ВведениеВыставка «Иван Айвазовский. Крым-Подмосковье». Айвазовский сбор фруктов в крыму


Юлия Андреева - Айвазовский - стр 42

И. К. Айвазовский. Вид из Ливадии. 1861 г.

И. К. Айвазовский и Ю. Я. Гревс с дочерьми (слева направо) Александрой, Марией, Еленой, Жанной. Фото 1850-х гг.

И. К. Айвазовский. Вид Тифлиса от Сейд-Абаза. 1868 г.

И. К. Айвазовский. Автопортрет. 1874 г.

И. К. Айвазовский. Портрет жены художника Анны Бурназян.1882 г.

И. К. Айвазовский, И. Е. Репин. Прощание A.C. Пушкина с Черным морем. 1877 г.

И. К. Айвазовский. Сбор фруктов в Крыму. 1882 г.

И. К. Айвазовский. Католикос Хримян Айрик в окрестностях Эчмиадзина. 1895 г.

И. К. Айвазовский рядом со своей картиной. Фото 1898 г

И. К. Айвазовский. Турки армян живыми бросают в Мраморное море. 1897 г.

Встреча И. К. Айвазовского 18 апреля 1900 г. в имении Шейх Мамай с представителями русской интеллигенции

И. К. Айвазовский. Автопортрет в кругу друзей. 1893 г.

Памятник И. К. Айвазовскому в Партените (Крым)

Иван Константинович очень доволен поездкой и приобретенными контактами. В его альбомах и блокнотах рисунки и наброски будущих картин, списки заказов. Теперь домой - и работать. Быть может, как никогда раньше. Потому что работы невероятно много. Придется просить помощи. Племянник Левон разработает способ скорой и надежной доставки картин в Турцию. Хорошо, если через русское посольство, таким образом, работа сразу же приобретет официальный статус. Следовательно, придется отблагодарить. Но да за этим дела не станет. Теперь только не растерять, не растранжирить добытого, а распорядиться с толком и немалой выгодой. Будут новые выставки, которые дадут возможность построить новые гимназии, госпитали, концертные залы или просто помочь сиротам и вдовам. Господь велел делиться.

Потому что, когда твои дела идут в гору, самое время открыть ворота и накрыть столы, время пройтись по соседям с единственной целью выяснить, не требуется ли помощи или иного вмешательства.

После Турции Айвазовский пишет заказанные ему виды Крыма. Переезжая с одного знакомого места на другое, в одной из гостиниц его настигает почтальон с пытавшимся нагнать его уже несколько месяцев конвертом из Италии: "Василий Штернберг скоропостижно скончался". Вася Штернберг - друг юности… веселый попутчик. Сколько вместе они посетили городов, сколько работали плечом к плечу? Двадцать семь лет, что за возраст для мужчины? Ничто. Хочется спрятаться, скрыться от всех и плакать, но вместо этого Айвазовский идет на берег моря, следя за спокойными волнами. Море шепчет ему слова утешения на понятном им обоим языке: "Останься здесь. Пиши, дыши, вдыхай цветочные ароматы и, главное, слушай, слушай сказки седого моря. К чему тебе суетный мир - когда весь мир теперь разливается у твоих ног. Здесь ты бог - морской бог. Так прими свою корону, свое помазание и омовение. Не ищи больше счастья. Оно перед тобой". Айвазовский приходит к выводу, что уже не хочет покидать эту землю. Да, его место здесь. В родной Феодосии на самом берегу моря должен стоять его собственный дом. Такой, о каком он давно мечтал и уже создал в своем воображении. Дом, в котором все будет изначально сделано так, чтобы было удобно жить и работать. Он уже неоднократно рисовал этот дом, долгими путешествиями в дилижансах и на пароходах придумывал задания для строителей. Он уже знал его до последней досочки и гвоздя. Теперь пришло время воплотить в жизнь и эту мечту.

Итак, в 1845 году Айвазовский вернулся в Феодосию, где на берегу моря купил землю и начал строительство нового просторного дома со светлой мастерской. Проект он разработал и нарисовал заранее, сообразуясь с собственными вкусами, модой и соображениями удобства.

"Всю осень я провел почти на южном берегу Крыма, где я совершенно наслаждался природой, видя одно из лучших мест в Европе. Да вдобавок еще у себя в отечестве, наслаждаясь настоящим, можешь будущность свою также мечтать тут же. И потому я купил маленький фруктовый сад на южном берегу. Удивительное место. Зимой почти все зелено, ибо много кипарису и лавровых деревьев, а месячные розы цветут беспрестанно зимой. Я в восхищении от этой покупки, хотя доходу ни копейки, но зато никакие виллы в Италии не заставят меня завидовать", - пишет он графу Зубову.

Петербург не верил в решение известного художника, обласканного Двором и прессой, добровольно оставить общество. Как проживет он без друзей, театров, балов? Кто будет давать ему заказы? Поэтому все понимали, что Айвазовский не может надолго исчезнуть, похоронив себя в какой-то глуши. Ну, купил землю, выстроил дом, подумаешь, невидаль. Должен же он куда-то вкладывать заработанные деньги. Впрочем, какой смысл что-либо объяснять, достаточно мечтательно воздеть очи к небу и произнести что-то типа: "мне снова нужно видеть море… только оно способно вдохновлять меня для написания картин", и все вопросы тут же сняты. Поедет - попишет, соскучится - вернется. Впрочем, уезжая, он пообещал вернуться не один, а находить талантливых молодых людей в Крыму и бесплатно обучать их живописи. Странная идея, но, с другой стороны, почему бы и нет? Айвазовский академик Академии художеств, его прямой долг передавать свой опыт, взращивая молодые таланты.

Меж тем из Феодосии в Петербург прилетали слухи, что Айвазовский будто бы уже открыл собственную картинную галерею,[170] прямо в новом доме, куда может зайти каждый желающий посмотреть картины и побеседовать с самим художником. Очень даже неплохо, особенно для тех, кто раздумывает, а не посетить ли Крым? А если и посетить, то что там делать, чтобы не умереть со скуки в краю рыбаков и близком соседстве диких горцев? Теперь появляется лишний повод завернуть в Феодосию, Айвазовский по-прежнему в моде и фаворе, а, следовательно, о встрече на берегу его любимого Черного моря можно будет затем рассказывать во всех светских салонах. Опять же - дом художника открыт для гостей, стало быть, туда время от времени будут заезжать торгующие живописью купцы, и даже реши Иван Константинович просидеть в Феодосии до конца своих дней, его работы все равно будут доступны покупателю. Ничего не потеряно, если не считать, что душка-художник, красавчик холостяк снова вырвался из объятий обожающего его Петербурга неженатым. Обидно, двадцать восемь лет, приятная внешность, академик, кавалер Анны третьей степени, деньги, слава, всеобщее обожание - и все еще не попался в сети Гименея.

Айвазовский же, по всей видимости, и не думает искать себе подругу жизни. Брюллов сказал: "Я женат на искусстве", но при этом Карл Павлович всегда был любвиобилен, Айвазовский же живет как монах. Одна надежда на этот самый дом в Феодосии: когда мужчина начинает строить свой собственный дом - это что-то да значит. Не все еще потеряно, не все пропало. Пусть не в Петербурге, так в Одессе он найдет себе супругу во всех отношениях достойную его.

profilib.org

женитьба Айвазовского и Анны Бурназян

В этом году отмечается 200-летие великого мариниста Ивана Айвазовского. Sputnik Армения рассказывает историю второй женитьбы Айвазовского.

Рубен Шухян, Sputnik.

Юлия и дочки

Личная жизнь мариниста Ивана Айвазовского, получившего признание современников, не была гладкой. Его первой женой была Юлия Гревс – англичанка, дочь штабс-врача, находящегося на русской службе. Айвазовский встретил ее зимой 1848 года в столице Санкт-Петербурге, когда Юлия работала простой гувернанткой в одной дворянской семье. Вскоре они поженились и поселились в родном городе Айвазовского –приморской Феодосии.

Море было стихией Айвазовского, вся его творческая деятельность была связана с морскими пейзажами, и он не мог представить свою жизнь вдали от него.

У Айвазовского и Юлии родились четыре дочки: Елена, Мария, Александра и Жанна. Они казались крепкой, счастливой парой, окруженной детьми, но это совершенно не соответствовало действительности. После бурной жизни в столице Юлия так и не смогла привыкнуть к монотонной жизни в провинциальной Феодосии. Наконец, после 12 лет супружеской жизни, Юлия Гревс разводится с Айвазовским под предлогом необходимости дать дочерям высококлассное образование, чего нельзя было сделать в Феодосии, и с детьми переезжает в Одессу.

Айвазовский и Анна Бурназян

Настоящее семейное счастье Ивану Айвазовскому подарил только второй брак. Его второй женой стала армянка Анна Бурназян-Саркисова, дочь представителя среднего класса армянской общины Феодосии Мкртыча Бурназяна. Художник встретил Анну во время похорон ее мужа — богатого купца из Феодосии Саркисова. Яркая восточная красота молодой вдовы сразу пленила художника – это была любовь с первого взгляда. Через некоторое время Айвазовский делает Анне предложение руки и сердца, и в 1882 году они женятся. Церемония венчания в национальных традициях прошла в армянской церкви Сурб Саркис в Феодосии.

На тот момент маринисту было 65 лет, а Анне — 25. Огромная разница в возрасте не стала препятствием для 18 лет счастливой и дружной супружеской жизни. Айвазовский обожал свою молодую жену и заботился о ней. Это прекрасное чувство стало источником вдохновения.

Он написал картину "Портрет Анны Бурназян-Саркисовой", хранящаяся в галерее в Феодосии. Художник изобразил свою жену еще на одной красочной картине — "Сбор фруктов в Крыму".

В одном из писем Айвазовский пишет своей жене: "Моя душа должна постоянно вбирать красоту, чтобы потом воспроизводить ее на картинах. Я люблю тебя, и из твоих глубоких глаз для меня мерцает целый таинственный мир, имеющий почти колдовскую власть. И когда в тишине мастерской я не могу вспомнить твой взгляд, картина у меня выходит тусклая".

Анна Никитична Бурназян-Саркисова, вторая жена И. К. Айвазовского

Последние годы

Айвазовский и Анна были неразлучны и во время путешествий, связанных с организацией выставок в России, Европе и Америке. Анна была не только хранительницей очага, но и первой помощницей и советчицей. В отцовской семье Анна получила армянское воспитание, поэтому беседы об истории и культуре Армении были частыми на досуге.

Маринист говорил: "Анна роднит меня с народом". Их дом в Феодосии становится своеобразным центром армянских деятелей искусства: здесь принимают писателей, художников, актеров, музыкантов, которые во многих случаях получали существенную финансовую поддержку от Айвазовского. Не случайно, что в именно последние годы жизни Айвазовский создавал картины на армянскую тематику.

Айвазовский очень тяжело переживал погром армян в Османской империи в 1895-96 годах. Он создал целый ряд работ на тему ужасных погромов, тем самым выразив свой гнев по отношению к турецким погромщикам. Известна история о том, как Айвазовский отказался от высоких орденов от турецкого султана, бросив их в море.

"Оставил по себе бессмертную память"

Великий маринист умер в 1900 году и, согласно своему завещанию, был похоронен во дворе армянской церкви Сурб Саркис в Феодосии, где его крестили и обвенчали.

Спустя три года, усилиями вдовы, на могиле живописца была установлена мраморная надгробная плита, на которой высечены слова историка Мовсеса Хоренаци: "Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память".

После смерти мужа Анна жила изолированно, фактически прекратив общение с внешним миром. Первая Мировая, Октябрьская революция, гражданская война, оккупация Крыма немцами – все это она пережила, не выходя из дома в Феодосии.

Анна Бурназян умерла в июле 1944 года в возрасте 88 лет. Она похоронена в церкви Сурб Саркис в Феодосии, рядом с могилой мужа, великого мариниста Ивана Айвазовского.

ru.armeniasputnik.am

ВИНОГРАД В ЖАНРОВОЙ ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 5 - ГАЛЕРЕЯ РУССКОЙ КЛАССИКИ)

Наберитесь терпения, дорогие мои читатели, еще пару-тройку виноградных галерей, и закрою эту тему до будущих времен и сборов урожая. Ну, как я могу не показать вам картины известных русских живописцев, многие из которых открыл для себя, блуждая по галереям, музеям и аукционным сайтам. Посмотрите, какая красота!

Сорокин Евграф Семенович (1821-1892) Смеющаяся девушка в южно-итальянском народном костюме. 1857 г.

Маковский Константин Егорович (1839-1915) Сатир и наяда. 1863 г.

Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) Сбор фруктов в Крыму. 1882 г. Феодосийская картинная галерея им.И.К.Айвазовского

Сверчков Владимир Дмитриевич (1820-1888) Гроздья винограда. 1883 г.

Кузнецов Павел Варфоломеевич (1878-1968) Сбор винограда. 1907 г.

Кончаловский Петр Петрович (1876-1956) Сбор винограда (панно). 1909 г.

Вещилов Константин Александрович (1877-1945) Капри.

Кузнецов Николай Дмитриевич (1850-1929) Натюрморт с виноградом и яблоками. 1908 г.

Кузнецов Николай Дмитриевич (1850-1929) Сбор винограда. 1905 г.

Тыртов Роман Петрович (Эрте) (1892-1990) Платье из перьев.

Тыртов Роман Петрович (Эрте) (1892-1990) Сбор винограда (Vintage).

Тархов Николай Александрович (1871-1930) Сбор винограда. 1922 г.

parashutov.livejournal.com

Позднее счастье Ивана Айвазовского

Публика знает о трех возлюбленных Айвазовского: две из них были его женами, история еще одной — то ли быль, то ли легенда. Красивая история о Марии Тальони, неудачно завершившийся брак с Юлией Гревс... А свое счастье Айвазовский встретил только в 65 лет.

Мария Тальони

Мария Тальони в балете «Зефир и Флора» Шарля Луи Дидло Альфред Эдвард Шалон 1831

Итальянка Мария Тальони — балерина, первой ставшая на пуанты. Одни говорят, что она была удивительно некрасива собой. Другие — что она была неотразима... Мария Тальони была старше Айвазовского на 13 лет.

Мария Тальони на картине неизвестного художника, 1830-е. Из коллекции Театрального музея им. А. А. Бахрушина

Легенда гласит, что карета Тальони будто бы сбила в Петербурге молодого студента, взволнованная Мария помогла ему подняться, так они и познакомились. После этого Айвазовский бывал на ее выступления, последовал за ней в Венецию. Однако прекрасная Мария не согласилась выйти замуж за художника, т.к. решила посвятить себя танцу и в знак этого подарила ему розовую балетку, сказав, что она «растоптала их любовь». А художник на прощание подарил ей роскошное палаццо.

Вид Венеции со стороны Лидо Иван Константинович Айвазовский 1855

Однако никаких документальных свидетельств этому найти не удается. Единственный «документ» — картина «Вид Венеции со стороны Лидо». На ней мы видим мужчину и женщину в гондоле. Они сидят рядом, женщина опустила руку в воду. Так Айвазовский изобразил себя и Марию Тальони.

Правда, биограф Айвазовского Юлия Андреева считает более вероятной версию, что познакомились они в Италии, когда имя художника уже стало знаменитым. И в Венецию Айвазовский последовал не за любимой, — он поехал туда после получения Золотой медали за написанную для Академической выставки картину «Штиль» и другие марины. Правда, вряд ли он был настолько богат, чтобы дарить роскошные палаццо.

Юлия Гревс

Семейный портрет (Автопортрет с женой Юлией)

Иван Константинович Айвазовский 1849

Юлия Гревс — гувернантка, ставшая первой женой Айвазовского. Она была дочерью петербургского врача, британца Якова Гревса, причем есть версия, что не просто врача, а личного доктора Александра I, загадочным образом исчезнувшего после смерти императора. Помимо молодости и красоты, девушка была прекрасно образованна и воспитана.

Айвазовский к моменту знакомства с Юлией — чрезвычайно желанный гость во всех домах Петербурга, где имелись дочки на выданье. Он оставался холоден к чарам светских барышень, а от высказываемых ими банальностей «про искусство», вероятно, внутренне содрогался. Среди всех этих расфуфыренных, стремящихся завлечь его дамочек взгляд молодого художника выхватил изящную гувернантку детей в одном из домов, где он гостил. На фоне манерных ужимок спокойная, с достоинством державшаяся Юлия поразила воображение.

Юлия Гревс стала женой Айвазовского и родила ему четырех дочерей. А потом, как с негодованием утверждают многочисленные истории, покинула Айвазовского, забрав с собой детей — ей, видите ли, нравилась светская жизнь и она хотела блистать в Петербурге или хотя бы Одессе, а не скучать в Феодосии. Однако была ли Юлия такой уж вертихвосткой? Ведь она всерьез помогала мужу в его археологических изысканиях: сама занималась просеиванием земли из гробниц, вела учет находкам, отправляла их в Петербург.

Возможно, дело было в их дочерях. Юлия знала толк в воспитании юных барышень и своих воспитала как истинных леди. Дочери Юлии и Ивана Айвазовских изучали языки, играли на фортепиано, танцевали, занимались музыкой и литературой. Феодосия же в те годы была бедным захудалым приморским городком. Какие женихи могли им здесь достаться?

Анна Саркизова

Анна Никитична Бурназян-Саркизова Иван Константинович Айвазовский 1882

Анна Саркизова — вдова феодосийского купца, вторая жена Айвазовского, была моложе художника почти на 40 лет. Они поженились в 1882-м. Ему было уже 65, ей — 25.

Айвазовский увидел Анну, когда она шла в похоронной процессии за гробом мужа. Казалось бы, момент не самый подходящий, но художник влюбился без памяти. Выждав положенный приличиями срок, он сделал предложение, которое Анна приняла. Она его очень любила и не требовала внимания больше, чем он мог дать. Айвазовский же Анну ревновал, обожал и с удовольствием писал.

«Моя душа должна постоянно вбирать красоту, чтобы потом воспроизводить ее на картинах. Я люблю тебя, и из твоих глубоких глаз для меня мерцает целый таинственный мир, имеющий почти колдовскую власть. И когда в тишине мастерской я не могу вспомнить твой взгляд, картина у меня выходит тусклая...», — писал жене художник.

Сбор фруктов в Крыму Иван Константинович Айвазовский 1882

В то же время, Чехов, посетивший Айвазовского в 1888 г., писал следующее:«Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах». Впрочем, несмотря на «ежей», этот брак, по-видимому, и впрямь был счастливым. Дом Айвазовского всегда был полон гостей, к нему приезжали дочери, уже успевшие выйти замуж и родить детей. Единственное, что омрачало их счастье, — Анна, как и Юлия, испытывала недостаток внимания со стороны мужа, ведь у мольберта он все равно проводил больше времени, чем с ней.

Айвазовский с внучкой. Феодосия, 1897 г.

После смерти Айвазовского Анна обрекла себя на добровольное затворничество. 25 лет она не покидала стены дома, в котором узнала любовь и счастье. Она пропустила Первую мировую, революцию, Гражданскую войну, не обращала особого внимания на резко изменившиеся условия жизни и терпела бедствия экспроприации. Не уехала в эвакуацию во время Второй мировой войны, во время оккупации меняла последние чудом уцелевшие драгоценности на хлеб и крупу. Когда немцы оставили Феодосию, вдову Айвазовского, постаревшую, всеми забытую, отыскал художник Николай Самокиш и забрал в свой дом в Симферополе. Анна похоронена рядом с мужем, в сквере армянской церкви, где их когда-то повенчали.

Источники: Артхив, Википедия

www.izbrannoe.com

Выставка «Иван Айвазовский. Крым-Подмосковье» | izi.TRAVEL

18 марта в Музейно-выставочном комплексе Московской области  «Новый Иерусалим» открылась выставка картин всемирно известного русского художника Ивана Айвазовского. Она приурочена к годовщине воссоединения Крыма с Россией и продлится до конца мая.

Необходимо отметить, что в 2015 году между Правительствами Московской области и Республики Крым было подписано Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, в рамках которого была достигнута договоренность об организации выставки Айвазовского.

В экспозиции «Айвазовский. Крым-Подмосковье» представлено 19  работ знаменитого художника, восемь из них – из Феодосийской картинной галереи, где находится большая часть творений великого мариниста. Кроме того, в выставке участвуют Серпуховский историко-художественный музей,  Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник, Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово», Химкинская картинная галерея, Музей «Зарайский кремль», Музей-заповедник «Усадьба «Мураново» им. Ф.И. Тютчева» и МВК «Новый Иерусалим».

«Масштабные художественные выставки в Подмосковье проходят регулярно, но такой проект, когда на одной площадке собраны  живописные полотна Айвазовского из Московской области и Крыма, делаем впервые, – отметил первый заместитель Секретаря Московского областного регионального отделения партии «Единая Россия» и координатор проекта Олег Рожнов. –  Крым и Подмосковье в культуре очень многое объединяет. Многие великие писатели и художники, как, например,  Антон Павлович Чехов, проживая под Москвой, выезжали на лето в Крым и плодотворно там творили».

Иван Айвазовский считается выдающимся художником-маринистом и баталистом. Свое творчество он описывал так: «Каждая победа наших войск на суше или на море радует меня как русского в душе и дает мысль как художнику изобразить ее на полотне». Большую часть своих картин Айвазовский передал в дар основанной им в Феодосии картинной галерее, которая носит его имя.

izi.travel