

В детстве он изучал творчество Леонардо да Винчи и среди бумаг художника, оказавшихся у ученика да Винчи и друга Арчимбольдо,  обнаружил зарисовки растений, животных. Эти изображения не были натуралистическими.

Леонардо да Винчи. Цветы

Да Винчи пытался по-новому их осмыслить, замечая в сплетении стеблей, листьев или во взгляде зверя человеческие черты и перенося их на лист. Джузеппе был покорён такой наблюдательностью и проникся его идеей. Впрочем, когда европейским королям пожелалось создать галерею изображений животных и птиц, именно в натуральном виде, Джузеппе Арчимбольдо, вместе с биологами и  художниками, был приглашён сделать это. Сейчас невозможно установить, кисти какого конкретного мастера принадлежит то или иное изображение, но Арчимбольдо в создании этих рисунков непосредственно участвовал:

Птица в трех возрастах

Дикий кабан

На охоте

Рабочие моменты Джузеппе Арчимбольдо

Время шло. Арчимбольдо объездил всю Европу, был  придворным художником двора Габсбургов, кардинала Фердинанда Первого, императора Рудольфа Второго. В те времена придворный художник одновременно имел массу специальностей: архитектор, инженер, даже сценарист праздников и распорядитель на них. А если при этом он, как большинство учёных того времени, ещё и алхимией занимался, золото из подручных материалов добывал, цены ему как профессионалу не было. К праздникам и развлечениям нужны были костюмы, декорации, реквизит. Сделать эскизы, осуществить задуманное – тоже было рабочим моментом жизни художника:

Эскиз рыцарского шлема

Эскиз украшения головы дамы

Идеи соединения животного и материального мира появляются вновь

Дракон Арчимбольдо

В Австрии Джузеппе  ещё был и хранителем музея, где находились всякие интересные вещицы. Некоторые люди его и изобретателем цветомузыки считают, потому как идея соединить звуки инструмента и палитру красок пришла в голову именно Арчимбольдо.

Разносторонность интересов художника

Джузеппе Арчимбальдо был хорошо образован и желал познать мир ещё более.  Известно 13 его рисунков, повествующих о процессе создания шелка. Все они снабжены надписями художника. Вот первое и последнее изображения серии:

Рисунок о шелке №1

Рисунок о шелке № 13

Сюрреалистические портреты

В XX веке портреты Арчимбольдо вновь стали популярны и любимы, а ведь прошло почти триста лет после его смерти, пока французские сюрреалисты не объявили давно забытого художника предтечей их искусства и первым европейским маньеристом. Почему? Эстет и почитатель  природы нашел особую манеру портретной живописи. Вблизи картина представляет собой натюрморт из трав и плодов, из деталей быта, животных и птиц, но стоит отодвинуться подальше…

Да вот же, смотрите сами! Цикл “Времена года”:

Зима

Весна

Лето

Осень

Впечатляет? А ведь существует несколько вариантов этого цикла!  И они есть в нашем “Музее дома”:

Зима ещё

Весна ещё

Лето ещё

Были и другие варианты сезонов года, менее выразительные, но тоже необычные. Каждый портрет имел собственные человеческие черты, вероятно, придворных кавалеров и дам. В целом же, эти портреты – нагромождение природных даров! Не станем называть времен года. Пусть проснется и воображение зрителей:

Сезон 1

Сезон 2

Сезон 3

Сезон 4

Джузеппе Арчимбольдо писал и совершенно обычные картины. Так, существует несколько портретов августейших особ европейских дворов. Вот, например, портрет короля Максимилиана:

Король Максимилиан с семьей

Аллегория в портретной живописи

Джузеппе Арчимбольдо обладал неистощимой фантазией.  “Времена года” сменились циклом “Стихии”. И порой уходит много времени на то, чтобы разглядеть, из чего же на самом деле состоят эти гордые профили, тонкие шеи, шикарные костюмы:

Вода

Ещё один вариант Воды – Адмирал

Воздух

Как вариант Воздуха – Обоняние

Земля

Огонь

В  портрете, соединившем самую экспрессивную стихию, римского бога войны Марса и изображение австрийского императора с его драгоценными регалиями, Джузеппе Арчимбольдо нашел что-то очень завораживающее. Потому позже был создан ещё один вариант картины:

Огонь ещё

Арчимбольдо часто задумывается над тем, из чего же состоит жизнь, из каких деталей складывается она,  есть ли отличия в жизни человека одной профессии от специалиста в другой?  Задолго до детской популярной песенки “Из чего же, из чего же сделаны…” он ответил на вопрос, из чего сделаны повар, официант, юрист… А начал, кстати, с Адама и Евы!

Адам

Ева с яблоком

Леди хорошего вкуса – название довольно двусмысленное…

Библиотекарь – главный шедевр для художников-сюрреалистов

Официант

Юрист

Портреты-ребусы

Джузеппе Арчимбольдо в жизни своей получил и признание, и богатство и известность.

Отличное образование позволяло художнику не просто писать картины, но наделять своих персонажей чертами героев древних мифов, изображать костюмы, головные уборы и окружающие вещи с исторической точностью

Популярность художника была огромной. Ему заказывали портреты монархи, а он шутя (а где-то и с насмешкой) превращал портреты в натюрморты и обратно, в зависимости от взгляда зрителя.

Однажды художник случайно перевернул одну из картин, и взгляду открылось такое… Ему понравилось это открытие. Мастер, обладающий вкусом и чувством юмора, решил позабавить зрителей портретами-ребусами. Их нужно только… поставить с ног на голову!

Капитан Кук или Жаркое?…

Огородник или Овощи?…

Садовница или Фрукты в корзине?…

Последние работы Арчимбольдо

Почти на пороге своей смерти мастер приезжает из Праги в родной Милан. С трудом отпросился он со службы императора Рудольфа II. Тот отпустил, взяв слово с художника об исполнении нового портрета августейшей особы и новых картин. Так были написаны самые известные портреты Джузеппе Арчимбольдо и отправлены в Прагу. Император был в восторге!

Флора

Император Рудольф II в образе римского бога времен года Вертумна

В Милане Арчимбольдо вскоре и похоронят, а потом благополучно забудут на триста лет (как Спящую красавицу!). И только в начале двадцатого века сюрреалисты вспомнят об этом человеке, признают классиком маньеризма и зачинателем своего направления в искусстве

Поделитесь записью

museumdoma.ru